Доклад по правоприменительной практике контрольно-надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Кабардино-Балкарской Республике за 2 квартал 2017 г

В 3 квартале 2017 года должностными лицами Управления проведено 461 проверка. Количество проведенных плановых проверок в 3 квартале 2017 года составило 298.  Количество внеплановых проверок составило 163.

По результатам проведенных проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Управления за 3-й квартал 2017г было составлено протоколов об административном правонарушении 306. При этом 74 % выявленных правонарушений приходится на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Преобладание количества нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия обусловлено проверками объектов, функционирование которых регламентировано жестким (строгим, обязательным) соблюдением требований санитарно-противоэпидемических правил (в т.ч. и ЛОУ в период летней оздоровительной кампании). Основным видом административного наказания, применяемым в Управлении, является административный штраф. Динамика применения административных санкций приведена ниже:

- административный штраф-290

- предупреждение- 8

- административное приостановление деятельности- 6

О правоприменительной практике за 3 квартал 2017 года  Отдела санитарного надзора

По результатам проведенных проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами отдела санитарного надзора Управления за 3 кв. 2017г был составлен 51 протокол об административном правонарушении, что практически на уровне аналогичного периода 2016г. – 56. При этом 71 % выявленных правонарушений приходится на нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Преобладание количества нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия обусловлено проверками объектов, функционирование которых регламентировано жестким (строгим, обязательным) соблюдением требований санитарно-противоэпидемических правил (в т.ч. и ЛОУ в период летней оздоровительной кампании). Основным видом административного наказания, применяемым в Управлении, является административный штраф.

В то же время в связи с внесением в июле 2016 года изменений в КоАП РФ, обязывающих Управление за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) заменять наказание в виде административного штрафа на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства, применение такого вида административного наказания как предупреждение увеличилось в 3,9 раза (с 0 в 2016г, до 2 в 2017г).

Кроме этого, за 3 кв. 2017г. по материалам, подготовленным должностными лицами Управления, судами была применена мера административной ответственности в виде приостановления деятельности к 1 объекта1 (в 2016 г. к 1). Данная форма ответственности применяется в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Как правило, к таким нарушениям относятся: - отсутствие холодного и горячего водоснабжения, и соответственно не проведение ежемесячных генеральных уборок с дезинфекцией помещений, оборудования, инвентаря (посуды); - несоблюдение персоналом правил личной гигиены, а также отсутствие необходимых условий для соблюдения данных правил; - не прохождение персоналом предварительных и периодических медицинских осмотров. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции, а также оказание услуг общественного питания, также основанием для применения меры административной ответственности в виде приостановления деятельности могут послужить отсутствие необходимой маркировки на пищевой продукции (в том числе в части 4 указания сроков их годности), а также отсутствие товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции; несоответствие продуктов питания требованиям безопасности и несоблюдение техно- логических процессов при изготовлении пищевых продуктов.

Указанные нарушения могут способствовать возникновению и распространению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), которые обусловлены воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека к здоровому человеку, либо воздействием физических, химических или социальных факторов среды обитания.

Отдельно стоит остановиться на изменениях действующего законодательства, находящегося в ведении Роспотребнадзора, так, 01 сентября 2017 г. вступил в силу Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» ТР ЕАЭС 040/2016, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 г. № 162. При этом переходные положения в части действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, а также производства и выпуска в обращение продукции в соответствии с ранее установленными обязательными требованиями, действуют до 01.09.2019г. (Решение Коллегии ЕЭК от 24.04.2017г. № 40).

При осуществлении деятельности, связанной с производством и (или) оборотом пищевой рыбной продукции, необходимо обратить внимание: Не переработанная пищевая рыбная продукция животного происхождения при обращении на территории Евразийского экономического союза должна сопровождаться ветеринарным сертификатом и товарно-сопроводительной документацией. Новый технический регламент устанавливает жесткие требования к производству мороженой пищевой рыбной продукции.

Для обеспечения эффективности деятельности, направленной на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки и ситуации на потребительском рынке Управлением Роспотребнадзора по Кабардино- Балкарской Республике, применяются технологии оценки и управления рисками для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, которые объединяют комплекс административных, социальных, экономических, технологических, информационных мер и действий.

На основе приоритетных проблем санитарно-эпидемиологической обстановки и потребительского рынка региона организовано среднесрочное и годовое планирование деятельности Управления Роспотребнадзора по Кабардино- Балкарской Республике и  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в КБР», утверждаются основные направления деятельности, планы организационных мероприятий, план проверок, государственное задание Центру.

Для оценки эффективности деятельности Управления и Центра установлены  цели и задачи с индикативными показателями их достижения.

Одной из основных технологий Роспотребнадзора в общей системе управления риском для здоровья населения и причинения вреда имуществу потребителей, направленных на решение приоритетных задач в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, являются контрольно-надзорные мероприятия. Эффективность этой технологии зависит от правильного выбора приоритетных объектов надзора, которые формируют основные проблемы в санэпидобстановке и на потребительском рынке.

