Никогда не сожалел, что служу своему народу в национальном театре

Никогда не сожалел, что служу своему народу в национальном театре
Фото: www.goryankakbr.ru

Диалог с Аубекиром МИЗИЕВЫМ, начавшись с него самого, постепенно перешел на все более широкие темы – современные национальные театры, историю театра, искусство и его требования к человеку. Обо всем этом мой собеседник рассуждает глубоко, но при этом с какой-то легкостью и юмором.
- Аубекир, сегодня вы - один из самых ярких молодых артистов в республике, благодаря вашей популярности многие начинают интересоваться театром. Но реалии нашего времени таковы, что работа в искусстве не может обеспечить достойный уровень жизни. Значит ли это, что сюда приходят по призванию души?
- Сложный вопрос, каждый думает по-разному, считаю, что искусство – скорее элитарная сфера. Я попал в нее в девять лет, когда оказался в театре «Родничок» Адама МАРШЕНКУЛОВА и Майи БЕСЧОКОВОЙ. И в дальнейшем у меня никогда не стоял выбор профессии. Правда, заканчивая школу, еще думал о медицине, но актерство взяло верх. Очень люблю сцену и считаю, что на ней должны находиться фанаты своего дела. Да, наши зарплаты оставляют желать лучшего, но, как сказал один мой знакомый, даже если вам ничего не будут платить, вы все равно будете работать. На мой взгляд, если человек не любит свою профессию, зря теряет время.
- Работа в искусстве, особенно в театре, наверное, требует огромной воли и крепкой нервной системы?
- На сцене ты, как обнаженный, потому что зритель видит все, даже если находишься в массовке. Это оголенные чувства, хоть и играешь не себя, а некий созданный образ, который был написан, может быть, несколько веков назад или вчера. До спектакля мы проделываем огромную работу – разбор пьесы, придумка образа – характера, походки и т.д. И нервная система должна быть очень крепкой, отточенной. Неправильно переносить свой сценический образ в реальную жизнь. Но умение выходить из образа, сбрасывать с себя напряжение пришло ко мне с опытом. После спектакля настолько морально вымотан, что требуется время отдохнуть и остыть. Конечно, когда работаешь над новым спектаклем, шлейф роли преследует постоянно. Но когда спектакль уже состоялся, должен отойти от него. Перед спектаклем мне необходимо время настроиться: пока одеваюсь и гримируюсь, слушаю любимую музыку. Коллеги уже знают об этом – не трогают меня в этот момент. А на сцене мы уже другие – думаем, как наши персонажи, за кулисами разговариваем друг с другом, как они.
- Мне как зрителю всегда было интересно, как воспринимает сцену сам артист, который видит закулисье и рабочие моменты при установке декораций? Насколько вы верите в то, что вас окружает?
- Есть такое понятие, как вера в предлагаемые обстоятельства, и этому учат с первых дней на занятиях по актерскому мастерству. Допустим, по сюжету ты пьешь вино, естественно, у тебя в бокале не вино, но ты должен сыграть так, чтобы зритель поверил, что вино очень вкусное, терпкое, из прохладного погреба. Но чтобы это сыграть, я и сам должен поверить, что это действительно так. Если засомневаюсь, то и зритель не поверит.
Взрослый зритель знает, что пришел в театр и сейчас какая-то группа людей будет показывать ему что-то, скажем, из Шекспира, то есть понимает, что мы будем играть кого-то. С детьми сложнее, потому что они безусловно верят в то, что видят: если вышел дядя и играет волка, то это волк. У меня был смешной случай: я пришел постричься, а в кресле сидел мальчик и все время смотрел на меня через зеркало, а я не мог понять, в чем дело. А когда мама начала его одевать, он шепотом сказал: «Мама, волк тоже стрижется!». Он настолько поверил в мою роль в спектакле, что в обычной жизни без грима и костюма я для него все равно волк.
- Если бы вы могли отправиться в прошлое и выбрать определенный театр или эпоху, которые считаете идеальными для вашего вида искусства, что бы это было?
