Забытая мелодия сердца

Эльдар РЯЗАНОВ и после своего ухода остается триумфатором всевозможных рейтингов фильмов и опросов, кажется, что не фильм, то хит. Даже нет смысла перечислять их. Но и в его фильмографии есть картины, которые вроде бы скромнее остальных, незаметнее – о них не вспоминаешь в первую очередь, когда заходит речь о режиссере.
«Забытая мелодия для флейты» - именно такой фильм. Вышедший в 1987 году, он состоялся благодаря идеологическим послаблениям времен перестройки и стал грустным взглядом вслед уходящей эпохе. Не то, чтобы в новой российской реальности Рязанов не смог состояться (с 1991 по 2006 год он снял восемь фильмов), но все-таки его время – тучные годы застоя – период дефицита и очередей, горькой иронии и какой-то особой кинематографической теплоты.
В «Забытой мелодии» отчетливо видны элементы фирменного режиссерского стиля. В первую очередь это социальная сатира: Эльдар Рязанов тонко высмеивает бюрократию, мелкое чиновничество, строгую регламентированность и заорганизованность жизни (чего стоит только название учреждения – «Главное управление свободного времени»). Его взгляд имеет особый ракурс: герои ровно настолько же верят в правильность происходящего, насколько сам режиссер не верит в нее. Из этого несоответствия вырастает такой комический эффект, который становится стилистическим приемом, частью авторского почерка. Анализируя фильм, хочется вновь аплодировать Эмилю БРАГИНСКОМУ – сценаристу, работавшему с Рязановым во многих картинах. Его человеческая и профессиональная тактичность проявляется не только в безошибочном выборе темы и материала, но и в том, как он к ним подходит, что выносит на первый план, что оставляет в подтексте, как пишет образы героев, какими качествами их наделяет.
Герои – еще одна режиссерская фишка: Рязанову удается сделать их удивительно трогательными в тех ситуациях, в которые их ставит жизнь. Они не избегают ошибок и не лишены недостатков, часто кажутся смешными то в силу своей наивности, то в результате неловкости. Но неизменно всегда одно – любовь, с которой к ним относятся создатели картины, человечность и правдивость в их изображении – кажется, что они не придуманы, а срисованы с реальных людей. Все это ярко выражено в «Забытой мелодии для флейты»: и режиссер, и сценарист, и актеры любят своих героев, могут над ними посмеиваться, но это не то же самое, что высмеивание. Говоря об актерах, в первую очередь хочется сказать о Леониде ФИЛАТОВЕ. Его Леонид Филимонов вызывает то жалость, то раздражение, но слишком уж он понятен и словно бы хорошо знаком. Это ощущение возникает с каждым героем – и с медсестрой Лидой (Татьяна ДОГИЛЕВА), и с женой Еленой, и с чиновниками-коллегами Леонида (Всеволод САНАЕВ, Валентин ГАФТ, Ольга ВОЛКОВА, Александр ШИРВИНДТ), и даже с соседкой-сплетницей Лиды (Елена МАЙОРОВА). Все они очень типичны, но в то же время в них есть индивидуальность, которая во многом стала возможной благодаря безукоризненным актерским работам: хочется разобрать по эпизодам этот фильм и наслаждаться видеоцитатами.
Особое место в фильмах Рязанова занимает музыка: его многолетнее сотрудничество с Андреем ПЕТРОВЫМ и сегодня вызывает интерес меломанов, а темы к «Служебному роману», «Гаражу» или «Иронии судьбы» - источник вдохновения не только для диджеев, но и для нас, простых и преданных зрителей. Но в «Забытой мелодии» у музыки совсем иной статус – она не просто фон, а сквозная метафора, которая проходит через весь фильм: от названия до эволюции образа главного героя. И сама флейта, и музыка, и возвращение к ней – символ возрождения Леонида, преображения его сердца, возвращения к самому себе. Понимание этой тонкой грани женщиной, которую он любит, еще раз говорит о том, что способность чувствовать и жить сердцем – привилегия, отличающаяся от покровительства высокопоставленного лица или ученой степени.
Здесь вырисовывается еще один штрих, по которому безошибочно узнаешь Эльдара Рязанова, – необыкновенный лиризм его повествования. Кажется, сквозь бытовую беспросветность, банальности и стереотипы в его фильмах прорастает лирический мотив, расставляющий все по своим местам.

Марина БИТОКОВА
Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
Кабардино-Балкарская правда
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария
Растим в читателях патриота и человека - Sk-News.Ru Специальной военной операции третий год. Сейчас она пишет свою историю. У неё есть свидетели, тысячи свидетелей — её участники, которые проявляют отвагу, мужество и героизм, получают боевые награды, рискуют собой,
Sk-News.Ru
Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
Газета Нальчик