Очень часто приходится слышать: дети перегружены на уроках, дома корпят над заданиями, переутомляются от большого количества информации, а когда вырастают, забывают большую часть того, что проходили на уроках.
Современные реалии таковы, что нужно быть успешным. Слагаемые успеха – талант, знания в своей области и трудолюбие. Здесь нужно прислушиваться к себе, а не идти на сделку с собственной совестью. Счастливый человек – тот, кто вовремя нашёл свое место в жизни, имеет возможность заниматься любимым делом. Исходя из этого ставится вопрос, какой может быть школа, помогающая подростку стать современным успешным человеком. Какова же главная функция школы? Всестороннее развитие личности, обеспечение образовательной базы? Помощь человеку определиться со своим призванием, подготовиться к реальной жизни?
Некоторые говорят: столько бился над логарифмами, но так и не осилил, зато всем помогал писать сочинения. И если бы не нужно было тратить столько времени на лишнюю (для него!) информацию, а была бы возможность сосредоточиться на любимом предмете, уровень знаний мог бы быть выше, и реализация в жизни – более успешной. Именно такие люди больше нацелены на результат, понимают, чем хотят заниматься. На многие обозначенные вопросы даёт ответы лицей для одарённых детей МОН КБР, функционирующий с 1995 года.
В этом учебном заведении прививают навыки решения творческих задач, умения анализировать и интерпретировать информацию, то есть учат детей видеть и формулировать проблемы, анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении как в процессе учебной деятельности, так и через дополнительное образование. Лицей действительно даёт ученикам полезные знания, учит не «молчать и слушать», а дискутировать и спорить; раскрывает их потенциал и помогает уверенно двигаться по жизни.
Приём в профильные классы лицея, где созданы все условия для самореализации молодого человека через погружение в творчество, осуществляется по результатам открытой олимпиады по естественно-научному циклу наук (математика, физика, химия, биология, информатика).
Рассказывая о приоритетных направлениях деятельности по развитию школы, директор лицея Валерий Петросян выделяет наиболее важные направления:
– В первую очередь это переход на развивающее (адаптивно-креативное) обу-чение, раскрывающее в полном объёме индивидуальные способности школьника. Время, когда путём голого администрирования, авторитарного давления можно было достичь каких-то успехов, безвозвратно уходит. Потенциальные педагогические способности учителя могут раскрыться только при условии творческой свободы. У нас всегда поддерживаются и поощряются творческие начинания учителей, создаются все условия для развития любой разумной инициативы. Учебный процесс организован так, чтобы он был радостным, полезным, успешным для каждого лично и в целом для класса, лицея и семьи.
Руководитель лицея также отметил, что в учреждении особое внимание уделяется обновлению и модернизации действующих традиционных методик путём введения в них элементов новых технологий обучения. Учителям предоставлено право выбора учебных планов, программ, форм и методов обучения. Максимально удобные для обучающихся расписание и режим проживания (в лицее организована система интернатного типа, где учащиеся сельской местности находятся на полном пансионе) способствуют более эффективному изучению дисциплин по профилям. Стоит отметить, что в рамках подготовки к ЕГЭ в лицее проводятся дополнительные занятия с углублённым изучением предметов.
– Системно-деятельностный подход в обучении, который является основой ФГОС нового поколения, нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Проблема выявления, поддержки и развития одарённых детей находится в центре внимания всего педагогического коллектива, – рассказывает заместитель директора Александр Раздайбеда. – Большой потенциал для решения задач лицея содержат нетрадиционные формы и методы обучения. Здесь преподают доктора, кандидаты наук, отличники образования, соросовский учитель, лауреат фонда «Династия», почётные работники общего образования РФ.
Как говорится, по ученику судят и об учителе. Реализация программы «Одарённые дети» позволяет учащимся лицея из года в год показывать лучшие результаты на ЕГЭ. Так, выпускники 2014 года, несмотря на изменившиеся условия сдачи ЕГЭ, отличились высокой подготовкой ко всем экзаменам: 100 баллов по химии получила выпускница лицея Рузана Черкесова, по русскому языку 95 баллов у Лины Мухадиевой. Большинство учащихся получили высокобалльные результаты, особенно по профильным предметам. Если говорить о средних баллах, полученных на ЕГЭ, то они выше в среднем, чем в целом по КБР, почти на 20 баллов.
Среди воспитанников лицея много призёров предметных олимпиад регионального и всероссийского уровня. В КБГУ поступили 20 процентов выпускников, 80 процентов лицеистов стали студентами ведущих вузов России.
Путь познания подобен пути ручья, каждой каплей стремящегося к океану. И предназначение педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути. Именно на это нацелена деятельность лицея для одарённых детей.
Трудолюбие и талант ведут к успеху
Источник: Кабардино-Балкарская правда
03.10.2014 13:05