Девятая школа Нальчика отмечает юбилейную дату. Об этом учебном заведении и изменениях в системе школьного образования корреспондент «КБП» беседует с её директором, отличником народного образования, заслуженным работником образования КБР, депутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики Ольгой Коротких. Она возглавляет большой педагогический коллектив последние десять лет.
– У школы скоро юбилей. Расскажите, пожалуйста, об её истории.
– Школа приняла первых учеников в сентябре 1936 года. На сегодняшний день в педагогическом коллективе двенадцать победителей конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и победители конкурса «Учитель года» разных лет.
Благодаря кропотливому труду педагогов школа неоднократно удостаивалась различных наград. В 2007 году наше образовательное учреждение получило грамоту Парламента КБР «За особые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения», в 2008 году стало победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», а с 2009 года является базовой площадкой для сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений. С 2010 года школа работает в режиме республиканской пилотной площадки по опережающему введению ФГОС начального и основного общего образования.
Школа включена в ТОП-500 лучших образовательных учреждений страны (2013 г.) и в федеральный справочник «Общее образование в России» (2015 г.). С января 2016 года школе присвоен статус республиканской инновационной площадки по направлению «Разработка и апробация неформальных процедур оценки качества образования в образовательном учреждении», а с августа – сетевой инновационной площадки городской системы образования. В декабре школа возглавила рейтинг образовательных организаций республики по итогам независимой оценки качества образовательной деятельности.
– Заканчиваются уроки, и дети могут остаться в школе для каких-либо интересных дополнительных занятий, творчества?
– В рамках реализации программы «Одарённые дети» в школе создана благоприятная среда для раскрытия творческих способностей. Каждый ученик пробует свои силы в том направлении, которое ему интересно, и обязательно находит возможность самореализации. Конкурсы «Минута славы», «Ученик года» и многие другие стали традиционными. В школе сложилась своя система внеурочной деятельности, позволяющая каждому ученику самостоятельно выбрать занятие по душе.
Третий год действует кружок «Робототехника» для 4-10 классов. Младшеклассники занимаются робототехническими комплектами фирмы VEX базового соревновательного уровня, ребята постарше – с комплектами фирмы Bioloid Premium kit. Школа сотрудничает с республиканским Союзом машиностроителей. Результаты работ кружка регулярно демонстрируются на городских и республиканских выставках.
Команды школы с 2014 года успешно принимают участие в ежегодном фестивале РобоОс, проходящем во Владикавказе. В апреле прошлого года команда учеников 5-6 классов успешно выступила на всероссийском фестивале «Робофест-2016». В целях развития этого направления внеурочной деятельности школой приобретён 3D-принтер, который позволяет создавать уникальные запчасти для роботов.
В рамках деятельности школьного творческого объединения учащихся «Озарение» ежегодно проводится презентация проектов в рамках празднования Дня российской науки. Результаты последних лет свидетельствуют о достижениях школы по итогам участия в олимпиадах.
По итогам прошедшего учебного года школа стала дипломантом всероссийского конкурса «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». На основе мониторинга достижений обучающихся в школе ежегодно проводится церемония чествования победителей и призёров олимпиад, конференций, конкурсов, соревнований «Созвездие талантов».
– Как вы прививаете школьникам чувство патриотизма?
– Не вызывает сомнений, что в основе современного общества, в сердце каждого человека должен быть патриотизм. Любовь к Родине – это фундамент морали законопослушного гражданина, нравственного человека. Патриотическим воспитанием родители должны заниматься с ранних лет, ведь люди, которые не любят и не уважают свою страну, способны на совершение административных и уголовных преступлений, на предательство. Важно любить и уважать свою Отчизну, быть способным отдать силы за её благополучие и свободу. Чтобы научить детей этому, мы показываем ребятам фильмы на патриотическую тему, проводим классные часы, устраиваем творческие конкурсы. Большое внимание в нашей школе уделяется военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения не только на уроках и внеклассных мероприятиях. Во дворе школы установлен обелиск Неизвестному солдату. От памятника тянется аллея Славы, где высажены берёзки и установлены таблички с именами 36 погибших выпускников школы. На фасаде здания открыта мемориальная доска выпускнику школы, Герою Советского Союза Георгию Кузнецову. Эта благодарная память должна быть в сердце каждого ученика и педагога. В 2015 году коллективу школы был вручён почётный знак «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».