С вступлением в 2016 году в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в целях реализации  риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,Управлением определены классы опасности для всех поднадзорных объектов.

1. О правоприменительной практике за 3кв 2017 года по направлению деятельности «Гигиена детей и подростков». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»).

В 3 кв 2017 году  проведено 26 проверок  детских и подростковых организаций, в том числе 14 плановые (53,8%) и 26 внеплановых (46,2%) проверок.

Внеплановые проверки проведены:

по контролю предписания – 14 (53,8%),

по приказу Роспотребнадзора по поручению Президента, Правительства РФ – 11 (42.3%),

по поступившим жалобам – 1 (3,8%).

Проверено 19 объектов, в том числе:

3 дошкольных организаций,

3 школы,

4 прогимназии

2 колледжа

1 детский санаторий

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

6 летних оздоровительных организаций.

В ходе проведённых обследований в 89% случаях выявлены нарушения требований санитарного законодательства, выявлено 28 нарушений.

Информация о нормативных документах, нарушение требований которых наиболее часто выявлялось в 3 кв 2017 года.

  1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

  3. Приказ Минздравсоцразвития № 302-н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

  4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Перечень основных нарушений и информация о том, как должно быть в соответствии с СанПиНом:

-нарушение сроков, отсутствие данных о прохождении сотрудниками гигиенического обучения, медицинских обследований и профилактических прививок,

-нарушения маркировки и использования разделочного инвентаря, оборудования, отсутствие «воздушных разрывов» в моечных ваннах,

Должно быть :

«В целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку.

Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия.

Допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен хранится раздельно».

«При работе технологического оборудования исключается возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.

Для измельчения сырых и прошедших тепловую обработку пищевых продуктов, а также для сырых полуфабрикатов и кулинарных полуфабрикатов высокой степени готовности должно быть предусмотрено и использоваться раздельное технологическое оборудование, а в универсальных машинах - сменные механизмы».

«Производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки».

ненадлежащее состояние внутренней отделки помещений, в том числе стен, потолков, полов и не своевременное устранение дефектов,

Должно быть:   «Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств». «Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений».

нарушения режима уборки помещений и приготовления растворов для проведения дезинфекции,

Должно быть :

«Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению».

нарушения требований к искусственной освещенности (в основном по коэффициенту пульсации),

нарушения требований к параметрам микроклимата (в основном по параметру «относительная влажность»).

Административные меры

По фактам выявленных нарушений в образовательных учреждениях составлено 37 протоколов об административном правонарушении вынесено 37 постановлений о наложении административных взысканий на сумму 376т. рублей. В отношении юридических лиц вынесено 9 постановлений о наложении административных взысканий на сумму -300 тыс. руб.

Число вынесенных постановлений о назначении административного наказания по статье 6.3. КоАП РФ – 7 - 18,9%.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по ст. 6.7.ч.1 вынесено 23 постановления – 62.1%.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по ст. 6.7.ч.2 вынесено 1 постановление – 2.7%.

За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан о воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака по ст. 6.25 вынесено 1 постановление – 2.7%.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания в детских и подростковых организациях по статье 6.6. вынесено 5 постановлений -13,5%.

Дано 2 предписания о разработке программы мероприятий о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, 31 предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

С целью улучшения санитарно-технического состояния образовательных учреждений и приведения их в соответствие санитарному законодательству органами Роспотребнадзора было подготовлено 2 предложения в органы местного самоуправления, дано 124 предложения руководителям образовательных учреждений о применении дисциплинарных мер в отношении сотрудников, допустивших нарушения санитарного законодательства.

Должно быть : «Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала.

2. О правоприменительной практике за 3 кв 2017 года по направлению деятельности «Коммунальная гигиена». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно)

За 3квартал 2017 года было проведено 9 контрольно-надзорных мероприятий в отношении 9 объектов. Нарушение требований санитарных норм и правил было выявлено по результатам 7 проверок (77,7%), на 7 объектах (77,7% от числа проверенных объектов).

Структура проведенных контрольных мероприятий:

- 2 (22,2%) – плановые проверки,

- 6 (66,6%) – внеплановые проверки,

- 1 (0,1%) – административные расследования.

Информация о нормативных документах нарушение требований которых наиболее часто выявлялось в 3 кв 2017 года.

1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция.

2. СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.

3. СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест.

4. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Основные нарушения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», при проведении мероприятий по контролю за 3 кв. 2017г.

1) п.п. 2.1., 3.1., 4.1., 4.2. Не установлена санитарно-защитная зона в соответствии с требованиями санитарных правил, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требований, установленных в проекте установленной (окончательной) санитарно-защитной зоны, санитарным правилам.

Основные нарушения СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», при проведении мероприятий по контролю за 3 кв. 2017г.

1) п.п. 1.2., 2.1.1. При визуальном осмотре территории населенного пункта обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

3) п. 2.5. Информация о неудовлетворительных лабораторных исследованиях не направляется в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Кабардино- Балкарской Республики.

Основные нарушения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», при проведении мероприятий по контролю за 3 кв. 2017г.

