WOMAD-RUSSIA-2013: искусство без границ

21-22 сентября «неформалы» нашего Отечества, наконец, дождались открытия крупнейшего в мире музыкального фестиваля WOMAD (World of Music, Arts & Dance) на Комсомольской поляне у подножия горы Машук в Пятигорске. Впервые за всю историю фестиваль проходил в России, где еще два года будет радовать поклонников этно-музыки. Напомним, организаторами фестиваля с российской стороны выступили продюсерская компания «Green Wave» и Фонд социальных проектов «Посети Кавказ».
Генеральный директор фестивалей WOMAD Крис СМИТ во время пресс-конференции подчеркнул, что основная идея фестиваля – единство мультикультурного пространства. Но, кроме собственно культуры, фестиваль должен привлечь внимание к стране и региону, что им только на пользу.
Как и обещали организаторы, в программу вошли исполнители, работающие в самых разных стилях и направлениях. Хотя доминировала все же этника во всем богатстве и разнообразии направлений: от реконструированной архаики до современных миксов. WOMAD развернул палатки и для мастеров декоративно-прикладного искусства, достойно представивших свои регионы. В «Деревне ремесел» можно было не только полюбоваться красочными костюмами, образцами старинного вооружения, украшениями из разных материалов, декоративной выпечкой и прочей красотой, но и испытать себя в роли мастера. Впрочем, обо всем по порядку.

Собственно Кавказ

Нужно сразу сказать, что наш регион на фестивале был представлен достойно, хотя и не очень широко. Большинство номеров программы республик СКФО составляли танцы, и вокалисты не подвели – от Кабардино-Балкарии выступили Ауес ЗЕУШЕВ, Азнор АТТАЕВ, Халимат ГЕРГОКАЕВА. Огромным успехом пользовались взрослые и особенно детские коллективы - «Даймохк» (Ингушетия), «Ридада» (Карачаево-Черкесия), «Кавказ» (Кабардино-Балкария). Шквалом аплодисментов награждали выступление ансамблей «Лезгинка» (Дагестан), «Некрасовские казаки» (Ставрополье), «Кабардинка» и «Балкария» (КБР), а также «Симд» из Южной Осетии. Однако очень хотелось бы в дальнейшем видеть музыкантов, играющих на аутентичных инструментах, например, шикапшине - того же Зубера ЕУАЗА, камыле (дудка) Анзора Увижева; исполнителей народных песен – ансамбль «Бжамий» или даже ансамбль народных инструментов колледжа искусств «Шикапшина». «Черкесский круг» Роберта САРАЛЬПА (или хотя бы фрагмент шоу), на наш взгляд, прекрасно бы смотрелся на фестивале. А если учесть, что каждое выступление именно представителей Кавказа публика воспринимала восторженно, что свидетельствует о неподдельном интересе к культуре нашего региона, нужно ли говорить, что просвещать можно не только с помощью зрелищ (хотя куда без них?), но и знакомства с более глубокими пластами культуры, показать, что она, культура, не только красива, но и обращена к человеку, его душе. Закавказье представили две крупные фигуры в мире музыки – джаз дива Нино КАТАМАДЗЕ, буквально державшая публику в трансе, и мэтр инструментальной музыки Дживан ГАСПАРЯН.

Чтобы лучше видеть

Среди именитых мировых исполнителей выделялись две полярные личности: португальская исполнительница песен в жанре фадо Дона РОЗА и самый титулованный участник фестиваля – народный артист СССР Дживан Гаспарян, известный за рубежом как автор музыки к голливудским лентам «Последнее искушение Христа» и «Гладиатор». Первая – слепая уличная певица, чье музыкальное образование составляли песни кумиров, второй – консерваторский профессор, в ком, однако, нет ни тени «академической неприступности» и для кого все люди равны, как и музыкальные стили и направления. «Главное, чтобы музыкант был хороший», - говорит он. Звуки, извлекаемые им из традиционного армянского инструмента – дудука, словно вобрали в себя стоны израненного сердца и размышления о судьбе многострадального народа, чья музыкальная культура давно вошла в сокровищницу культуры мировой.
В чем-то истории этих людей схожи: оба проявили себя еще в раннем детстве. Гаспарян, дитя войны, взял в руки дудук в возрасте шести лет, был самоучкой, но позднее получил музыкальное образование, окончил Ереванскую государственную консерваторию, где преподает уже много лет, выпустил не одно поколение музыкантов.  Дону Розу судьба, мягко говоря, не баловала: девочка не знала, что значит иметь собственный дом, поскольку ее родители нищенствовали. В четыре года Роза переболела менингитом, после чего лишилась зрения. Как и ее родители, жила за счет подаяний, а став старше, начала петь на улицах родного Лиссабона, и сила ее таланта привлекла к ней немало восторженных зрителей. Похожее детство было у Эдит ПИАФ, однако столько лишений, сколько перенесла португальская исполнительница, не знал, наверное, никто. И эта грусть, ощущение одиночества и неприкаянности отразились в ее песнях, как и необыкновенное видение мира – глубоко человечное и полное сочувствия к ближнему, любви к природе и солнцу, которое она видит не глазами, а сердцем. В одной из ее песен есть строки: «Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть… целую землю», а в другой, самой знаменитой ее песне поется: «Пой, друг мой, пой, / Споем нашу песню, / Ты ведь одинок…» Только в 1999 году, когда певице исполнилось 42 года, ее заметил известный австрийский продюсер, и судьба, наконец, повернулась к ней светлой стороной. В 2000 году Дона Роза выпустила свой первый альбом. С тех пор она принимает участие во многих международных фестивалях, где, аккомпанируя себе на треугольнике, когда-то подаренном другом, покоряет зрителей чистым и поистине народным тембром голоса, необыкновенной земной добротой и полным отсутствием даже намека на гламур. Так что кажется, будто перед тобой не мировая знаменитость, а знакомая бабушка, чей образ говорит: «Я знаю, что в жизни по-настоящему ценно». И выступающие с Доной Розой музыканты относятся к ней подчеркнуто уважительно и бережно, что не ускользает от внимания зрителей.

