Женский вопрос

Адаптированная и переведённая на балкарский язык поэтом Мурадином Ольмезовым пьеса по мотивам трагедии «Дом Бернарды Альбы» Гарсии Лорки, поставленная режиссёром Магомедом Атмурзаевым, стала очередным премьерным спектаклем. В «Семье Балдан» соответственно персонажи с балкарскими именами.
После спектаклей «Кровавая свадьба» и «Иерма», некогда созданных Балкарским театром, эта постановка свидетельствует об особом предпочтении национальной труппы, находящей в испанском менталитете некую аналогию с собственным этнохарактером. Возможно, это так. 
Отрадно, что зарубежная классика основательно прописана в репертуарах наших республиканских театров. Любовь к мировой и русской классике только поднимает авторитет театральных коллективов не только в глазах публики, но и тех, кто живо интересуется тем, чем живёт театральный Нальчик. По признанию заслуженного деятеля искусств, лауреата Госпремии республики Магомеда Атмурзаева, он никогда не ставит на сцене то, к чему не лежит душа. Гарсия Лорка для режиссёра – это то, что надо.
В прологе действия, где-то у самого основания кулис мы видим двух влюблённых, для которых существуют только их чувства. Это младшая дочь Балдан (в главной роли – заслуженная артистка КБР Асият Атмурзаева), Абат (заслуженная артистка КБР Мариям Сузаева) и Хызыр (артист Мурат Гиляхов).
В ролях также заняты: Ханифа – народная артистка КБР Роза Байзуллаева, Ауалият – заслуженная артистка КБР и КЧР, народная артистка ИР Фатима Жангуразова, Мёлехан – актриса Галима Таппасханова, Марзият – актриса Фатима Шидакова, Аминат – актриса Халимат Алтуева, Позия – заслуженная артистка КБР Людмила Бечелова, Фердаус – заслуженная артистка КЧР Роза Урусова, а также заслуженная артистка КБР и КЧР Рая Текуева; заслуженные артистки КБР Ольга Будева, Рая Токумаева и Лариса Бакуева.
Итак, задействована вся женская часть труппы, все те, чьи имена давно знакомы зрителям, полюбились как ветераны сцены, для которых служение театру остаётся одной и единственной страстью. Удивительно представили они нравы и традиции балкарского села.
Идея трагедии – извечное стремление женщины к личному счастью. Казалось бы, сама природа давно об этом позаботилась. Однако социум, человеческое общество и заданность природы – две непересекающиеся параллельные прямые. А точнее – антиподы, нередко вступающие в противоречие, в жёсткий враждебный поединок.
Сюжетная линия выстроена в контексте судьбы Балдан, по воле рока оказавшейся уже дважды вдовой и главой большого семейства с пятью дочерями. А, ну-ка, попробуй устроить бедной вдове судьбу каждой из дочерей, старшей из которых – Ауалият уже сорок. Самая молодая, Абат, влюблена и любима, причём тайно. Но Хызыр вот-вот женится на богатой наследнице Ауалият (дочери Балдан от первого мужа). Однако жизнь полна искушений и подводных камней, которые и приводят в итоге к трагическому исходу – Абат сводит счёты с жизнью, осознав, что ей никогда не соединить свою судьбу с Хызыром. И всё только потому, что так располагаются звёзды на небе. А в жизни раньше должна выйти замуж та, что старше.
 Судьба дочерей Балдан – неопределённость, вместе с исступленным стремлением к свободе и нездоровым (потому как они никогда не видели рядом с собой мужчины) влечением, где доминирует нерастраченная женская энергия. Факт, то и дело провоцирующий девушек на бескомпромиссное выяснение отношений – реальную вражду с взаимными оскорблениями, граничащую с жестокостью. В иных случаях и сама Балдан не чужда рукоприкладству. В редкие минуты просветления в ней просыпается жалость, материнское возвышенное чувство. Иногда мы видим на сцене, как мать и дочь обнимают друг друга: Балдан заботливо утирает слёзы дочери.
Но над ней довлеют нравы социума, где улица выносит свой вердикт преступившему неписанные законы быта, где виновный будет подвергнут всеобщему осмеянию, а то и забит камнями. Как женщина, которую толпа обвинила в убийстве собственного ребёнка. За сценой слышны шум и крики беснующихся в злобе людей и лай собак. Этот самосуд как напоминание сёстрам, что ждёт каждую, кто посмеет нарушить обывательскую мораль. Для Балдан это лишний повод вновь грозно напомнить дочерям о последствии непослушания.
В итоге спектакль впечатлил. Конечно же, насыщенностью эмоций, с превалированием страстей, любви, злобы, женской ревности, отчаяния с безысходностью, уготованной и матери, и дочерям судьбой. Именно она-то вносит свои коррективы в казалось бы заготовленный сюжет. Коррективы, невесть откуда, словно гейзер, выплеснувшиеся на голову вдовы и её дочерей. Семья узнаёт, наконец, тайну Абат – тайну её запретного плода. Горечи её, что сродни смертельному яду цикуты. Смерть Абат ставит последнюю трагическую точку в жестокой круговерти жизни. Рушится всё, и жизнь начнёт новый, возможно, ещё более трагический круговорот.
Нельзя не выделить актрису Асият Атмурзаеву, сыгравшую достоверную психологическую роль своей героини – матери Балдан. В ней сила пуританской убеждённости. Асият по-актёрски мастерски «ведёт» свою роковую роль с достоинством убеждённой хозяйки судеб своих дочерей. Она за них в ответе.
Актриса Мариям Сузаева являет девическую наивность в проявлении чувств, веруя, что она безраздельно владеет сердцем возлюблённого Хызыра. И в этой вере в любимого Абат пойдёт до конца. Актриса пленяет зрителя молодым задором, безмятежностью, игривым характером. Даже в страшных снах не чувствуя приближающейся для неё катастрофы. 
В целом же, труппа показала хорошую сыгранность, ансамблевую завершённость. Аплодисменты, столь же искренние и горячие, явились благодарным ответом на это, безусловно исполненное драматизма, действо.
Нельзя пройти мимо роли служанки Позии – канонического персонажа мировой классики, – эффектно сыгранной заслуженной артисткой КБР Людмилой Бечеловой. Ловкая и изворотливая, она – глаза и уши хозяйки дома. Нельзя не проникнуться сочувствием к Ауалият в трактовке Фатимы Жангуразовой, так естественно передаёт она чувства своей героини. Характерная актриса Роза Байзуллаева великолепна в роли блаженной Ханифы. Её выходы зал встречает шумными аплодисментами. 
По законам классики режиссёр удачно использовал единство места – дом Балдан, в унисон с художником-постановщиком, заслуженным деятелем искусств ИР Владимиром Баккуевым, который в сценографии использовал мавританский стиль: стулья с прямыми высокими спинками, затемнённость и занавес – паутина, о которую будут в отчаянье биться героини, дабы обрести свободу. Хотя антураж в соответствии с адаптированностью, казалось бы, предполагает горский вариант. Может быть, следовало в финале слегка хотя бы приглушить душераздирающий женский «хор», поднявший своды зала?
На сей раз, к удивлению преданных театралов, в зале был аншлаг. Зрители несколько минут стоя аплодировали артистам, подносили цветы, кричали «браво!»