1) п.п. 1.4., 1.5., 1.6., 1.11. Отсутствует проект зоны санитарной охраны источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

2) п. 1.13. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения.

Перечень основных статей КоАП РФ, за нарушение которых в 3 кв. 2017 года принимались меры административного воздействия.

Ст. 6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий):

1) не осуществляется производственный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля, а именно, не организовано проведение лабораторных исследований и испытаний атмосферного воздуха, почвы, питьевой воды;

2) отсутствуют разработанные, согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты санитарно-защитных зон промышленных предприятий и иных объектов, зон санитарной охраны источников водоснабжения;

3) отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на проект установленной СЗЗ, ЗСО.

Ст. 8.2 КоАП РФ ( несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами) :

1)  нарушения требований, установленных санитарными правилами при осуществлении деятельности по обращению с отходами производства и потребления.

По результатам надзорных мероприятий, проведенных специалистами Управления Роспотребнадзора по Кабардино- Балкарской Республике и территориальных отделов Управления по разделу надзора по коммунальной гигиене, приняты следующие виды административного воздействия:

- наложено 7 административных штрафа на сумму 7.0 тыс рублей.

- направлено 4 предложения в органы местного самоуправления о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства.

- вынесено 1 представление в Минздрав КБР об устранении причин, способствовавших нарушение санитарного законодательства.

СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.

2.3. Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем.

СП 2.1.7.1386-03 Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления.

2.10. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест.

1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятии торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

1.4. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

3. О правоприменительной практике за 3 кв 2017 года по направлению деятельности «Гигиена труда». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»).

Всего было проведено 8 плановых проверок, 4 внеплановые проверки, Проверены 8 объектов (8 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), из них на 6 (75.0%) объектах установлены нарушения требований НД.

Основные нарушения в части несоблюдения требований санитарного законодательства по направлению гигиена труда, выявляются в части несоблюдения производственного контроля и обязательных медицинских осмотров, как его неотъемлемой части.

В большинстве проверок по направлению гигиена труда на территории Кабардино- Балкарской Республики регистрировались несоответствие требованиям следующих нормативных документов:

  1. Приказа 302 н об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

  2. СП 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

  3. СанПиН 2.2.0.555-96 Гигиенические требования к условиям труда женщин.

  4. СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

  5. СанПиН 2.2.2.540-96 Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ.

  6. 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Производственный контроль

Основные нарушения юридических лиц при проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

По результатам проверок удельный вес работающих Кабардино- Балкарской Республики в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам составляет 1,6%. Доля проб воздуха, превышающих ПДК, на пары и газы, содержащие вещества 1 и 2 классов опасности в 3 кв. 2017 года составила 1,3%, на пыль и аэрозоли составила 1,2%. Доля рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам по шуму составила 0,2%, микроклимата. 1,1%

При анализе Программ производственного контроля за условиями труда выявляются следующие недостатки.

  • Не актуализирован перечень официально изданных нормативных документов, указываются устаревшие документы.

  • Не определен перечень должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.

  • Не определяется перечень химических веществ, биологических, физических факторов и объектов производственного контроля, представляющих опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований.

  • Не определен перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам и вакцинопрофилактике. Перечень профессий и вредные производственные факторы отражается не в полном объеме.

  • Не определяется перечень осуществляемых работ и услуг, выпускаемой продукции и видов деятельности, подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке.

  • Не определяется перечень форм учета и отчетности, в соответствии с действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.

  • Не определяется перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов и иных, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование население, органов местного самоуправления и органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

  • Не определяется перечень мероприятий, необходимых для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

  • При анализе документов имеется несоответствие между программой «организации лабораторного контроля факторов производственной среды и трудового процесса с контингентами и поименными списками лиц, подлежащим периодическим медицинским осмотрам по численности рабочих.

    На 2 объектах не были определены номенклатура объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний, либо номенклатура не имела в своем составе каких-либо факторов.

    Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью не выполняют требования санитарного законодательства:

    При анализе данных о фактических условиях труда:

    - принимаются во внимание только результаты последней специальной оценки условий труда, либо производственного контроля. При этом, не учитывается необходимость направления в центр профпатологии работников при наличии разовых превышений ПДК и ПДУ (т.е. имевших место ранее);

    - учитываются только результаты специальной оценки условий труда, без учета данных производственного контроля (при том, что специальной оценкой условий труда не охватывается ряд производственных факторов, характерных для офисных работников – электромагнитное излучение, микроклимат, освещенность); в результате лица, работающие с ПЭВМ, не направляются на медицинские осмотры.

    Так же к часто встречаемым нарушениям по направлению гигиены труда можно отметить следующее:

    1. Работники организаций в полной мере не обеспечивались спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, допускаются работы без предусмотренных спецодежды и СИЗ что не соответствует СП 2.2.2.1327-03 Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.

    2. На многих предприятиях не установлены и не согласованы сроки и очередность выполнения СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», либо отсутствуют Санитарно-гигиенические паспорта на постоянные рабочие места

    На основании вышеизложенного за период с 1.07.2017 г по31.09.2017 года отделом надзора за условиями с учетом нарушений лицензионных требований, составлено 11 протоколов, наложено 11 штрафов на сумму 46 рублей, из них на ю/л 5 постановлений , в судебные органы направлено 2 материала для принятия мер по ст.20.25ч.1 .С целью исполнения требования санитарного законодательства, работодателю необходимо своевременно актуализировать программу производственного контроля с учётом происходящих изменений нормативных документов, проводить лабораторные измерения на рабочих местах, обеспечивать условия необходимые для проведения медицинских осмотров работников. Кроме того, необходимо обращать пристальное внимание на реализацию требований к обеспечению условий труда женщин.

    4. О правоприменительной практике за 3 кв 2017 года по направлению деятельности «Гигиена питания». Проверки, выявленные типовые и массовые нарушения обязательных требований («как делать нельзя»), принятые меры. Рекомендации по устранению выявленных нарушений («как делать нужно»).

    Всего проведено мероприятие, в т.ч.:

    Проверки – 10:

    * плановая выездная проверка – 4 (40%)

    * внеплановая проверка – 2 (20%), в т.ч.:

    - контроль предписания –

    - проверка по требованию прокуратуры –

    - Приказ Роспотребнадзора на основании Поручения Правительства РФ – 2 (20.0%)

    - жалоба, обращение, поступившая информация – 2 (20.0%)

    Иные – 6:

    - проверка прокуратуры с привлечением должностных лиц Управления – 2 (33.3%)

    - административное расследование – 4 (66.6%)

    Структура проверенных «пищевых» предприятий по типам организаций

    за 3 кв. 2017г.

    пищевые производства – 3 (30%), с нарушениями – 3 (100%),

    - продовольственная торговля – 2 (20.0%), с нарушениями – 2 (100%),

    - предприятия общественного питания – 1 (10%), с нарушениями 1 (100%).

    Информация о НД, которые чаще всего нарушались за 3кв. 2017:

    1) ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

    2) ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;

    3) СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

    4) СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

    5) СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

    8) Приказ Минздравсоцразвития РФ № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;

    9) Федеральный закон от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

    Основные нарушения ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

    - ст. 10 п. 3 : Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:

    1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;

    2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;

    3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;

    4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;

    5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

    6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;

    7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;

    8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;

    9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.

    10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;

    11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

    Основные нарушения ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»:

    - ст. 4 ч. 4.1:   Требования к маркировке упакованной пищевой продукции: 1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

    1) наименование пищевой продукции;

    2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

    3) количество пищевой продукции;

    4) дату изготовления пищевой продукции;

    5) срок годности пищевой продукции;

    6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

    7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);

    8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

    9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

    10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

    11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза».

    Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятия продовольственной торговли установлено, что упакованная пищевая продукция не имеет маркировки (листов-вкладышей) – овощи свежие, фрукты свежие, рыба свежемороженая.

    Пример выявленных нарушений: При проведении внеплановой выездной проверки магазина выявлено, что индивидуальным предпринимателем допущена реализация хлебобулочной продукции без указания информации о товаре и его производителе, без указания даты и времени изготовления на маркировке.

    Основные нарушения СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

    - п. 4.1:   «Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:

    а) промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации) …».

    Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятий продовольственной торговли установлено, что не проводится в полном объеме производственный лабораторный контроль в соответствии с утвержденной программой производственного контроля на рабочих местах по ФПС и ФТП, за пищевой продукцией и водой.

    - п. 7.8.:   «Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола».

    Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятия торговли установлено, что допускается хранение пищевых продуктов (консервированная продукция, напитки безалкогольные, вода бутилированная» вне складских помещений – в коридорах, непосредственно на полу без подтоварников.

    - п. 8.24:.   «В организациях торговли запрещается реализация продукции:

    - без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность;

    - с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей);

    - при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения;

    - мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мясопродуктов;

    - непотрошеной птицы, за исключением дичи, яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, а также с загрязненной скорлупой- творога.

    - консервов, имеющих дефекты: бомбаж, хлопуши, подтеки, пробоины и сквозные трещины, деформированных, с признаками микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослизнение) и др.;

    - загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов;

    - дефростированных и повторно замороженных пищевых продуктов и продовольственного сырья;

    - домашнего приготовления;

    - с истекшими сроками годности;

    - нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определенных законодательством Российской Федерации;

    - без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации».

    Пример выявленных нарушений: При проведении внеплановой выездной проверки предприятия торговли установлено, что допускается реализация с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов (томаты свежие, бананы и т.д.), консервов, имеющих дефекты банок (деформированные консервы «зеленый горошек», «кукуруза» и др.), продукции с истекшими сроками годности (торт «Блинный»), продукции без маркировки (листов-вкладышей) с информацией для потребителя об изготовителе, дате выработки, сроке годности и т.д. (свежие овощи и фрукты).

