Защита прав участников торгов – одна из приоритетных задач Управления ФАС России по КБР

Защита прав участников торгов – одна из приоритетных задач Управления ФАС России по КБР
Фото: www.kbpravda.ru

Интервью по вопросам применения статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дал начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства Артур Станиславович Куантов.
– Какие торги могут быть обжалованы в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции?
– По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд;
2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее – уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утверждённые Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включённой в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включённую в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее – организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выраженные в:
а) незаконном отказе в приёме документов, заявлений;
б) предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
в) нарушении установленных сроков осуществления процедуры, включённой в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
г) предъявлении требования осуществить процедуру, не включённую в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
В случае поступления жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, проведение которых является не обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, антимонопольный орган рассматривает такие жалобы в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утверждённым Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339 (далее – Административный регламент). 
Понятие «законодательство Российской Федерации», нормами которого регулируется порядок проведения торгов, которые могут быть обжалованы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, должно рассматриваться в широком смысле, а именно, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации и соответствующие подзаконные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы торги в форме, как правило, конкурса или аукциона (статья 447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации прямо предусмотрена иная форма торгов, например, продажа имущества должника посредством публичного предложения (часть 4 статьи 139 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), антимонопольный орган рассматривает жалобы на такие торги в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Учитывая положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в системной связи с нормами Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), рассмотрение жалоб на закупку товаров, работ, услуг таких юридических лиц (далее – Заказчики) осуществляется в рамках процедур статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 
Следует отметить, что согласно части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).
Законом о приватизации в качестве способов продажи государственного или муниципального имущества указаны не только торги (конкурс и аукцион), но и продажа имущества посредством публичного предложения и продажа имущества без объявления цены.
Таким образом, по смыслу части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в порядке указанной статьи могут быть обжалованы все процедуры продажи государственного или муниципального имущества, предусмотренные Законом о приватизации. 
– Кто может подавать жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции?
– Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включённую в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее – Заявители).
Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
При проведении торгов могут быть нарушены права обеих указанных выше категорий лиц. При этом права и законные интересы лица, которое не подавало заявку на участие в торгах, могут быть нарушены в случае наличия в документации о торгах положений, препятствующих участию такого лица в торгах, либо положений, явно противоречащих требованиям законодательства, в том числе антимонопольного.
Лицо, желающее принять участие в торгах, может обжаловать указанные требования документации о торгах, поскольку считает их неправомерными и нарушающими (ограничивающими) его право на участие в торгах. Эти действия являются вполне закономерными, поскольку при подаче заявки на участие в торгах заявитель тем самым соглашается со всеми условиями проведения таких торгов. 
Часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции дает возможность лицу, которое не подавало заявку на участие в торгах, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка подачи заявок на участие в торгах.
Порядок подачи заявок на участие в торгах устанавливается документацией о торгах и предполагает установление требований к подаваемым заявкам, составу документов, включаемых в состав заявки, срокам, месту, способу подачи заявок и прочее. 
В любом указанном выше случае в документации о торгах могут содержаться условия и требования, препятствующие заинтересованному лицу подать заявку на участие в торгах.
Предусмотренный статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции порядок рассмотрения жалоб направлен на оперативное устранение нарушения порядка проведения торгов, защиту нарушенных прав как лиц, подавших заявки на участие в торгах, так и лиц, желающих такие заявки подать, но столкнувшихся с какими-либо препятствиями.
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган обязан рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения торгов, поданные лицами, которые не подавали заявки на участие в торгах, но чьи права и законные интересы нарушены установлением определённых требований и условий в документации о торгах (потенциальные участники торгов, поставщики). Ограничение прав указанных лиц на обжалование положений документации о торгах, устанавливающих порядок подачи заявок на участие в торгах, приведёт к невозможности защиты ими нарушенных прав в оперативном порядке, вынудит таких лиц обращаться в суд. Рассмотрение подобных жалоб занимает более длительный срок. Таким образом, к моменту рассмотрения жалобы и вынесения решения судом, обжалуемые торги могут состояться, и по их результатам могут быть заключены договоры, что значительно уменьшает (возможно, и устраняет) шансы рассматриваемой категории лиц на участие в интересующих их торгах.
В случае, если жалоба подана лицом, которое не подавало заявку на участие в торгах, и в такой жалобе нет ссылки на нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, антимонопольный орган рассматривает такую жалобу в соответствии с Административным регламентом. 
В случае, если указанная выше жалоба была принята к рассмотрению и факт отсутствия подачи заявителем заявки на участие в торгах стал известен комиссии антимонопольного органа в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы и выносит решение, в котором должно быть указано на отсутствие у комиссии правовых оснований для принятия жалобы к рассмотрению и рассмотрения её по существу в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции. 
Обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.
