Женщина-волшебница, женщина-колдунья

Фото: www.kbpravda.ru

Женщина в традиционном адыгском обществе всегда занимала почётное место. Вспомним Сатаней – главную героиню адыгского эпоса, распорядительницу всего нартского хозяйства, воспитательницу многих нартских богатырей. Являясь хранительницами домашнего очага, передающими новым поколениям этнокультурные традиции, женщины всегда создавали  материальный культурный мир, имеющий самобытность, утилитарность и декоративность.
Культ женщины отражался в материальной культуре адыгов. Так, в женской половине дома хранились сакральные предметы женского культа – статуэтки, которые обозначались словом «гуащэ». Существовал древний обряд, согласно которому свёкор заменял невестке традиционную шапочку на платок. Это было связано с появлением в семье первенца и изменением статуса снохи на более высокий, а старшая женщина в роду начинает ассоциироваться с праматерью, от которой идёт род. Вместе с тем подчинённое положение женщин было обусловлено культурой жизнеобеспечения адыгов, которая предусматривала социальные роли жены, хозяйки, матери.
В адыгских племенах в семьях княжеско-дворянской знати и крестьян мальчики имели более высокий социальный статус, чем девочки. Об этом свидетельствует хотя бы наличие таких женских имён, как Хуэмей (ненужная), Ямыдэ (нежеланная) и других, которые давались девочкам, если они рождались подряд.
 В историческом плане предпочтение детей мужского пола имело несколько причин. В первобытном обществе оно было связано с развитием патриархата, в раннеклассовом – с военно-феодальным бытом (мальчики – воины – добытчики), в крестьянском – с потребностью в рабочих руках и опорой для родителей в старости. Адыги говорили: девочка – это дитя чужих людей, «хамэ бын». 
Шло чёткое разграничение желаемых нравственных качеств в зависимости от пола ребёнка. В воспитании мальчиков главное внимание уделялось развитию трудолюбия, выносливости, военно-физических навыков. Девочек же готовили к будущей супружеской жизни,  умению вести домашнее хозяйство, в том числе шить, ткать, вышивать, плести.
Гендерные разграничения касались не только повседневных взаимоотношений, но и народных промыслов. Художественная обработка твёрдых материалов относилась к кругу мужских ремёсел, а некоторые традиционные виды кабардинского народного искусства считались преимущественно женскими. Они были связаны с изготовлением одежды и украшением жилища. Наибольшей художественной ценностью обладали вышивка золотом и серебром, плетение циновок, тиснение и аппликация по коже.
Прядение, ткачество, плетение, шитьё также считались сугубо женскими. Рукоделие воспитывало в девочках терпение, усидчивость, эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, уважение к труду. Женщина, создававшая прекрасные работы, была такой же гармоничной, как её произведения. Существовала так называемая возрастная иерархия в женском пространстве ремёсел: бабушки изготавливали пряжу, женщины ткали, девочки плели тесьму.
Абсолютно женским видом ремесла считалась обработка шерсти. В этом трудоёмком процессе участвовали и дети. Много терпения и упорства требовалось для этой однообразной и утомительной работы, но ещё немало труда требовалось для того, чтобы из шерсти изготовить черкеску, бешмет, войлок. Для женщин, приобщавшихся к этому делу, считалось одним из самых больших достоинств уметь делать шерсть и предметы быта из неё.
О мастерстве и вкусе женщин и девушек рода в прежние времена можно было судить по тому, какую обувь носили домочадцы. Семьи были большими, поэтому обуви приходилось изготовлять много.
Одним из наиболее древнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгских женщин было филейное кружево, с помощью которого изготавливались тончайшие шёлковые платки «шылэхъар» с вышивкой, басонным плетением и бахромой. Принцип работы состоял в плетении очень тонкого полотна по подобию рыболовной сетки при помощи небольшого специального крючка, на который наматывалась шёлковая нить. Величину ячейки сетки определяла ширина палочки, которую держали в другой руке. Эта работа настолько трудоёмкая, что на изготовление одного платка у опытных мастериц требовалось около полугода, а то и больше. Одобрялось и поощрялось преподнести такой платок в подарок ближайшим родственницам будущего мужа. 
Девочки и девушки учились у известных мастериц кройке, шитью, изготовлению циновок – арджэн. В качестве мастериц часто выступали ближайшие родственницы  –  матери, тёти, старшие сёстры и кормилицы.
Вышивка золотыми и серебряными нитями имела большую художественную ценность. Она была связана с изготовлением традиционной одежды, принадлежностей оружия и конского убранства, украшением предметов быта и жилищного убранства адыгов.
Шитьё вприкреп – «дыщэ идэ», шитьё гладь (базарная вышивка) – «бэзэр идэ», тканье на дощечках галуна и плетение басонных изделий (плетёных шариков «дэнлэч», кисточек, пуговиц) – основные виды техник вышивки золотом и серебром.
Традиционные женские виды ремёсел адыгов в конце XX – начале XXI вв. претерпели множество преобразований и практически стали приходить в упадок в связи с тем, что в корне изменился быт женщин: они стали более эмансипированными и занятыми. На смену ручному труду пришла мощная компьютеризированная техника, материальный мир стал настолько многообразным, что практически исчезла необходимость выполнения сложнейших ручных работ. Но, несмотря на это, ради сохранения и продолжения культурных материальных традиций новые поколения в наши дни познают секреты древних ремёсел, не разграничивая традиционные промыслы на женские и мужские. Доказательство тому – наши современники: мастер золотошвейного искусства Вячеслав Мастафов, ювелир Ася Еутых, мастер по изготовлению циновок Руслан Мазлоев.
Маринетта Дагирова и Джульетта Шетова, в совершенстве владеющие секретами золотошвейного мастерства, не только создают уникальные произведения, но и обучают этому искусству. Модельер Мадина Саральп и художник адыгской национальной одежды Мадина Хацукова популяризируют, возрождают и обогащают современную адыгскую материальную культуру, Жанна Хараева в отрасли национальной сценической одежды создаёт яркие костюмы с помощью древних мотивов и новых современных материалов и технологий.
Роль адыгской женщины в традиционной материальной культуре народа во все времена невозможно переоценить. Преемственность культурных традиций, передававшихся из поколения в поколение в процессе трудового воспитания молодёжи, отражалась в декоре и материальной культуре в целом, сочетала утилитарные, художественные и религиозно-магические элементы.
В эпоху хрупкого материального мира и единых стандартов всё более ценными становятся предметы декоративного искусства народных умелиц адыгов. Современность демонстрирует необходимость возврата к традиционным культурным ценностям и народным ремёслам.