– Ольга Алексеевна, в целом как можно сегодня охарактеризовать школьников? Стало ли новое поколение образованнее, грамотнее, чем было старшее поколение?
– У современного школьника гораздо больше ресурсов, возможностей, чем было в наше время. У детей есть свободный доступ к любой области знаний, в то время как мы могли получать информацию только в библиотеке. Конечно же, нынешняя система образования значительно отличается от той, что была в прошлом столетии, но с уверенностью можно сказать, что и тогда, и сейчас школьники целеустремленные, весёлые и начитанные. Новому поколению, как и нам, интересно ходить в школу и узнавать много нового на уроках.
– За последние годы многое изменилось в системе образования. В частности, введена многовариантность школьных учебников, особенно по истории, литературе. Получается, что в одно и то же высшее учебное заведение вступительные экзамены сдают абитуриенты, обучавшиеся по разным учебникам и пособиям. Логично ли такое положение?
– Как раз вариативность учебников не должна смущать. Как правило, школа выбирает для себя определённую предметную линию на уровне как основного, так и среднего образования. В любом случае авторы учебников ориентируются на стандарт, в котором перечислены все требования к выпускникам на момент завершения образования. Таким образом, выбор определённой линии учебников можно сравнить с выбором дороги, каждая из которых ведёт к общей цели.
Что касается литературы, безусловно, классика должна изучаться в школе. Но чтобы иметь представление о литературном процессе, возможно включение в школьную программу современных авторов, в том числе и зарубежных. Хороший, читающий учитель и без того ориентирует школьников на новинки, на зарубежных авторов, для этого есть уроки внеклассного чтения.
– Необходима ли, на ваш взгляд, такая система аттестации знаний, как ЕГЭ?
– Думаю, что нельзя однозначно ответить на данный вопрос. Подготовка к любому экзамену даёт возможность объективно оценить свои знания, систематизировать и обобщить материал, развить навыки краткого и развёрнутого ответа. А кроме того, результаты ЕГЭ дают возможность учащимся поступать в вузы, не выезжая для вступительных экзаменов.
– Нужна ли ученикам школьная форма?
– Да, школьная форма нужна. В настоящее время это уже не является предметом дискуссий. Школьную форму можно рассматривать как часть общей культуры взрослеющего человека, формирование представлений о деловом стиле одежды, о собственном вкусе, хороших манерах.
– Из школьной программы исключена астрономия. Таким положением дел возмущена новый министр образования и науки РФ.
– Астрономические знания присутствуют в школьной программе: в курсах окружающего мира в начальной школе и физики в выпускных классах. Астрономия может быть курсом по выбору в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальных и средних классов. В нашей школе в течение многих лет ведутся занятия по астрономии в начальных классах. Ученики 2-6 классов под руководством педагога дополнительного образования Ольги Величко неоднократно становились победителями и призёрами международного конкурса «Звёздная эстафета». В старших классах можно ввести астрономию в качестве элективного курса, завершающего естественнонаучную часть школьного образования.
– Ольга Алексеевна, как, на ваш взгляд, должны строиться отношения педагогов и родителей?
– Думается, что родители и педагоги – изначально союзники в сложном деле воспитания, и поэтому для блага ребёнка должны уметь «строить мосты» и налаживать коммуникацию. Как показывает опыт, наилучший результат достигается в том случае, когда родители слушают и слышат замечания и пожелания учителей, реагируют адекватно, дома проводят с детьми беседы, а учителя с уважением и пониманием относятся к мнению родителей, к укладу и традициям семьи.
Важно говорить со своими детьми, быть к ним внимательным, находить время для общения, не отгораживаться повседневными делами и заботами, не жалеть времени для контакта с ними.
Тазал МАШУКОВ