– В какие сроки может быть подана жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции?
– Согласно частям 4 и 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном рассматриваемой статьёй, допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее чем в течение трёх месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Указанными положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены следующие сроки, в течение которых может быть подана жалоба:
– не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов;
– в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися;
– в течение трёх месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В случае, если предусмотрена необходимость размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанные сроки отсчитываются со дня такого размещения.
Необходимо обратить внимание на то, что при подаче жалоб на торги в рамках процедур приватизации государственного или муниципального имущества, установлены иные сроки подачи жалоб.
В соответствии с пунктом 1 части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определённом в соответствии со статьей 15 Закона о приватизации, или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение 5 рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества.
Следовательно, жалобы на торги в рамках приватизации государственного или муниципального имущества могут быть поданы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня:
– размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» протокола о признании претендентов участниками торгов;
– размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества.
С учётом установленных сроков подачи жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен руководствоваться следующим.
1. Если при подаче жалобы Заявителем нарушен описанный выше трёхмесячный срок, такая жалоба должна быть рассмотрена антимонопольным органом в общем порядке, то есть в соответствии с Административным регламентом.
Нарушение трёхмесячного срока подачи жалобы в антимонопольный орган не является основанием для возвращения жалобы Заявителю.
2. Если при подаче жалобы Заявителем нарушен десятидневный срок, то:
– в случае, если антимонопольному органу до принятия жалобы к рассмотрению достоверно известно о факте заключения договора по результатам торгов, такая жалоба должна рассматриваться в порядке, установленном Административным регламентом;
– если до принятия жалобы к рассмотрению антимонопольному органу достоверно не известно о наличии заключённого по результатам торгов договора, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В этом случае антимонопольный орган ориентируется на трёхмесячный срок возможности подачи жалобы.
Если в последнем случае о факте заключения договора комиссии антимонопольного органа стало известно в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы и выносит решение, в котором должно быть указано на отсутствие у комиссии правовых оснований для принятия жалобы к рассмотрению и рассмотрения её по существу. 
Следует обратить внимание, что, если процедура закупки не состоялась, и комиссией антимонопольного органа установлен факт заключения договора с единственным участником такой закупки и (или) пропуск заявителем десятидневного срока обжалования, такая жалоба должна быть рассмотрена по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 
В случае, если договор заключён до истечения десятидневного срока подачи жалобы в антимонопольный орган, такая жалоба должна быть рассмотрена комиссией антимонопольного органа по существу. Однако в случае принятия решения о признании жалобы обоснованной комиссия не выдаёт предписание об устранении допущенных нарушений. 
– Какие сведения должна содержать жалоба, поданная в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции?
– Согласно части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии подаётся в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса.
3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом, например, доставлена нарочно (часть 7 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). 
Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ (часть 8 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В случае подачи жалобы с использованием электронных средств связи в антимонопольный орган должна быть направлена копия оригинала жалобы (скан) с подписями, печатями (при необходимости), либо жалоба в виде электронного документа, подписанная электронной подписью заявителя.
Если жалоба направляется с использованием электронных средств связи, в антимонопольный орган должна быть направлена как сама жалоба, так и прилагаемые документы, на которые заявитель ссылается в жалобе. В противном случае антимонопольный орган не сможет в полной мере оценить доводы жалобы, соответствие её требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 
– По каким причинам может быть возвращена жалоба заявителю и прекращено её рассмотрение?
– Согласно части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 указанной статьи. При этом, если в жалобе не указан факс или адрес электронной почты заявителя, такая жалоба не должна возвращаться заявителю;
2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;
5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В случае выявления оснований для возвращения жалобы заявителю такая жалоба возвращается в течение 3 рабочих дней, о чём заявителю направляется уведомление с указанием причин возвращения жалобы. Уведомление направляется заявителю по почте, а также по электронной почте или по факсу с целью предоставления заявителю возможности подать новую жалобу в полном соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных пунк-тами 3-5 части 9 указанной статьи.
– Определён ли порядок принятия жалобы к рассмотрению антимонопольным органом?
– Если жалоба соответствует требованиям, установленным статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, и нет оснований для возвращения такой жалобы заявителю, антимонопольный орган должен принять решение о рассмотрении жалобы по существу.
В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган совершает следующие действия:
1. Размещает в течение 3 рабочих дней со дня её поступления информацию о поступлении жалобы и её содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа. В качестве официального сайта торгов должен рассматриваться сайт в сети «Интернет», на котором соответствующим нормативным правовым актом предусмотрена обязанность размещения информации о соответствующих торгах. 
В случае поступления жалоб на действия Заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном Законом о закупках, информация размещается на сайте www.zakupki.gov.ru , а при поступлении жалоб о проведении торгов, размещение информации о которых урегулировано Постановлением Правительства от 10.09.2012 г. №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» – на сайте www.torgi.gov.ru .