    - п. 14.1.:   «Руководитель организации торговли обеспечивает:

    - наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил;

    - выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли;

    - организацию производственного контроля;

    - необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;

    - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;

    - наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

    - своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;

    - организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке.».

    Пример выявленных нарушений: При проведении внеплановой выездной проверки предприятия торговли установлено, что руководитель организации не обеспечивает наличие личных медицинских книжек на каждого работника (не представлена медкнижка 3 сотрудниками – должность, ФИО), прохождение всеми сотрудниками предварительных и периодических медицинских осмотров (должность, ФИО – отсутствует отметка о прохождении исследований на яйца гельминтов; а также гигиенической подготовки и аттестации в установленном порядке (должность, ФИО – отсутствует отметка и т.д.)

    Основные нарушения СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»:

    - п. 5.16.:   «В организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска»,

    Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки производственных цехов установлено, что несвоевременно проводятся ремонтные работы по восстановлению покрытия стен (кафельное покрытие холодного и горячего цехов имеет дефекты и сколы), покрытия потолков (имеются следы протечек, отслоившейся краски в складских помещениях).

    - п.7.11.:   «Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты.

    Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).

    При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.)».

    Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятия общественного питания установлено, что допускается совместное хранение в одном холодильном шкафу сырья (мясо птицы замороженное, мясные полуфабрикаты и т.д.) и готовой продукции (крабовые палочки замороженные, и др.).

    - п. 15.1.:  «Руководитель организации обеспечивает:

    - наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;

    - выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;

    - организацию производственного и лабораторного контроля;

    - прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;

    - наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

    - своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;

    - организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;

    Пример выявленных нарушений: При проведении плановой выездной проверки предприятия общественного питания установлено, что руководитель организации не обеспечивает наличие личных медицинских книжек на каждого работника (не представлена медкнижка сотрудника – должность, ФИО), и прохождение сотрудниками предварительных и периодических медицинских осмотров (должность, ФИО – отсутствует отметка о прохождении осмотра ЛОР-врачом и стоматологом; должность ФИО – отсутствует отметка о проведении бактериологического обследования на ЗППП и т.д.) а также централизованную стирку и починку санитарной одежды (не представлен договор на оказание услуг со специализированной организацией), а так же организацию и проведение производственного контроля в полном объеме, в том числе проведение производственного лабораторного контроля за условиями труда по ФПС и ФТП.

    Принятые меры по результатам проведенных проверок

    за 3 кв. 2017г.

    Основные статьи КоАП РФ применяемые для административной ответственности:

    - ст. 6.3   «Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

    - ст. 6.4   «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;

    -ст.6.6.   «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»;

    ч.1 ст.14.43   «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям»;

    - 14.53.ч.1   – «Не соблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукции и табачными изделиями»

    «Как делать нужно (можно)

    ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

    - Необходимо обеспечить разработку, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах ХАССП и обеспечивать постоянный контроль за исполнением утвержденных документов, контролировать техпроцессы и процедуры в ККТ и правильно и своевременно вести и хранить документацию о проводимом контроле.

    - Обеспечить контроль за условиями хранения пищевой продукции – температурно-влажностных, товарного соседства и т.д.

    - Своевременно проводить ремонтные работы в производственных, складских и вспомогательных помещениях.

    - Обеспечить соблюдение поточности технологических операций – размещение производственных цехов и проведение техпроцесса должно исключать встречные потоки и перекресты движения сырья и готовой продукции, чистой и использованной посуды, персонала и посетителей.

    - Обеспечить контроль за прохождением сотрудниками предварительных и периодических медицинских осмотров и ведением личных медицинских книжек. Объем, периодичность проведения обследований и исследований регламентирован Приказом Минздравсоцразвития 302н, а именно Приложением 2:

    СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

    Обеспечить соответствие программ производственного контроля установленным требованиям и контроль за их исполнением, в том числе в части утвержденных объемов лабораторных исследований по пищевой продукции, смывам, воде, условиям труда.

    СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»:

    Необходимо обеспечить на предприятии наличие достаточного количества складских помещений, охлаждаемых камер для хранения всего объема пищевых продуктов и наличие оборудования для его хранения; стеллажи и подтоварники должны быть изготовлены из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции; высота подтоварников должна быть не менее 15 см. от пола.

    - При продаже пищевых продуктов сотрудники должны знать требования пункта 8.24 о продукции, запрещенной к реализации и строго контролировать его соблюдение при входном контроле, а также с целью своевременной выбраковки и удаления такой продукции из торгового зала на склад брака.

    - Руководитель организации торговли должен понимать меру ответственности за нарушения требований санитарного законодательства, так как возросла мера административной ответственности за нарушения, а также знать настоящие санитарные правила и обеспечивать контроль за их исполнением всеми сотрудниками.

    СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»:

    - Необходимо своевременно проводить ремонтные работы в цехах, складах, гардеробах и других помещениях, так как нарушение покрытия стен, потолков может явиться причиной попадания инородных предметов в пищевой продукт, а также неровности в поверхностях затрудняют качественное проведение мойки и дезинфекции и могут явиться местом размножения микроорганизмов, в том числе патогенных.

