Женщина в традиционном адыгском обществе всегда занимала почётное место. Вспомним Сатаней – главную героиню адыгского эпоса, распорядительницу всего нартского хозяйства, воспитательницу многих нартских богатырей. Являясь хранительницами домашнего очага, передающими новым поколениям этнокультурные традиции, женщины всегда создавали материальный культурный мир, имеющий самобытность, утилитарность и декоративность.
Культ женщины отражался в материальной культуре адыгов. Так, в женской половине дома хранились сакральные предметы женского культа – статуэтки, которые обозначались словом «гуащэ». Существовал древний обряд, согласно которому свёкор заменял невестке традиционную шапочку на платок. Это было связано с появлением в семье первенца и изменением статуса снохи на более высокий, а старшая женщина в роду начинает ассоциироваться с праматерью, от которой идёт род. Вместе с тем подчинённое положение женщин было обусловлено культурой жизнеобеспечения адыгов, которая предусматривала социальные роли жены, хозяйки, матери.
В адыгских племенах в семьях княжеско-дворянской знати и крестьян мальчики имели более высокий социальный статус, чем девочки. Об этом свидетельствует хотя бы наличие таких женских имён, как Хуэмей (ненужная), Ямыдэ (нежеланная) и других, которые давались девочкам, если они рождались подряд.
В историческом плане предпочтение детей мужского пола имело несколько причин. В первобытном обществе оно было связано с развитием патриархата, в раннеклассовом – с военно-феодальным бытом (мальчики – воины – добытчики), в крестьянском – с потребностью в рабочих руках и опорой для родителей в старости. Адыги говорили: девочка – это дитя чужих людей, «хамэ бын».
Шло чёткое разграничение желаемых нравственных качеств в зависимости от пола ребёнка. В воспитании мальчиков главное внимание уделялось развитию трудолюбия, выносливости, военно-физических навыков. Девочек же готовили к будущей супружеской жизни, умению вести домашнее хозяйство, в том числе шить, ткать, вышивать, плести.
Гендерные разграничения касались не только повседневных взаимоотношений, но и народных промыслов. Художественная обработка твёрдых материалов относилась к кругу мужских ремёсел, а некоторые традиционные виды кабардинского народного искусства считались преимущественно женскими. Они были связаны с изготовлением одежды и украшением жилища. Наибольшей художественной ценностью обладали вышивка золотом и серебром, плетение циновок, тиснение и аппликация по коже.
Прядение, ткачество, плетение, шитьё также считались сугубо женскими. Рукоделие воспитывало в девочках терпение, усидчивость, эстетический вкус, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, уважение к труду. Женщина, создававшая прекрасные работы, была такой же гармоничной, как её произведения. Существовала так называемая возрастная иерархия в женском пространстве ремёсел: бабушки изготавливали пряжу, женщины ткали, девочки плели тесьму.
Абсолютно женским видом ремесла считалась обработка шерсти. В этом трудоёмком процессе участвовали и дети. Много терпения и упорства требовалось для этой однообразной и утомительной работы, но ещё немало труда требовалось для того, чтобы из шерсти изготовить черкеску, бешмет, войлок. Для женщин, приобщавшихся к этому делу, считалось одним из самых больших достоинств уметь делать шерсть и предметы быта из неё.
О мастерстве и вкусе женщин и девушек рода в прежние времена можно было судить по тому, какую обувь носили домочадцы. Семьи были большими, поэтому обуви приходилось изготовлять много.
Одним из наиболее древнейших видов декоративно-прикладного искусства адыгских женщин было филейное кружево, с помощью которого изготавливались тончайшие шёлковые платки «шылэхъар» с вышивкой, басонным плетением и бахромой. Принцип работы состоял в плетении очень тонкого полотна по подобию рыболовной сетки при помощи небольшого специального крючка, на который наматывалась шёлковая нить. Величину ячейки сетки определяла ширина палочки, которую держали в другой руке. Эта работа настолько трудоёмкая, что на изготовление одного платка у опытных мастериц требовалось около полугода, а то и больше. Одобрялось и поощрялось преподнести такой платок в подарок ближайшим родственницам будущего мужа.
Девочки и девушки учились у известных мастериц кройке, шитью, изготовлению циновок – арджэн. В качестве мастериц часто выступали ближайшие родственницы – матери, тёти, старшие сёстры и кормилицы.
Вышивка золотыми и серебряными нитями имела большую художественную ценность. Она была связана с изготовлением традиционной одежды, принадлежностей оружия и конского убранства, украшением предметов быта и жилищного убранства адыгов.
Шитьё вприкреп – «дыщэ идэ», шитьё гладь (базарная вышивка) – «бэзэр идэ», тканье на дощечках галуна и плетение басонных изделий (плетёных шариков «дэнлэч», кисточек, пуговиц) – основные виды техник вышивки золотом и серебром.
Традиционные женские виды ремёсел адыгов в конце XX – начале XXI вв. претерпели множество преобразований и практически стали приходить в упадок в связи с тем, что в корне изменился быт женщин: они стали более эмансипированными и занятыми. На смену ручному труду пришла мощная компьютеризированная техника, материальный мир стал настолько многообразным, что практически исчезла необходимость выполнения сложнейших ручных работ. Но, несмотря на это, ради сохранения и продолжения культурных материальных традиций новые поколения в наши дни познают секреты древних ремёсел, не разграничивая традиционные промыслы на женские и мужские. Доказательство тому – наши современники: мастер золотошвейного искусства Вячеслав Мастафов, ювелир Ася Еутых, мастер по изготовлению циновок Руслан Мазлоев.
Маринетта Дагирова и Джульетта Шетова, в совершенстве владеющие секретами золотошвейного мастерства, не только создают уникальные произведения, но и обучают этому искусству. Модельер Мадина Саральп и художник адыгской национальной одежды Мадина Хацукова популяризируют, возрождают и обогащают современную адыгскую материальную культуру, Жанна Хараева в отрасли национальной сценической одежды создаёт яркие костюмы с помощью древних мотивов и новых современных материалов и технологий.
Роль адыгской женщины в традиционной материальной культуре народа во все времена невозможно переоценить. Преемственность культурных традиций, передававшихся из поколения в поколение в процессе трудового воспитания молодёжи, отражалась в декоре и материальной культуре в целом, сочетала утилитарные, художественные и религиозно-магические элементы.
В эпоху хрупкого материального мира и единых стандартов всё более ценными становятся предметы декоративного искусства народных умелиц адыгов. Современность демонстрирует необходимость возврата к традиционным культурным ценностям и народным ремёслам.
Женщина-волшебница, женщина-колдунья
Фото: www.kbpravda.ru
Источник: Кабардино-Балкарская правда
21.09.2017 10:30