Если нормативными правовыми актами не установлена обязанность размещения информации о торгах на указанных сайтах, информация о жалобе на такие торги подлежит размещению на сайте антимонопольного органа, который рассматривает жалобу по существу.
2. Направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее – уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной 
почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
С момента направления уведомления обжалуемые торги приостанавливаются в части заключения договора до рассмотрения жалобы по существу, о чём должно быть указано в уведомлении.
Также в уведомлении необходимо указывать на обязанность лица, в отношении которого подана жалоба, представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесённые в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов (часть 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В случае рассмотрения жалобы на торги, проводимые в соответствии с требованиями Закона о закупках, Заказчик должен представить на рассмотрение жалобы по существу положение о закупке Заказчика.
На рассмотрение жалобы по существу документы представляются в оригинале или надлежащим образом заверенные копии. 
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 указанной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключённый с нарушением требования, установленного указанным пунктом, является ничтожным.
Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.
Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.
Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции (часть 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, жалоба может быть отозвана заявителем в любой момент до удаления комиссии антимонопольного органа для принятия решения по существу жалобы.
– Каков порядок рассмотрения жалобы по существу?
– Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы.
Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлён однократно на тот же срок.
При рассмотрении жалоб на действия продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы.
Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомлённых о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений (часть 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции). Антимонопольному органу необходимо оценить соответствие действий организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии порядку проведения торгов, установленному соответствующим нормативным правовым актом, в том числе положением о закупке Заказчика, при рассмотрении жалоб на действия Заказчика.
Положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции не предусмотрена возможность ознакомления участников рассмотрения жалобы с материалами, представленными комиссии антимонопольного органа. 
Вместе с тем комиссия антимонопольного органа вправе предоставить участникам рассмотрения жалобы возможность ознакомления с отдельными документами, представленными на рассмотрение комиссии. При этом предоставление возможности ознакомления с материалами жалобы не должно нарушать требований законодательства Российской Федерации, связанных с защитой персональных данных, защитой иной охраняемой законом тайны. Например, не должны предоставляться для ознакомления заявки участников торгов. 
Следует обратить внимание, что в случае принятия жалобы к рассмотрению комиссия антимонопольного органа вправе прекратить рассмотрение жалобы только в случаях, указанных в части 21 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
– Какое решение может принять комиссия антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалобы по существу?
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства), принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:
1) признать жалобу обоснованной и выдать предписание;
2) признать жалобу обоснованной и не выдавать предписание.
Такое решение может быть принято, например, в случае когда на момент рассмотрения жалобы по существу по результатам проведённых торгов заключён договор и жалоба подана до истечения десятидневного срока обжалования торгов.
3) признать жалобу необоснованной и не выдавать предписание;
4) признать жалобу необоснованной и выдать предписание.
Такая ситуация может возникнуть в случае, когда в рамках рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа установила иные, не являющиеся предметом обжалования нарушения (нарушения порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися), при этом сама жалоба признана необоснованной. Следовательно, комиссия выдаёт предписание об устранении выявленных  нарушений за пределом обжалуемых фактов.
Следует отметить, что в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятые по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа (часть 22 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
После вынесения комиссией антимонопольного органа решения по результатам рассмотрения жалобы по существу приостановление торгов считается отменённым.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Юлия СЛАВИНА
 
По теме
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, явилось выявление факта нарушения антимонопольного законодательства в рамках рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров,
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) рассмотрены жалобы ООО "Союз-Авто" и ООО "Скорпион" на действия Государственного комитета Кабардино-Балкарской Респуб
Управлением Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.
Управлением Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике рассмотрена жалоба физического лица на действия Организатора торгов – МКУ «Управление земельных отношений Местной администрации г
Управлением Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.
Управлением Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.
Управлением Федеральной антимонопольной  службы по Кабардино-Балкарской Республике в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.
Вместе с гостями – руководителем Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым и губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым – принял участие в открытии обновленного ДК в Тырныаузе и побывал на других социальных объектах.
Сотрудники Госавтоинспекции отдела МВД России по Чегемскому району вместе с юными инспекторами движения провели для учеников средней школы № 3 г. Чегема акцию «Засветись – будь заметным на дороге!
В районном Доме культуры г.п. Кашхатау Черекского района состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России».
Прокуратура сообщает - Кабардино-Балкарская правда Заставили выплатить зарплату Прокуратура Нальчика проверила соблюдение требований трудового законодательства.
Кабардино-Балкарская правда
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария
Выход за рамки через сцену - Газета Нальчик Творческий тандем режиссёра Романа Дабагова и художника Кантемира Жилова стал уже знаком качества.
Газета Нальчик