    - При хранении пищевой продукции необходимо контролировать сохранение маркировочных ярлыков (листов-вкладышей, маркировки транспортной упаковки) с информацией о продукте до окончания срока использования.

    - Руководитель организации общественного питания должен понимать меру ответственности за нарушения требований санитарного законодательства, так как возросла мера административной ответственности за нарушения, а также знать настоящие санитарные правила и обеспечивать контроль за их исполнением всеми сотрудниками.

    СП 3.1/3.2.3146 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»

    - Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с  национальным, и региональным календарем профилактических прививок.

    Приказ МЗ РФ  от 21 марта 2014 г. N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

  • профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с  национальным  календарем профилактических прививок (вирусный гепатит В, дифтерия, столбняк, корь, краснуха, грипп);

  • профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (клещевой вирусный энцефалит, вирусный)

    О правоприменительной практике за 3 квартал 2017 года  Отдела эпидемиологического надзора

    Основные нарушения при проведении мероприятий по контролю в отношении ЛПО за 3 кв. 2017г:

    статья 6.3

    1)            В нарушение статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,  пункта 1.7 , главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность",  пункта 2.6 части б) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» не разработана программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;  2)  в нарушение требований статьи 29 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.4 главы II СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" проводятся некачественные дезинфекционные мероприятия в помещениях стационара, при проведении микробиологических исследований в рамках плановой проверки выявлены положительные результаты. 
    3)Холодильное оборудование третьего и четвёртого уровней холодовой цепи для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов, не оснащено термоиндикаторами, что является нарушением п. 6.22. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов»;

    4) На третьем уровне холодовой цепи детской поликлиники не создан запас холодильных сумок (сверхмалых и малых термоконтейнеров) для выполнения плана экстренных мероприятий по обеспечению «Холодовой цепи» в чрезвычайных ситуациях, что является нарушением требований п. 8.12.2. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов», п. 3.13. СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации».

    3. При проведении профилактических прививок детям первого года жизни не обеспечивают активное медицинское наблюдение (патронаж) в следующие сроки:
    - на 7-й день после иммунизации против полиомиелита ОПВ

    4. Вакцинация 1 и 2 против были проведены живой оральной вакциной, что является нарушением требований п. 9.1. СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита».

    5. Не проводится разобщение на срок 60 дней с детьми получившим ОПВ, живую вакцину против полиомиелита, что является нарушением требований п. 9.5. СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита».

    6. В нарушение п. 5.7., 5.8. СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней» годовой план профилактических прививок на 2017 год сформирован без полного учета ранее проведенных профилактических прививок, наличия сведений о длительных медицинских отводах и о перенесенных инфекционных заболеваниях.

    7. Сведения о выполненных профилактических прививках (дата введения препарата, название препарата, номер серии, доза, контрольный номер, срок годности, а по результатам наблюдения – характер реакции), сделанные по месту организованности, не внесены в соответствующие учетные медицинские документы, а именно в 63 прививочные формы и истории развития больного (ф. 112/у).

    8. Низкие показатели своевременности охвата прививками являются нарушением требований п. 8.2. СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней», а в соответствии п. 8.8. СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита», п. 8.2. СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии», п. 6.4. СП 3.1.2952-11 «Профилактика, кори, краснухи и эпидемического паротита» на каждом педиатрическом участке для обеспечения популяционного иммунитета, достаточного для предупреждения распространения управляемых инфекций, охват прививками в декретированных возрастах против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, кори, эпидемического паротита и краснухи должен составлять не менее 95 %

    11. В нарушение п. 4.4.1.2. и 4.4.1.3. МУ 3.1.2313-08 «Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения» обеззараживание инъекционных шприцев однократного применения проводят в разобранном виде.

    19. В нарушении требований п. 4.3.2. СП 3.2.3110-13 «Профилактика энтеробиоза», п. 11.2.2. СанПин 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных инфекций на территории Российской Федерации», п. 13.2. СанПиН 2.4.4.3155–13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», заезд детей осуществлен с неполным перечнем всех необходимых медицинских документов о состоянии здоровья детей.

    18. Установлены нарушения требований п. 2. ст. 5 Федерального Закона от 17.09.1998 года № 157 - ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п. 1.10. СанПиН 2.4.4.3155–13 «Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», у 30 детей их 246 при заезде в лагерь отсутствовала справка об эпидокружении.

    20. В нарушении п. 8.1. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» на 2-ом уровне холодовой цепи на момент проверки отсутствовали показания терморегистратора за время транспортирования ИЛП СОВИГРИПП.

    13. В нарушение требований п. 3.40. СП 3.3.2342-08 «Обеспечение безопасности иммунизации», п. 4.4. МУ 3.3.1252-03 «Тактика иммунизации взрослого населения против дифтерии» сведения о выполненных профилактических прививках (дата введения препарата, название препарата, номер серии, доза, контрольный номер) не внесены в соответствующие учетные медицинские документы, а именно в прививочные формы (учётная форма № 63), прививочная картотека отсутствует.