Ирина МАМБЕТОВА
 
По теме
В Кабардино-Балкарии откроют филиал военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил России - Sk-News.Ru В нём будут музейные и историко-мемориальные комплексы, макеты полигонов, спортивных сооружений, выставочных экспозиций образцов вооружений и военной техники.
20.07.2018
 
В сотрудничестве с опытными историками и духовенством карачаево-балкарская молодежь Ставрополья соберет уникальные этнографические сведения - Sk-News.Ru Краевая общественная организация «Карачаевский культурный центр «Алан» отправляется в этнографическую экспедицию, посвященную сбору информации по истории, обычаям и традициям карачаево-балкарского народа.
20.07.2018
Hafice2018 - Общественная палата Общественники Кабардино-Балкарии отметили деятельность творческих союзов   Комиссия Общественной палаты КБР по культуре и СМИ подвела итоги мониторинга деятельности НКО в сфере культуры в 2017 году и I полугодии 20
19.07.2018
 
19 июля 1893 года в Грузии в селе Багдади, неподалёку от Кутаиси, в семье скромного и трудолюбивого русского лесничего Владимира Константиновича и Александры Алексеевны Маяковских появился сын.
19.07.2018
Прокуратура Лескенского района утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя Черекского района, 03.09.1989 года рождения.
19.07.2018 Прокуратура КБР
В Кабардино-Балкарии прошёл республиканский этап конкурса профессионального мастерства среди следователей органов предварительного следствия в системе МВД России.
02.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Кабардино-Балкарии откроют филиал военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил России - Sk-News.Ru В нём будут музейные и историко-мемориальные комплексы, макеты полигонов, спортивных сооружений, выставочных экспозиций образцов вооружений и военной техники.
20.07.2018 Sk-News.Ru
В сотрудничестве с опытными историками и духовенством карачаево-балкарская молодежь Ставрополья соберет уникальные этнографические сведения - Sk-News.Ru Краевая общественная организация «Карачаевский культурный центр «Алан» отправляется в этнографическую экспедицию, посвященную сбору информации по истории, обычаям и традициям карачаево-балкарского народа.
20.07.2018 Sk-News.Ru
15 июля - день рождения Заура НАЛОЕВА. Газета выйдет несколькими днями позже, но я пишу этот текст именно сегодня.
18.07.2018 Газета Горянка
Дмитрий ЮРКОВ давно влюблен в Кавказ и Кабардино-Балкарию. На его ютуб-канале можно посмотреть два клипа на его песни, снятые в нашей республике, - «Кавказ»  и «Мамочка, не плачь».
18.07.2018 Газета Горянка
«Поёт Хусен Маремуков» – эту фразу многие из нас помнят с раннего детства.
17.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Руководитель ведомства осмотрел спортивные залы по вольной и греко-римской борьбе, залы бокса, тяжелой атлетики и карате в сельских поселениях Аушигер, Жемтала и Кашхатау.
20.07.2018 Министерство спорта КБР
"Спартак-Владикавказ" - "Спартак-Нальчик" - ФК Спартак-Нальчик В среду состоится первый официальный матч  нальчан в этом сезоне. На выезде подопечные Сергея Трубицина сыграют с одноклубниками из Владикавказа.
20.07.2018 ФК Спартак-Нальчик
Чемпионат мира по футболу, где бы он ни проходил, – событие, мягко говоря, незаурядное.
19.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Центральным событием прошедшего на нальчикском ипподроме в минувшее воскресенье очередного скакового дня стал розыгрыш Большого нальчикского приза ОКС – главного трофея  для чистокровных трёхлетних кобыл.
17.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
В спорткомплексе «Озон» посёлка Эльбрус  проходят учебно-тренировочные сборы команд России и Кабардино-Балкарии по боксу.
12.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики МО МВД России «Прохладненский» устанавливается местонахождение Козлова Александра Викторовича, 16.07.1978 года рождения, зарегистрированного по адресу: КБР, г. Прохладный, ул.
21.07.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики МО МВД России «Прохладненский» устанавливается местонахождение Козлова Олега Петровича, 1957 года рождения, зарегистрированного по адресу: КБР, Прохладненский район, ст.
21.07.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики
20 июля с 10:00 до 14:00, в связи с проведением аварийно-ремонтных работ по улице Калюжного, будет произведено отключение водоснабжения района, ограниченного улицами Калюжного,
20.07.2018 Городской округ Нальчик