Светлана МОТТАЕВА
 
По теме
 
В Кабардино-Балкарии откроют филиал военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил России - Sk-News.Ru В нём будут музейные и историко-мемориальные комплексы, макеты полигонов, спортивных сооружений, выставочных экспозиций образцов вооружений и военной техники.
20.07.2018
 
В сотрудничестве с опытными историками и духовенством карачаево-балкарская молодежь Ставрополья соберет уникальные этнографические сведения - Sk-News.Ru Краевая общественная организация «Карачаевский культурный центр «Алан» отправляется в этнографическую экспедицию, посвященную сбору информации по истории, обычаям и традициям карачаево-балкарского народа.
20.07.2018
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики Правоохранительными органами разыскивается Карымов Вячеслав Анатольевич, 1971 года рождения, уроженец города Набережные Челны Республики Татарстан.
22.07.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики
В Кабардино-Балкарии прошёл республиканский этап конкурса профессионального мастерства среди следователей органов предварительного следствия в системе МВД России.
02.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Кабардино-Балкарии откроют филиал военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил России - Sk-News.Ru В нём будут музейные и историко-мемориальные комплексы, макеты полигонов, спортивных сооружений, выставочных экспозиций образцов вооружений и военной техники.
20.07.2018 Sk-News.Ru
15 июля - день рождения Заура НАЛОЕВА. Газета выйдет несколькими днями позже, но я пишу этот текст именно сегодня.
18.07.2018 Газета Горянка
Дмитрий ЮРКОВ давно влюблен в Кавказ и Кабардино-Балкарию. На его ютуб-канале можно посмотреть два клипа на его песни, снятые в нашей республике, - «Кавказ»  и «Мамочка, не плачь».
18.07.2018 Газета Горянка
«Поёт Хусен Маремуков» – эту фразу многие из нас помнят с раннего детства.
17.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Руководитель ведомства осмотрел спортивные залы по вольной и греко-римской борьбе, залы бокса, тяжелой атлетики и карате в сельских поселениях Аушигер, Жемтала и Кашхатау.
20.07.2018 Министерство спорта КБР
"Спартак-Владикавказ" - "Спартак-Нальчик" - ФК Спартак-Нальчик В среду состоится первый официальный матч  нальчан в этом сезоне. На выезде подопечные Сергея Трубицина сыграют с одноклубниками из Владикавказа.
20.07.2018 ФК Спартак-Нальчик
Чемпионат мира по футболу, где бы он ни проходил, – событие, мягко говоря, незаурядное.
19.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Центральным событием прошедшего на нальчикском ипподроме в минувшее воскресенье очередного скакового дня стал розыгрыш Большого нальчикского приза ОКС – главного трофея  для чистокровных трёхлетних кобыл.
17.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
В спорткомплексе «Озон» посёлка Эльбрус  проходят учебно-тренировочные сборы команд России и Кабардино-Балкарии по боксу.
12.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Информация об объектах незаконного строительства - Городской округ Нальчик Управление муниципального контроля Местной администрации городского округа Нальчик продолжает мониторинг незаконно строящихся объектов, в том числе многоквартирных домов, возводимых без разрешительной документации.
21.07.2018 Городской округ Нальчик
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики МО МВД России «Прохладненский» устанавливается местонахождение Козлова Александра Викторовича, 16.07.1978 года рождения, зарегистрированного по адресу: КБР, г. Прохладный, ул.
21.07.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики