Кантемир ШИПШЕВ – артист Государственного Кабардинского театра им. А.А. Шогенцукова, выпускник кабардинской студии Театрального института имени Бориса Щукина. Стоит лишь раз увидеть его на сцене, запоминаешь и его самого, и созданные им образы в «Черной бурке», «Грамматике любви» или «Хануме». Ожидая с нетерпением новых ролей, мы решили побеседовать с актером о духе русского театра, о заветных ролях и, конечно, о любви…
О выборе профессиии театра. Нашими преподавателями были сотрудники Музыкального театра Мустафа КУРАШИНОВ и Лидия КЕНЕТОВА. Помимо этого, у нас еще был и театральный кружок – целой группой из нашего класса мы ходили туда после уроков, учили и читали стихи, готовили какие-то постановки, и мне все это очень понравилось. Тогда я думал: здорово, может, актером стать?! Загорелся этим желанием и маму заразил, уже собирался поступать в СКГИИ, но тетя стала меня отговаривать: дескать, искусством не прокормишь себя… Я подумал и выбрал информатику, пошел на курсы, но все-таки мне это не очень нравилось, и ЕГЭ я не сдал. И в этот момент преподаватель нашего театра говорит, что у нас набирают кабардинскую студию. Когда узнал, что для сдачи экзаменов даже ехать в Москву не нужно, пошел и выяснил все, что нужно. Подготовился, необходимо было все сделать на кабардинском, я с трудом выучил – тогда совсем не говорил по-кабардински, только понимал.
Волновался нереально. Помню, когда объявляли результаты, уже не верил, что услышу свою фамилию, – список поступивших по алфавиту читали. Сколько радости было потом! Мама говорит: «Ты так светился!».
Об учебе и духе русского театра
- Я бы еще поучился с удовольствием года два, наверное, потому что много друзей там осталось. В плане самой учебы и времяпрепровождения в «Щуке» это было великолепно. Хотя в первый месяц было сложно адаптироваться под этот ритм. В половине десятого утра приходили в институт, в 12 ночи возвращались домой. Уходить не хотели, хотелось продолжать общаться со студентами старших курсов и преподавателями. Я мог спокойно подойти к любому из преподавателей за советом, помощью или поддержкой. Как будто в родной дом приехал – такие там отношения царили.
- В Щукинском училище и Театре им. Е.Б. Вахтангова сохранился дух русского театра – там больше придерживаются классических традиций, хотя есть и новые веяния, есть преподаватели, которые ориентируют на современный театр. Тем не менее здесь знаешь и чувствуешь, что такое русский театр.
О кабардинском языке
- Мои друзья в театре, актеры, работники сцены договаривались со мной так: «Давай, Кантемир, сегодня ты не говоришь ни одного слова по-русски!». Я их уговариваю, что не все знаю, не все могу передать на родном. Хорошо, тогда не более одного предложения по-русски в день. Постепенно учу кабардинский язык – стараюсь разговаривать только на нем в театре, читаю – особенно пьесы переведенные, которые идут в театре, много слушаю. Благодаря этому учу язык, учусь на нем работать. Для меня многое открылось через него.
О любимых ролях
- Любимая роль – Тузар в «Черной бурке». Она важна для меня тем, что благодаря ей понял, что могу играть, могу работать на протяжении всего спектакля непрерывно. Она многое дала мне в духовном плане и профессионально. Я стал тем артистом, каким являюсь сегодня. Во многом благодаря ей и другие свои роли – Котэ в «Хануме» и Павла Сергеевича в «Пароходе «Саратов» (спектакль «Грамматика любви») смог сыграть потому, что играл Тузара.
Есть много ролей, которые хотел бы сыграть. Давно хочу сыграть Болконского, даже играл его один раз, еще в школе – для конкурса «Пушкинский лицей». До сих пор помню, как мы репетировали и у нас долго ничего не получалось. Потом Лидия Петровна говорит мне: «Представь, что Болконский – это ты, а Наташа – твоя любимая девушка. И вот ты лежишь раненый и понимаешь, что это ваша последняя встреча, и пытаешься признаться ей в том, что действительно ее любил и будешь продолжать любить и после смерти». Когда после этого отыграл и у меня получилось, был очень счастлив. Кажется, именно тогда впервые и появилась мысль поступать на театральный.
С удовольствием сыграл бы и Ромео…
О любви
- Любовь и искусство не мешают друг другу, если близкий человек понимает тебя и поддерживает. Моя вторая половинка – однокурсница Заира МАФЕДЗОВА. Мы с ней сошлись характерами курсе на третьем и с того времени неразлучны. Любовь очень поддерживает. Помню, когда ставили «Черную бурку» и должны были показать спектакль на кафедре, подготовку закончили в пять утра – свет ставили, декорации, последние прогоны... А в 11 у нас уже показ. Я так переживал. Заира подошла и говорит: «Ты сможешь, мы в тебя верим, по крайней мере, я очень верю!». Весь спектакль я отыграл с поддержкой Заиры, каждый шаг делал, мысленно слыша эти ее слова.
Беседовала Тома ТЕХАЖЕВА.