Весна Софият

Классик кабардинской литературы Адам ШОГЕНЦУКОВ, которого в равной мере можно считать крупным поэтом и не менее значимым прозаиком, творил в то время, когда в Советском Союзе был самый высокий уровень читательской культуры, а в Кабардино-Балкарии активно читали книги не только на русском языке, но и национальную литературу. 
В 60-80-х годах прошлого столетия книги кабардинских и балкарских авторов выходили в столичных и местных издательствах тиражами в несколько десятков, а то и сотен тысяч экземпляров. К примеру, повесть Адама Шогенцукова «Назову твоим именем» выдержала шесть изданий на кабардинском и русском языках и вышла огромным даже для советского времени тиражом чуть ли не полмиллиона экземпляров. Ни раньше, ни позже о таких цифрах говорить не приходится. 
Творчество писателя привлекало внимание читателей и вызывало неподдельный интерес исследователей кабардинской словесности прежде всего тем, что в них правдиво запечатлена советская эпоха, ярко отразились специфика, национальный колорит жизни сельских жителей Кабарды, их эстетические и этические представления. Изображая кабардинскую действительность, автор стремился не к внешнему правдоподобию, а проникая в саму ее суть, создавал убедительные образы своих современников. Проникновенный лиризм и философская глубина произведений А. Шогенцукова не оставили никого равнодушным Даже идеологические установки, на которые опирался писатель, не сказались сколь-нибудь негативно на художественном уровне его произведений. 
Нельзя не отметить, что писателя всегда беспокоила судьба родного народа. Он пытался предугадать, каковы вектор и перспективы его развития, которые, как он понимал, нисколько не зависели от воли самого народа. Для кабардинцев, как и для других этносов Советского Союза, социальные преобразования советской эпохи не прошли бесследно. Изучая и анализируя жизнь своего народа, он, несомненно, предвидел направление его движения к будущему, но все же искал возможность пройти этот исторический путь с наименьшими потерями. Он страшился того, что народ утратит свои лучшие этнические черты, те, что способствуют его выживанию, сохранению или, как модно сегодня говорить, сбережению. Для него недостаточно было простой фиксации изменений в обществе, он, вполне в соответствии с советской идеологией верил, а точнее считал долгом своим пером оказывать воздействие на процесс развития народа, сохранение моральных основ общества. 
Весьма волновала Адама Шогенцукова и проблема гендера, которая особенно остро проявилась в двух его замечательных повестях - «Весна Софият» и «Назову твоим именем». Автор прекрасно видел кардинальные изменения в психологии кабардинок, произошедшие в советские годы. Потому вполне закономерно на смену прежним архетипам в его произведения приходят образы активисток и производственниц. К примеру, в повести «Весна Софият» им представлена вполне реалистичная модель кабардинского общества, сформировавшаяся к 60-м годам ХХ века в результате радикальных социальных преобразований.
Актуальные и высокохудожественные образцы кабардинской словесности, убедительные образы современников, созданные А. Шогенцуковым, не могли не привлечь внимания художников-книжников. Для усиления эмоционального воздействия на читателей они дополняли их иллюстрациями, носившими в основном просветительский характер и помогавшими понять литературные тексты глубже, а, главное, читателям из других регионов страны адекватно воспринять своеобразный кавказский антураж, с которым они не были знакомы. Ведь написанные увлекательно и захватывающе, произведения мастера слова были востребованы во всех уголках Советского Союза. 
Иллюстрируя повесть «Весна Софият», книжные графики Э. ЛЕВАНДОВСКАЯ (ЩоджэнцIыкIу Iэдем. Софят и гъатхэ. Нальчик, 1962, Кабардино-Балкарское издательство) и В. САПКИН (Шогенцуков Адам. Повести. М., 1986, издательство «Советская Россия») вряд ли задумывались над ее проблематикой столь же глубоко, как и автор. К тому же по экономическим соображениям (издание иллюстрированных книг обходится намного дороже) художников сильно ограничили в количестве иллюстративного материала.
 Изобразительная часть повести «Весна Софият», оформленной Э. Левандовской, весьма аскетична. В ней запечатлено два важных момента из жизни героини: начало ее трудовой биографии и первая любовь. В заставке на спусковой странице, тесно связанной с полосой набора текста, читатель-зритель видит широкое поле и маленький трактор, с которым Софият как бы срослась, став его придатком. Даже уловка художницы изобразить поле не целиком, а лишь неширокую пахотную полосу, не меняет сути рисунка: поле как бы поглощает и обезличивает девушку. 
Софият – человек новой социальной формации и новой психологии. У Адама Шогенцукова образ новой женщины, современной сельской труженицы, неразрывно связан с коллективом, складывается в облик эпохи, обретая характерные черты времени. Одна из важных в понимании писателя тема эгалитарности (равенства полов) находит отражение в социальной жизни героев повести в процессе их труда. Софият, которая трудится, как и мужчины-трактористы, без всяких «скидок» на слабый пол, изображена как ударник труда, «рекордистка», хозяйка своей судьбы. Этот образ, конечно, пропагандистский, но в то же время весьма реалистичный. Э. Левандовская же входит в некоторое противоречие с автором, снижая в своем рисунке-заставке социальную роль девушки. Здесь ясно видно несовпадение трактовки образа Софият у писателя и художницы. Зато в полной мере Э. Левандовской удалось запечатлеть радость, торжество счастья и любви героини в концовке книги. Рисунок, на котором изображен женский силуэт на фоне светлого неба и еще нераспустившегося деревца, носит оптимистичный характер и несет ощущение свободы и духовного обновления, что звучит в унисон повествованию писателя.
На мажорной ноте заканчивается и художественное оформление повести «Весна Софият», выполненное художником-иллюстратором В. Сапкиным, который, пожалуй, создал более убедительные, чем у Э. Левандовской, образы литературных героев. Раскадрировав сюжетную канву повести на множество мелкомасштабных рисунков-буквиц, содержание которых читатель-зритель легко считывает, книжный график сумел не только глубоко вникнуть в замысел писателя, но и одновременно передал в рисунках собственное восприятие повести. Композиционное построение текстового набора, декор обложки, рисованные шрифтовые элементы, выполненные В. Сапкиным, способствуют раскрытию сути литературного текста.
Все же нужно признать, что художникам, проиллюстрировавшим «Весну Софият», не удалось достичь философской глубины повести и найти изобразительный язык, в полной мере адекватный вербальному языку А. Шогенцукова. И конечно же, вряд ли это можно оправдать лишь сложностями финансирования книжных изданий. 

Жаухар АППАЕВА, искусствовед
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Строки над вершинами гор - Газета Горянка Где отмечать Всемирный день поэзии? Члены литературного клуба «Жан» для себя этот вопрос решили еще в 2018 году, когда были проведены первые «Чтения на Чегете».
Газета Горянка
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария
Растим в читателях патриота и человека - Sk-News.Ru Специальной военной операции третий год. Сейчас она пишет свою историю. У неё есть свидетели, тысячи свидетелей — её участники, которые проявляют отвагу, мужество и героизм, получают боевые награды, рискуют собой,
Sk-News.Ru