Возвышенным, как небо, сердце стало

Фото: www.kbpravda.ru

В Чеченской Республике отметили юбилей народного поэта Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, создателя и почётного президента Клуба писателей Кавказа, писателя, переводчика и драматурга Салиха Султанбековича Гуртуева. Этому событию был посвящён творческий вечер поэта, писателя, переводчика, драматурга в Национальной библиотеке ЧР им. А. Айдамирова в Грозном. 
В большом зале библиотеки собрались чеченские писатели, поэты, члены Общественной палаты республики, любители поэзии, молодёжь. Подготовленная студентами медицинского колледжа литературно-музыкальная композиция вобрала в себя целый ряд замечательных произведений балкарского поэта, а выступления коллег юбиляра Муссы Ахмадова, Канты Ибрагимова, Лидии Довлеткиреевой, Алавди Мусаева, Умара Ярычева, Шарипа Цуруева, Муссы Бексултанова, членов Общественной палаты Ислама Сайдаева и Ибрагима Борзаева с разных сторон осветили не только литературную, но и общественную деятельность Салиха Гуртуева – человека, который до сегодняшнего дня всю свою огромную энергию направляет на укрепление дружбы и взаимного согласия на Кавказе. Мы представляем читателям статью переводчика, литературного критика, заместителя главного редактора литературного журнала «Вайнах» Лидии Довлеткиреевой, посвящённую творчеству Салиха Гуртуева.
«Встреча с поэтической книгой – то же, что и встреча с новизной весны, с её теплом, с голосами птиц, говором ручьёв, с зеленью деревьев, с небывалой голубизной неба над белизной горных вершин», – такими словами величайшего классика кавказской литературы, балкарца Кайсына Кулиева открывается книга стихов «Сон кизилового дерева» другого балкарца – Салиха Гуртуева. И есть в этой перетекаемой непрерывности поэтических звеньев нечто сакральное: поэзия – Кайсын – Салих – кизил – дерево – камень – Балкария – Кавказ – Вселенная.
Поэтическое творчество Салиха Гуртуева классично по форме: строгие рифмы, выдержанный ритм, традиционные темы Родины, дружбы, любви. А главное требование, которое предъявляет к себе поэт, – искренность, правдивость.
Поэзия Салиха Гуртуева, как и творчество классиков северокавказской литературы – Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, позволяет читателю выявить специфические черты общекавказского мышления через художественные образы. 
Незыблемость гор как символ стойкости национального духа посреди вселенского хаоса передана, например, в следующем стихотворении преимущественно простыми глагольными и предметными словами без каких-либо украшательств в виде эпитетов и метафор (исключая ставшие общеязыковыми  «седые скалы» и «пламенный восход»):
Лавины сходят, движутся
              обвалы,
Грома грохочут, молнии
                 горят.
Но, посмотри, стоят седые
                 скалы
Такими же, как сто веков 
назад.
Здесь люди песни издавна 
певали,
Встречали песней 
пламенный восход,
Растили хлеб, влюблялись, 
воевали
И сплачивались с песнями
 в народ.
Лавины сходят, движутся обвалы...»)
Белая Речка, Холам – родина предков автора, Черек, горы, родники живут в строчках его стихов, создавая уютный, светлый образ любимой малой родины, открывая читателю истоки поэтического вдохновения. Даже камень в родных горах вовсе не холоден, бездушен и равнодушен. И как проникновенны эти строки признания сына в любви к матери, к родной земле:
– Мой Холам! – твержу...
 Душа болит!
О, как сладостно к душе 
прижать
Камешек скалы, 
           где не остыло
Утро моей жизни... 
 Будто мать
Встретила меня! И всё 
                     простила!..
Теплый камень Холама»)
Время в поэзии Салиха Гуртуева является сквозным мотивом его философских размышлений о жизни и смерти, скоротечности земного бытия, а также вечности. Оно амбивалентно: с одной стороны, это спокойное осознание и приятие конечности всего сущего, ведь «даже вековечная гора/ не избежит старения и праха», и главное в отведённом для тебя отрезке, чтоб «удержался на своём коне», т.е. остался верен себе, достойно прошёл предначертанный путь, «вверх ли ты ползёшь, летишь ли вниз – голос сохрани и норов свой», с другой стороны, в преемственности поколений видит поэт победу над ограниченностью земного пути, именно связь времён вплетает нас в косу вечности: «Отец, я продолжение твоё / И над тобой дождь времени бессилен!», или «Связь родовая с годами в горах не тоньшает», или ещё более философское: «Гаснут люди, как гаснут миры,/ Продолжаясь в живых!» Боль от потери отца, ненависть к войнам, обрекающим детей на сиротство, а жён на вдовство, тесное переплетение темы Великой Отечественной войны и героизма воинов с горестной темой выселения балкарцев звучит во многих стихах Гуртуева. Многие  из них посвящены депортации балкарского народа: «8 марта 1944 года», «Камень», «На мой народ обрушилась беда», «Огромная безгласная страна» и др., но совершенно особенным по притчевой интонации, сюрреалистическим краскам, острому мистическому ощущению беды, предвестником которой становится вещий сон кизила, является стихотворение «Сон кизилового дерева». Если бы талантливый художник взялся  создать иллюстрацию к этому стихотворению, картина смогла бы прославить его имя в веках.
Несмотря на трагизм мироощущения, которым прошита вся художественная ткань гуртуевской поэзии и у которого есть исторические обоснования, всё же лирический герой поэта открыт миру, охвачен всеобъемлющей приязнью ко всему, что сотворено Всевышним: «Дай весь мир под луной обнимать мне объятьем души!». И потому одним из важнейших многосмысловых мотивов его творчества является дорога: «Мне дороги любой поворот в смене мчащихся дней, /Это – новое слово, пришедшее душу открыть». Но куда бы ни завела дорога, какие бы откровения и открытия ни сулила, она всегда начинается и завершается родным порогом – той отправной точкой души, что и дала этот заряд любви к беспредельному миру.
Красной нитью проходит через всё творчество Гуртуева идея культурной множественности, которую испанский философ Х. Ортега-и-Гассет выразил словами о том, что «каждый народ умалчивает одно, чтобы суметь сказать другое, потому что всё сказать невозможно». И Салих являет посредством своей поэзии балкарский универсум остальному миру, вплетая его в узор общего многонационального и многокрасочного ковра, который ткут художники различных этнокультур. Пространство в его поэтическом мире сжимается до этой священной точки отсчёта и от неё же расширяется: «Моя вселенная – трава и камни моего селенья».
Творчество Салиха Гуртуева является одним из камней башни, поскольку художник, вероятнее всего подсознательно, по наитию, являясь плоть от плоти представителем данной ойкумены, оперирует вертикальными архетипами художественного мышления, которые и составляют художественный код кавказской культуры. Вот, к примеру, строфа из его стихотворения «Камни посреди реки», насыщенная вертикальной символикой, проникнутая ментальной идеей духовного роста, вопреки возможным бурям века – как бы ни было тяжко, в каких бы исторических перипетиях ни оказывался человек и народ, он всегда тянется вверх, проламывая преграды:
Ну, а главное, что камень
                         там,
Оставаясь сам в воде 
                     по горло,
На себе упорно, смело,
                   гордо
Поднимает сосны 
                 к небесам!
Ментальное своеобразие балкарца, шире – кавказца, разлито по всем строкам поэтического моря автора. Вот «гоппан с айранной шапкой набекрень» – это не просто специфический предмет национального быта чабана-балкарца, который он «в кошаре при неровном свете лампы... вырезал рукой надёжно». Этот экзотизм не только создаёт яркую визуальную картинку жизни труженика гор, но и становится тем самым проводником культуры, который открывает мир балкарцев мирам других народов. Он и в прямом смысле является «чашей дружбы», ведь айраном пенным не один инородец угощался из гоппана, и в то же время демонстрирует неагрессивную, притягательную культурную инаковость. Даже в таких приёмах, как перифразы, проявляется тонкоментальное балкарское (опять же  общекавказское) отражение. «Снохой моей матери стань!» – название одного из стихотворений Гуртуева, в посвящении «Ночных стихов» написано: «Матери моих детей Зое». Обе эти перифразы заменяют слова «жена», «супруга», которые редко могут прозвучать из уст кавказца – глубоко личное никогда не выставляется напоказ. Материнство, уважение женщины к матери и родственникам мужа подчёркиваются как особые нравственно-этические категории, возвышающие её статус. А как красивы национальные фольклорные мотивы или те же вещественные проявления культурной среды, когда они используются поэтом для передачи общечеловеческих категорий. Размолвка влюблённых приобретает яркий оттенок благодаря использованию сугубо национального фразеологизма в вопросе: «Кто между нами волчью шерсть швырнул?», эквивалентного русскому: «между нами пробежала чёрная кошка?». А вот как замечательно передано прошлое лирического героя, полное потрясений, с помощью такого, казалось бы, «заезженного» в кавказской литературе или литературе о Кавказе предмета: «Я оглянулся – дни мои и ночи похожи на изношенный бешмет».
Но, осознавая и передавая имеющимися в арсенале 
художественными средствами своеобразие родного ему мира, Салих Гуртуев остаётся интернационалистом: «Как все горы по-своему и высоки, и красивы,/ Так по-своему каждый народ и красив, и высок...» Обратите внимание, что даже в этой искренней мультиглобалистской формуле Гуртуев остаётся носителем «психологии вертикали».
Салих Гуртуев, используя классическую технику стихосложения, разнообразит её всевозможными ритмами, отчего каждое стихотворение приобретает свой музыкальный рисунок – то стремительный, как поток горной реки, то напевный, плавный, как мелкие равнинные волны, лениво перекатывающиеся друг в друга. 
Не хочется орудовать хирургическим скальпелем, препарируя гуртуевскую поэтику, подвергая математическому анализу слоги, ударные и неударные такты, высчитывая дактили, ямбы и хореи, количество строк в стихотворных отрезках... Тем более, что речь идёт о переведённой на русский язык поэзии. Ведь главное – это душа текста, а она у стихов Салиха Гуртуева есть, беспокойно трепещет, пытаясь щедро рассеять по свету сострадание, отрицание насилия, доброту, веру в торжество гуманистических начал. 

 

 
По теме
«Когда цветут альпийские луга…» - Газета Горянка 17 июня в Приэльбрусье прошел второй поэтический вечер из цикла «Чтения на Чегете», организованный литературным клубом «Жан».
20.06.2018
Имя Кайсына бессмертно - Газета Горянка Четвертого июня исполнилось тридцать три года как не стало  поэта мира Кайсына КУЛИЕВА.
06.06.2018
DSC 0028-18 - Общественная палата Сегодня, в день 33-й годовщины со дня смерти Кайсына Кулиева - Народного поэта Кабардино-Балкарии, лауреата Государственных премий РСФСР и СССР, Ленинской премии, произведения которого переведены на 140 языков мира,
05.06.2018
 
Незакатное солнце поэзии - Кабардино-Балкарская правда 4 июня в Кабардино-Балкарии отметили день памяти народного поэта Кайсына Шуваевича Кулиева.
05.06.2018
254666666 - Городской округ Баксан 20 сентября в г.о. Баксан стал особенным – в этот день отметили два очень важных события – День адыгов (черкесов) и День города Баксана.
21.09.2018
Этноподворья карачаевцев, черкесов, кабардинцев, осетин и других народностей развернутся на Крепостной горе в День Ставропольского края 22 сентября - Sk-News.Ru Гостеприимные площадки разных национально-культурных организаций продемонстрируют особенности жизни и быта этносов, проживающих на территории региона.
21.09.2018
 
Символ национального единения - KbrInfo.Ru 20 сентября в г.о. Баксан стал особенным – в этот день отметили два очень важных события – День адыгов (черкесов) и День города Баксана.
21.09.2018
 
В Эльбрусском районе завершено расследование уголовного дела в отношении местного жителя, обвиняемого в покушении на убийство - Следственный комитет Следственными органами Следственного комитета РФ по Кабардино-Балкарской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении жителя Эльбрусского района, обвиняемого в совершении преступления,
21.09.2018 Следственный комитет
Сотрудниками ОНК Управления МВД России по Нальчику в результате отработки оперативной информации в столице республики  на улице Мальбахова задержан ранее судимый 33-летний местный житель,
06.09.2018 Кабардино-Балкарская правда
Ожившая фотография - Кабардино-Балкарская правда Национальный костюм вдохновляет множество республиканских художников и модельеров, и сегодня это уже никого не удивляет.
21.09.2018 Кабардино-Балкарская правда
Символ национального единения - KbrInfo.Ru 20 сентября в г.о. Баксан стал особенным – в этот день отметили два очень важных события – День адыгов (черкесов) и День города Баксана.
21.09.2018 KbrInfo.Ru
Гость нашей рубрики – студентка 4-го курса направления «отечественная филология.
19.09.2018 Газета Горянка
Недавно я наткнулась на воспоминания оператора фильма «Сережа» Анатолия НИТОЧКИНА о том, как режиссеры работали с исполнителем главной роли Борей БАБОЧКИНЫМ.
19.09.2018 Газета Горянка
Третий успех команды КБГУ - Кабардино-Балкарская правда В Тереке на площадке, расположенной на территории городского парка №1, прошёл третий чемпионат КБР по пляжному волейболу среди женских команд, посвящённый Дню адыгов.
21.09.2018 Кабардино-Балкарская правда
Призы в честь праздника - Кабардино-Балкарская правда В субботу на Нальчикском ипподроме состоятся скачки, посвящённые Дню адыгов (черкесов).
21.09.2018 Кабардино-Балкарская правда
Первенство по легкой атлетике памяти Василия Колбунова - Администрация г. Прохладный 18 и 19 сентября на Центральном стадионе города проходило Первенство образовательных учреждений по легкой атлетике памяти одного из ярких и уважаемых учителей физической культуры в истории нашего города и средней школы №
21.09.2018 Администрация г. Прохладный
На мини-футбольном поле стадиона «Спартак» прошёл турнир юных футболистов – сборных учебных групп образовательных учреждений столицы республики, посвящённый Дню адыгов.
21.09.2018 Кабардино-Балкарская правда
20 сентября жители Кабардино-Балкарии масштабно отпразднуют День адыгов (черкесов), учрежденный Указом Главы республики в 2014 году.
19.09.2018 Газета Горянка
20 сентября жители Кабардино-Балкарии масштабно отпразднуют День адыгов (черкесов), учреждённый Указом Главы республики в 2014 году.
18.09.2018 Кабардино-Балкарская правда
Сегодня в Москве состоялась рабочая встреча вице-премьера Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец и Главы Кабардино-Балкарии Ю.А.Кокова - Глава КБР   В Москве состоялась рабочая встреча заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец и Главы Кабардино-Балкарии Юрия Кокова.
21.09.2018 Глава КБР
В Минэнерго КБР проведена очередная балансовая комиссия по вопросу снижения потерь электрической энергии - Комитет по тарифам Министерство энергетики, тарифов и жилищного надзора КБР в рамках исполнения поручения Главы Кабардино-Балкарской Республики Юрия Кокова проводится ежемесячная балансовая комиссия по вопросу снижения потерь электрической
21.09.2018 Комитет по тарифам
Символ национального единения - KbrInfo.Ru 20 сентября в г.о. Баксан стал особенным – в этот день отметили два очень важных события – День адыгов (черкесов) и День города Баксана.
21.09.2018 KbrInfo.Ru