Выпускница «Щуки»

После долгого перерыва в Щукинском институте снова появилась кабардинская студия,  третья по счёту.  Весной прошлого года в Кабардино-Балкарию вернулись восемь выпускников. Сегодня у нас в гостях актриса театра имени Али Шогенцукова Заира Мафедзова.
В некотором смысле её выбор профессии обусловлен генетически. Обе бабушки Заиры были гармонистками.  Актёрские способности обнаружились у девочки достаточно рано. В детстве она  занималась в театральном кружке, но путь на профессиональную сцену оказался извилист. После школы  наша гостья стала студенткой юридического факультета КБГУ, но,  узнав о возможности поступить в театральный институт, решила кардинально изменить свою судьбу. О кабардинской студии она услышала от известного актёра Бориса Кажарова, который ставил спектакли с участием Заиры. Девушка думала недолго: отец всегда видел дочь в творческой профессии и был немного огорчён, когда она поступила в университет. По сути, это было желание мамы, но, узнав о намерении Заиры  учиться в Москве,  она возражать не стала.
– Сначала было страшно, – с улыбкой признаётся актриса. – Институт представлялся огромным. Студия уже была укомплектована, и я не знала, примут ли меня ребята. Кроме того, пугало предвзятое отношение к выходцам с Кавказа. На самом деле всё оказалось гораздо проще. В «Щуке» учится относительно немного людей.  Однокурсники приняли меня хорошо.  Преподаватели души на чают в своих студентах независимо от их национальности.
«Щука» – великолепная актёрская школа. В своё время выпускниками этого вуза были Борис Захава и Рубен Симонов, Вера Марецкая и Юрий Любимов, Людмила Целиковская и Василий Лановой, Михаил Ульянов и Юрий Яковлев, Ролан Быков и Александр Ширвиндт... С преподавателями Заире повезло. Её наставниками стали  Евгений Князев, Владимир Этуш, Павел Любимцев, Галина Сазонова, Людмила Ворошилова.
В институте имени Щукина особая завораживающая атмосфера.  Уходить оттуда не хочется, и студенты часто репетировали по ночам. Разумеется, не обходилось без баек. Будущие артисты полушёпотом рассказывали о том, как по тёмным и пустым коридорам  бродят призраки Станиславского и Вахтангова.
Шутки шутками, но театральное искусство и вправду тесно переплетается с мистикой. В одном из интервью Евгений Леонов рассказывал, как, получив роль Тевье-молочника, оказался в реанимации. Находясь без сознания, он увидел всех своих знакомых евреев, которые к тому времени уже отошли в мир иной. Они повторяли  одну и ту же фразу: «Ты не умрёшь, пока не сыграешь эту роль». Эти слова оказались пророческими.
– Сама я с мистикой не сталкивалась, но рассказов на эту тему слышала много, –  признаётся Заира. – Однажды студенты готовились к сдаче спектакля, и накануне шла ночная репетиция. Кроме них, в институте не было ни души, но после того как закончился прогон, из зрительного зала раздались аплодисменты. Эту историю передают из поколения в поколение. Другой случай скорее комичный. Мы работали над дипломной постановкой, и один из студентов решил переночевать в зрительном зале. На сцене стояло кресло-качалка. Не знаю, кому пришло в голову качнуть его перед уходом, но спящий проснулся  и чуть не сошёл с ума.
По словам Заиры, «Щука» совершенно не похожа на другие театральные вузы. 
– Нам приходилось бывать в разных институтах, но там всё совершенно по-другому, – говорит она. –  В «Щуке» очень тёплая и доброжелательная  атмосфера. Никто не пройдёт мимо, не поинтересовавшись, как у тебя дела. Отношения студентов и преподавателей доверительные. Мы могли позвонить своим педагогам в любое время суток. Институт – это одна  большая семья, из которой очень не хотелось уходить.
Студенты по традиции принимают участие в постановках Вахтанговского театра. Заира, например, играла в одном спектакле с Василием Лановым и ректором института Евгением Князевым.
Кабардинская студия подготовила четыре дипломных спектакля: «Ханума», «Коварство и любовь», «Чёрная бурка» и «Грамматика любви» по Бунину. Пьесу о весёлой и находчивой грузинской свахе ставил известный актёр и преподаватель института Павел Любимцев. Ему удалось сделать яркий и запоминающийся спектакль, совершенно непохожий на знаменитую версию Товстоногова. В этой постановке Заира исполнила главную роль. Леди Мильфорд из пьесы Шиллера «Коварство и любовь»  – любимая работа Мафедзовой. В спектакле-притче о животных «Чёрная бурка» она сыграла лисицу, хотя признаётся, что по характеру совершенно непохожа на этого зверя.
Вернувшись в Нальчик, ребята восстановили «Хануму» и «Грамматику любви». Сейчас работают над  «Буркой». Они успели сыграть в нескольких сказках, и Заира считает эти роли по-настоящему ответственными.
 – Наши педагоги всегда напоминали: не относитесь к сказке как к чему-то несерьёзному, – рассказывает актриса.
Ни для кого не секрет, что дети – самые благодарные и требовательные зрители. Их на мякине не проведёшь, но если артисты играют убедительно,  малыши безусловно верят всему, что происходит на сцене. 
Заира не жалеет о том, что, бросив юриспруденцию, посвятила себя театру. Тем более, что старшие коллеги встретили молодых артистов доброжелательно. Большую роль в их судьбе сыграл Руслан Фиров. Кабардинская студия в «Щуке» появилась с его лёгкой руки. По сути, он  стал вторым художественным руководителем своих питомцев. На протяжении четырёх лет курировал студию, приезжал на показы, помогал в организационных вопросах.
В этом году Заира Мафедзова дебютировала на экране. В проекте ГТРК «Кабардино-Балкария» «Троллейбус времени» она сыграла роль  телеведущей. По словам актрисы, эта работа была связана с некоторыми сложностями. Камера выявляет малейшие нюансы, и артистам приходилось сдерживать эмоции.
– Театральная манера игры на съёмочной площадке недопустима. В противном случае есть риск переиграть. Нас учили выкладываться по полной, но перед камерой этого делать не стоит, – объясняет Заира.
Её героиня – современная девушка, не до конца понимающая, чего именно она хочет от жизни. Актриса успела полюбить свой персонаж, да и сам процесс работы над телепостановкой девушке понравился.  Конечно, пришлось побегать: театр – студия – театр. Но  в целом такой  напряжённый график Заиру вполне устраивает. 
Всё свободное время она посвящает младшей сестрёнке. Камилле всего девять месяцев, но, по словам Заиры, у неё уже сформировался характер.
– Появился человечек, который стал центром внимания всей нашей семьи, – улыбается  актриса. 

Эдуард БИТИРОВ
Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
Кабардино-Балкарская правда
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария
Растим в читателях патриота и человека - Sk-News.Ru Специальной военной операции третий год. Сейчас она пишет свою историю. У неё есть свидетели, тысячи свидетелей — её участники, которые проявляют отвагу, мужество и героизм, получают боевые награды, рискуют собой,
Sk-News.Ru
Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
Газета Нальчик