    часть 1 статьи 14.4

    - в нарушение статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.7 , главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", пункта 2.4 части б) СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пункта 27, главы V Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 при оказании платных медицинских услуг производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится не в полном объеме, а именно не организованы лабораторно-инструментальные исследования и измерения параметров микроклимата, показателей микробной обсемененности воздушной среды, смывов с объектов внешней среды, контроля за стерильностью мед. инструментария, контроля работы стерилизационной аппаратуры и.т.д.) в соответствии с действующими нормативными документами;

    О правоприменительной практике за 3 квартал 2017 года по направлению деятельности «Защита прав потребителей».

    Федеральное законодательство декларирует принцип презумпции добросовестности хозяйствующих субъектов, в связи с чем проводится комплекс организационных и практических мероприятий по снижению административных барьеров для бизнеса, в том числе применяются меры по снижению количества контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов; внедряется риск-ориентированный метод планирования контрольно-надзорной деятельности, основными принципами которой являются использование методов оценки рисков здоровью; осуществляется классификация субъектов надзора в зависимости от степени угрозы и риска причинения вреда жизни и здоровью граждан.

    Тем не менее, удельный вес проверок с выявленными нарушениями, а также удельный вес забракованной продукции от числа проинспектированной остается высоким.

    В 3 квартале 2017 года проводились проверки на предмет соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг: продажа детских игрушек и детских товаров, одежды, обуви, мебели, продукции ламповой, бытовых энергопотребляющих товаров, технически сложных товаров, стеклоомывающих жидкостей, спиртосодержащей продукции; оказание медицинских услуг, оказание платных образовательных услуг, оказание транспортных услуг, оказание услуг связи , оказание финансовых услуг, оказание туристских услуг, оказание бытовых услуг.

    Результаты проведенных проверок показали, что основными проблемами в сфере оказания услуг являются:

    непредоставление полной и достоверной информации об оказываемой услуге, исполнителе;

    обман потребителя;

    включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;

    - оказание услуг с нарушением правил оказания услуг и условий договора;

    Наиболее проблемной в сфере торговли остается реализация детских игрушек, технически сложных товаров, одежды для взрослых с нарушениями установленных требований:

    - несоблюдение требований технических регламентов

    - отсутствие или ненадлежащее оформление товарно-сопроводительной документации;

    - введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств товара.

    - отсутствие информации о товаре на русском языке, об изготовителе, его месте нахождения;

    - нарушение правил продажи отдельных видов товаров (несоблюдение прав потребителей в случае обнаружения в товаре недостатка, отсутствие ценников, отсутствие книги отзывов и предложений; и пр.);

    - отсутствие вывески с указанием необходимой информации о продавце (исполнителе).

    Информация о НД, которые нарушались хозяйствующими субъектами в 3 квартале 2017 года:

    Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»:

    - ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)». Нарушения данной статьи заключаются в непредоставлении потребителю информации об изготовителе товара (наименовании, адресе), о потребительских свойствах товара (в том числе, составе), о цене и условиях приобретения товаров (работ, услуг), правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) и др.

    - ст. 4 «Качество товара (работы, услуги)». Нарушения данной статьи заключаются в несоответствии товаров обязательным требованиям по показателям качества, а также оказании услуг с нарушением установленных правил (например, несоблюдение требований к порядку заключения и форме договора).

    - ст. 8 «Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)». Нарушения данной статьи заключаются в несоблюдении права потребителя на получение информации в наглядной и доступной форме – например, отсутствие информации на русском языке, предоставление информации в недоступной для восприятия потребителя форме (например, текст договора не поддается прочтению) и др.;

    - ст. 9 «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)». Нарушения данной статьи заключаются в непредоставлении информации о продавце (исполнителе) на вывеске организации, а также непредоставление информации о лицензии (если вид деятельности подлежит лицензированию).

    - ст. ст. 27 – 37. В договоры об оказании услуг, выполнении работ часто включаются условия, ущемляющие права потребителя, предусмотренные ст. 27-37 Закона, например условия, предусматривающие возможность организации изменять в одностороннем порядке сроки оказания услуг (выполнения работ); условия, ограничивающие размер неустойки, которая подлежит уплате исполнителем при нарушении условий договора; условия, ограничивающие ответственность исполнителя за недостатки работ (услуг).

    Кроме того, выявлялись нарушения:

    - требований Технических регламентов (несоблюдение требований к маркировке продукции, нарушение требований к продукции в части показателей безопасности и качества, в том числе, фальсификации, отсутствие товарно-сопроводительных документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов);

    - Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 г. N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (оказание услуг без заключения договора и без предоставления небходимой информации);

    - Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (нарушения прав потребителей на информацию о товаре, нарушения порядка обмена, возврата товара, отсутствие ценников и т.д.);

    - Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя).