Эпическая мощь

Такое ощущение дало выступление одной из самых ярких звезд российской этно-музыки – ПЕЛАГЕИ. Необыкновенно сильный голос с широчайшим диапазоном и богатством тембра, неповторимая исполнительская манера сразу покорили всех зрителей, а их собралось у сцены B, где выступала певица, очень много. Энергетика молодой исполнительницы была столь сильна, что казалось, ей и отведенного пространства мало, словно в женском теле воплотилось некое мифическое существо. И при более близком общении во время пресс-конференции эта энергетика не только не уходила, но даже усиливалась. Девушка, не обнаружив и тени усталости, с явным удовольствием отвечала на вопросы журналистов. В частности, сообщила, что в ее ближайших планах – совместное выступление с исполнителями Кавказа – региона, который она хорошо знает и где чувствует себя как дома.
Еще один коллектив, который невозможно не отметить, - ансамбль «Троица» из Белоруссии. Основатель и руководитель ансамбля Иван КИРЧУК – профессиональный музыкант, выпускник Минского института культуры, фольклорист и вокалист с насыщенным тембром голоса, дающим огромные возможности. Коллектив образовался в 1995 году, но в нынешнем составе выступает с 1999 года. Сложно назвать фестивальную площадку в Европе, которую не покорил бы этот уникальный ансамбль, создающий композиции в стиле folk fusion, объединяя фольклор с современными техниками и задействуя самые разные музыкальные инструменты. В конечном итоге получаются яркие, мощные образы, как, например, мифический медведь в одноименной композиции.

«Экологически чистый» звук

Но, оказывается, есть и другой способ достичь эффекта достоверности – исключить вообще все инструменты, кроме хомуса и… человеческого голоса. Поистине «экологически чистый» звук подарили зрителям участницы трио «Ayarkhaan» из Якутии. Голоса девушек способны заменить не только целый оркестр, но и изобразить пение птиц, шелест трав, песнь матери-земли. Аккомпанируя себе на хомусе, девушки словно воссоздают природное и культурное пространство своего края. Ощущение первозданности и чистоты звука – вот, пожалуй, самое ценное, что может дать этническая музыка. «Ayarkhaan» стремится к аутентичности, чем и покоряет зрителей.

De profundis

Глубинная мощь звука, словно извлекаемого из самых недр земли и вырывающегося наружу, - вот визитная карточка всемирно известного тувинского ансамбля «ХУУН ХУУР ТУ», уже более двадцати лет выступающего на международных фестивалях. Цель музыкантов, воплощающих на сцене тувинское горловое пение, - реконструкция наследия национальной культуры, что называется, «в чистом виде». Даже музыкальные инструменты исполнителей сделаны их собственными руками из натуральных материалов, так что они аутентичны, как и техника исполнения народных песен. Во время встречи с журналистами музыканты рассказали, как собирают и восстанавливают наследие по крупицам. Руководитель группы - заслуженный артист Республики Тыва Саян БАЛА пояснил, что, несмотря на десятилетия забвения, народные песни в деревнях сохранились. Для народного певца в сущности неважно, где он выступает, сценой может служить как бескрайняя степь, так и подмостки. А самый старший участник ансамбля – народный «горловик» Республики Тыва, заслуженный артист России Кайгал-оол ХОВАЛЫГ пояснил «Горянке», что в республике нет проблемы с сохранением родного языка, поскольку молодежь говорит на нем свободно, сельский ландшафт значительно преобладает над городским, что тоже способствует сохранению народной культуры. Кстати, тувинский язык относится к тюркской языковой семье и обнаруживает явное сходство с балкарским.

Почувствовать себя мастером

По всем параметрам этот фестиваль настолько отличается от того, к чему мы привыкли, что об этих его отличиях стоит поговорить отдельно. Приятно удивили хорошая организация (без каких-либо временных нестыковок), весьма ненавязчивое присутствие многочисленной полицейской охраны, доброжелательное отношение к каждому посетителю. Да и сами посетители едва ли не интереснее, чем исполнители. Широко были представлены Ставропольский край, северокавказские республики, а также Москва, Санкт-Петербург и другие города. Многие пришли целыми семьями, расположились с комфортом на поляне, и даже самые маленькие чувствовали себя здесь прекрасно. И не только потому, что вход для них был бесплатным, но и потому, что вся атмосфера праздника располагала к самому хорошему настроению. Впрочем, для детей была предусмотрена отдельная творческая программа: гостьи из Англии Дот ЯНГ и Мэнди АДАМС, представлявшие организаторов фестиваля, готовили детей к праздничному шествию с Жар-птицей: раскрашивали лица яркими узорами и проводили мастер-класс по изготовлению головных уборов, масок и «факелов» из красной фольги. Вся эта светящаяся мишура благодаря маленьким лампочкам в сумерках создавала поистине волшебный эффект. Сама фигура птицы несколько напоминала «рукотворного нетопыря» из фильма «Сказка странствий», но в сумерках оживилась. «Мы избрали Жар-птицу символом фестиваля, так как она дает свет и силу волшебства. Все ребята здесь очень талантливые, с ними легко работать», - признаются Дот и Мэнди. Обе дамы живут в Лондоне, Дот - шотландка, поэтому, как она признается, мифы и сказки ей очень близки.
Что до остальных мастеров «Деревни ремесел», расположившейся несколько в стороне от музыкантов и зрителей, такое богатство нечасто можно встретить даже на таком фестивале. Для любителей создавать красоту своими руками проводили мастер-классы. Преподаватели и студенты Пятигорского художественно-промышленного колледжа (филиал МГХПА им. С.Г. СТРОГАНОВА) учили ребятишек работать на гончарном круге, а также техникам росписи по дереву и прочим ремеслам. Художник-керамист Александр КОСТЮКОВ, преподаватель колледжа, начал заниматься гончарным делом еще в советское время, когда трудно было найти литературу и прочие источники, тем не менее сделал немало для возрождения старинной техники. Александр считает, что научиться «лепить горшки» может любой желающий, однако стать художником-керамистом – только талантливый человек.
Ставропольский краевой дом народного творчества представил коллекцию кукол-оберегов. «Эти куклы – самые древние, а это – Спиридон-солнцеворот, колесико с крестиком – индоевропейское изображение солнца, - поясняет мастер Лариса МИШИЕВА. – А это кукла Ленок – тоже очень древняя, сделана изо льна. Считалось, что лен впитывает не только воду, но и негативные эмоции, и если у человека тяжело на душе, нужно приложить куклу к груди, и все пройдет. В дом Ленок приносил мир и лад. Эта фигурка мужская, а эта, с косой, - женская, на спине у нее крест – символ солнца. Этот красавец в красной шапке и с большой ложкой – домовой Кузя, кукла более позднего периода. Кузя приносит удачу и достаток».
Но больше всех ремесел заинтересовало кузнечное дело. Мастера Зеленокумского центра внешкольной работы учили всех желающих кропотливому ремеслу изготовления кольчуги. На удивление ловко управлялись с металлическими кольцами и кусачками девочки. Маленькие красавицы с золотистыми волосами, видимо, предпочитают кусачки пяльцам. Кстати, одеты они были в реконструированные народные костюмы. На мой вопрос, сколько времени уходит на изготовление одной кольчужной рубахи, руководитель военно-исторического объединения «Застава» ЗЦВР Игорь МАЛИК ответил, что на простую – около двух недель, на более сложную (когда кольца расплющиваются на наковальне) – не менее четырех месяцев. Тут же рядом висели готовые образцы, один весил двенадцать килограммов, другой полегче, но примерить его тоже не получилось – помешали локоны. Остроконечный шлем украшен лисьим хвостом (вместо плюмажа).
Для желающих приобщиться к гастрономической и танцевальной культуре разных народов участники фестиваля проводили мастер-классы.
В завершение хочется поблагодарить организаторов фестиваля за прекрасную возможность насладиться настоящим праздником искусства. Даже испортившаяся погода не помешала этому празднику состояться и уж точно не смогла заставить зрителей покинуть поляну. Благо, целлофановые дождевики продавали тут же, и к непогоде все они были раскуплены. Поклонники фестиваля уже давно выложили свои фото и видео в Интернете, ВКонтакте создана группа, участники которой делятся впечатлениями. Сложно сказать, какой коллектив или исполнитель самый популярный в интернет-сообществе. В основном наблюдался «кросс-культурный» интерес, когда больше восторгов вызывает культура не своего, а другого региона, что вполне понятно. Мы же со своей стороны добавим, что такие фестивали – не просто альтернатива дегуманизированной поп-культуре, но и одна из форм обогащающего межкультурного диалога, за которым – будущее.
 Юлия БЕКУЗАРОВА.
 
По теме
Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
Кабардино-Балкарская правда
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
Газета Нальчик
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария