Владимир Каншауович Баккуев, главный художник Балкарского государственного театра им. К.Ш. Кулиева.
Заслуженный деятель искусств республики Ингушетия награждён памятной медалью «За укрепление мира на Кавказе», член Союза художников России с 1998 г. Участник республиканских, зональных (Юг России), российских и зарубежных выставок. Произведения В. Баккуева хранятся в фондах Кабардино-Балкарского и Калмыкского музеев изобразительных искусств, в частных коллекциях в Англии, Германии, Сирии, России...
Первая персональная выставка его работ состоялась в 2002 году – до этого момента художник с четветьвековым стажем, автор сотен живописных полотен и прикладных произведений считал, что не готов к индивидуальной демонстрации результатов своего творчества.
К организации своих персональных выставок пейзажист и портретист Владимир Баккуев относится очень ответственно и делает индивидуальные показы живописных полотен не чаще одного раза в пять лет.
В 2017 году Владимир Баккуев представил свои работы в Музее изобразительных искусств КБР им. Н.Л. Ткаченко на персональной выставке – юбилейной, посвящённой 75-летию художника.
О Баккуеве не часто, но пишут. Интересен анализ творчества художника, предложенный искусствоведом Неонилой Сундуковой. Содержательна опубликованная в 2004 году статья журналиста Хасана Конакова.
Из публикаций можно узнать, что Владимир был единственным младенцем среди 48 балкарских семей, депортированных сталинским режимом в 1944 году в Северный Казахстан. Мальчика Володю семьи брали «напрокат», чтобы услышать детский смех или плач.
Он мечтал о профессии художника, но в многодетной семье не одобряли его выбор. Талантливый нальчикский девятиклассник одержал победу на школьном конкурсе рисунка и был приглашён в студию изобразительного искусства, где занятия вёл председатель конкурсного жюри скульптор Алексей Денисенко.
Алексей Моисеевич настоял на том, чтобы Баккуев окончил в столице Кабардино-Балкарии двухгодичные курсы художников-оформителей, и добился для него направления в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Из-за огромного конкурса молодой балкарский художник не смог стать студентом этого престижного вуза. После службы в армии юноша вернулся в Кабардино-Балкарию и стал работать художником-оформителем в учреждениях и на предприятиях Нальчика.
В 1978 году, выдержав непростой профессиональный конкурс, В. Баккуев был принят на работу в Кабардино-Балкарское отделение Художественного фонда РСФСР.
Владимир Баккуев всю жизнь остаётся поклонником французских импрессионистов и постимпрессионистов. Живописец создаёт произведения на сюжеты древней балкарской мифологии, фольклора, а также полотна исторического характера, прежде всего посвящённые депортации балкарского народа.
По признанию Владимира Каншауовича, полностью реализовать свои творческие возможности он сумел, работая в качестве художника-постановщика кинофильма об изгнании балкарцев с земли предков «Дорога на край жизни» (режиссёр Р. Мурадян, 1995 г.).
Время летит, уносит дни и судьбы. Год 2018-й. Как сейчас художник оценивает пройденный участок жизненного и творческого пути? Что и кто вспоминается наиболее ярко? О каких эпизодах и коллизиях судьбы Владимир Каншауович хотел бы рассказать друзьям, читателям?
Как я не стал архитектором
При поступлении в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина я на втором туре «срезался».
Забрал документы, поехал в Москву, решил поступать в архитектурный. В зачёт пошёл рисунок, представленный экзаменационной комиссии в Ленинграде. Успешно сдал экзамены по химии, физике, был зачислен в студенты, а потом… передумал и уехал домой.
Обуяла тоска по дому и родным, угнетало безденежье. Работники вуза уговаривали остаться, ведь приехал издалека, выдержал большой конкурс.
Сейчас, если бы повернуть время вспять, конечно, остался бы в московском вузе, получил высшее образование, стал бы архитектором. Как каждый кавказец я люблю работать с камнем – что-то строить, сооружать, декорировать. Мой дом в пригороде Нальчика, в посёлке Хасанья – тоже своего рода творчество.
Как работали художники-оформители
Как художник-оформитель я работал в разных организациях, иногда одновременно в четырёх и даже в пяти. Несколько лет рисовал афиши в кинотеатре «Победа», иногда изображая не актёров, игравших в фильмах, а своих друзей.
Работая в художественном фонде Союза художников выполнял заказы по оформлению кинотеатров, школ, домов культуры в разных городах, в том числе в Челябинске, Ижевске (Удмуртия) и даже в Москве.
Высокие расценки были не на стенды, планшеты и портреты, а на монументальные вещи – роспись стен, мозаику, чеканку. И мы хитрили, старались предлагать эти виды работ в эскизах как можно больше.
Выполнение крупных, монументальных работ впоследствии привело к театральному творчеству, где необходимо изготавливать одежду для сцены и большие декорации.
В Ингушетии
В лихие 90-е как приглашённый художник Балкарского театра я оформил спектакль «Артутай» по пьесе народного писателя Кабардино-Балкарии Алима Теппеева, после чего главный режиссёр театра Борис Кулиев предложил поработать с ним в Ингушетии, в национальном театре имени Саида Чахкиева. Там я занимался созданием декораций и эскизов костюмов к спектаклям «Террор», «Час луны».
В финальной части спектакля «Террор», по задумке режиссёра должен был звучать гром. На репетициях, в том числе на генеральной, всё прошло гладко, а на премьере случилась какая-то мистика.
Представьте себе – за сценой громыхает, и в этот самый момент в зрительном зале разверзается потолок, и сверху хлынули потоки воды! Это произвело на зрителей потрясающее впечатление.
Оказалось, что причиной казуса стала прохудившаяся кровля здания. Но почему настоящий ливень хлынул именно в тот момент, когда грянул театральный гром, это мне и другим очевидцам не понятно до сих пор.
В Назрани я получал заказы на написание портретов поэтов, писателей, народных сказителей, музыкантов, художников. Итогом такой работы стала моя персональная выставка.
По возвращении в Нальчик стал штатным сотрудником Балкарского государственного театра им. К.Ш. Кулиева.
Картинная жизнь
Нет работ, которые мне кажутся более удачными, чем остальные, но больше всего я люблю изображать лица любимых мною людей.
Над чем я работаю сейчас? Пишу портреты друзей. Женщин пишу очень мало, потому что их изображать сложнее. Думаю, что женщины – существа не только с другой планеты, но и с другого созвездия.
Станковая живопись – будь то портрет или пейзаж – увлекательное занятие, и от него невозможно оторваться, исходит ли оно от природы или от Бога. На полотнах – запечатлённое время. Они живут со мной, и я живу в мире картин, в ускользающем времени.
Я пережил XX век и хочу отразить свои впечатления об увиденном. В этом моя творческая жизнь.