    О мерах, направленных на противодействие реализации непродовольственной продукции, не соответствующей обязательным требованиям,

    Хозяйствующие субъекты, должны принимать меры, направленные на недопущение реализации непродовольственной продукции, не соответствующей обязательным требованиям, заключаются в реализации мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, который включает в себя отслеживание информации о продукции, не соответствующим требованиям; предпродажную подготовку товара; контроль поставляемой продукции; анализ маркировки и сопроводительных документов; контроль условий хранения продукции, и т.д.


    Меры, направленные на соблюдение законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг


    Исполнителю необходимо осуществлять контроль за соблюдением правил оказания услуг; проводить экспертизу документов, оформляемых в рамках оказания услуг, на соответствие требованиям законодательства в области защиты прав потребителей (наличие необходимых условий; отсутствие условий, ущемляющих права потребителя); документов, связанных с оказанием дополнительных услуг (на предмет наличия реальной возможности потребителя согласиться или отказаться от дополнительной услуги, предоставление необходимой информации о дополнительной услуге, в том числе, условиях ее оказания и цене (в рублях) и пр.


    Принятые меры по результатам проведенных проверок

    за 3 квартал 2017г.

    За 3 квартал 2017 года в сфере защиты прав потребителей Управлением вынесено 31 постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 128т.р., в том числе по статьям КоАП РФ:

    -6.25 ч.1 - Несоблюдение  требований  к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения;

    - ч.1 ст.14.8 - нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;

    - ч.2 ст.14.8 - включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные  законодательством  о защите прав потребителей;

    - ч.1 ст.14.5 - продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации;

    - ч.1 ст.14.7 – Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей;

    - ст.14.15 - нарушение правил продажи отдельных видов товаров;

    - ч.1 ст.14.43 - нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям;

    - 14.4 ч.1 - продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.


     
    По теме
    За текущий период 2017 г. проверено 42 объекта торговли и общественного питания, занимающихся оборотом мясной продукции, из них на 5ти  объектах выявлены те или иные нарушения.
    Прокуратура района провела проверку исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере защиты и поддержки социально незащищенных категорий граждан.
    Прокуратура района провела проверку исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере защиты и поддержки социально незащищенных категорий граждан.
    При поддержке прокуратуры республики и министерства по делам молодежи в Молодежном центре «Нарт» открылась выставка военного фотокорреспондента «Российской газеты» Владимира Аносова «Донбасс глазами очевидцев».
    Прокуратурой района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя республики, обвиняемого в совершении 7 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 2,3,4 ст.
    Прокуратурой района проведена проверка требований законодательства в сфере реализации национальных проектов.
    Прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Фатимой Ульбашевой проведен семинар с государственными гражданскими служащими Министерства экономического развития Кабардино-Балкар
    В соответствии с Концепцией совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре республики посредством видеоконференцсвязи представителем Общероссийской общественно-государственной просветит
    Прокуратурой г. Нальчика проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства.
    Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о занятости населения и социальной защиты инвалидов.
    С 13 февраля по 7 марта 2024 года на территории двух субъектов Российской Федерации Кабардино-Балкарии и Челябинской области — был реализован курс онлайн вебинаров «Основы антимонопольного регулирования в России».
    22 марта 2024 года начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Ж.А.Кужонов принял участие в заседании Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
    Прокуратурой республики в отношении главы местной администрации сельского поселения Карагач возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.
    Сегодня, 20 марта 2024 года, прокурором республики Николаем Хабаровым проведен прием граждан в приемной Президента Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике.
    Прокуратура республики провела проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции в ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики».
    Прокуратурой республики по обращению руководителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю проведена проверка исполнения законодательства об исполнительном производстве в УФССП по Кабард
    Приказом Управления Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике от 15.03.2024 года № 40 утвержден список кандидатов,
    11 марта 2024 заместитель начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Соблирова Ж.Х.
    12 марта  2024 года состоялось заседание коллегии Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики с повесткой дня:
    Прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Фатимой Ульбашевой 4 марта 2024 г.
    Кабардино-Балкарское УФАС Росси выдало 4 предупреждения ООО «Салауат» о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
    В соответствии с планом работы на 2024 год состоялось очередное заседание Общественного совета при Кабардино-Балкарском УФАС России, посвященное также 20-летию образования ФАС России.
    Глава КБР поздравил росгвардейцев - РИА Кабардино-Балкария Сегодня Глава КБР Казбек Коков поздравил с профессиональным праздников сотрудников и ветеранов регионального Управления Росгвардии.
    РИА Кабардино-Балкария
    В Парламенте КБР говорили о ежемесячных пособиях - РИА Кабардино-Балкария В Парламенте КБР состоялось заседание Комитета по труду, социальной политике и здравоохранению на тему «О назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка на территории КБР»,
    РИА Кабардино-Балкария
    Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
    Кабардино-Балкарская правда
    Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
    Газета Нальчик
    В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
    Министерство здравоохранения
    Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
    Газета Нальчик
    К почёту – звание - Газета Нальчик Указом Главы КБР Казбека Кокова звание заслуженного работника культуры КБР присвоено преподавателю по классу фортепиано, заместителю директора нальчикской детской музыкальной школы № 2 Светлане Моловой.
    Газета Нальчик