- Скорее всего, что-нибудь столичное, однако сложно назвать театр, где бы мне нравилось абсолютно все. Лучше выбрать режиссера, за которым можно ходить по театрам. Здесь, например, Роман ДОБАГОВ – мой режиссер, я понимаю его с полуслова. Немного поработал когда-то с Султаном ТЕУВАЖЕВЫМ, Борисом КУЛИЕВЫМ, Русланом ФИРОВЫМ, за ними можно следовать. Если брать столичных режиссеров, то сейчас очень интересен, на мой взгляд, Юрий БУТУСОВ. Мне нравится его видение спектакля, он заявляет о времени и об эпохе. Очень импонирует мой мастер Валерий БЕЛЯКОВИЧ, который из ничего создал «Театр на Юго-Западе». Это просто подвал 14-этажного дома, и когда еще не было даже станции метро «Юго-Западная», вся Москва ездила туда на автобусах, чтобы посмотреть его спектакли. Нравятся Марк ЗАХАРОВ, Римас ТУМИНАС… Сейчас много хороших режиссеров.
Если углубиться в историю, то античность – это наша азбука, наше все. Для нас важно то, как они тогда существовали, как верили в театральное действо. Конечно, мы этого не видели и не восстановим. Сейчас Вахтанговский театр поставил «Царя Эдипа», играли его в настоящем амфитеатре, привлекли к работе российских и греческих артистов. Они попробовали сделать так, как делали тогда. Это вызвало восторг, и сейчас на этот спектакль в Москве за полгода вперед билеты не купишь. Далее мне очень импонирует Шекспир, правда, не весь. Люблю «Короля Лира», «Ричарда III», «Генрихов», «Макбета», «Мера за меру», «Двенадцатую ночь».
Если говорить о сегодняшнем дне, не приемлю мат на сцене, а современная драматургия без этого почти не обходится. Я приверженец старой школы и классических традиций.
- Несмотря на то, что вы сказали о столичных театрах, служите в театре провинциальном. На ваш взгляд, какие задачи для общества они решают и почему их необходимо сохранять?
- Возможно, скажу слишком громкие слова, но мне кажется, что без театра нет культуры, и то, что у нас есть национальные театры, – огромный плюс не только республике, но и ее народу прежде всего. Потому что наши театры несут в себе нашу культуру, обычаи, традиции, стоят на страже сохранения языка. В современном мире со всеми его гаджетами люди становятся несколько замкнутыми, а театр позволяет вывести их из этого состояния, показать корни. Никогда не сожалел, что остался здесь и служу своему народу в национальном театре. Считаю, что наши национальные театры в большей степени сохранили ценность культуры, чем большие столичные. Они придумывают много новшеств и удивляют, но, повторяю, я приверженец классики и традиций.
- Вы можете смотреть спектакль как простой зритель или профессио-нальная деформация восприятия уже необратима?
- Стараюсь приходить в театр и смотреть как зритель, но не всегда получается, тем более, что сейчас получаю и режиссерское образование, поэтому еще пристальнее анализирую то, что вижу. Шлейф профессии в этом плане преследует повсюду.
Очень люблю ходить пешком, особенно нравится бывать там, где много людей: интересно смотреть на них и замечать детали. Например, кто-то хромает – я запоминаю, и, возможно, в каком-то спектакле мне это пригодится. Пытаюсь придумать, почему человек так хромает, и записываю эту историю в свою копилочку.
Мне это важно не только как артисту, но и как режиссеру. В этом году я заканчиваю ГИТИС, надеюсь получить диплом (смеется). Мне нравится режиссерская работа: люблю разбор пьесы, интересно покопаться в ней. Многим артистам не нравится «застольный» период, то есть читка пьесы, разбор образов, а я считаю, что это самое «вкусное» в нашей профессии. Может быть, я немного неудобный артист в этом плане – задаю режиссеру много вопросов о своем образе. Считаю, что мне еще нужно набраться опыта, а режиссеру, мне кажется, надо иметь актерский багаж, знать все это изнутри.
- Для многих из нас театр, кино, искусство являются хобби. А чем увлекается тот, для кого все это – профессия?
- Мое хобби связано с искусством – немного пою, занимаюсь преподавательской деятельностью, но в приоритете у меня театр. Очень люблю слушать музыку, ходить в музеи, читать, причем абсолютно разную литературу. Я стал коллекционером – собираю монеты, старинные купюры…

Беседовала Марина БИТОКОВА
 
По теме
К 75-летию балкарского поэта Мурадина Ольмезова Мурадин Ольмезов – один из самых видных балкарских поэтов, чьё  творчество озарено не только любовью к родной земле, но и к человеку, человеческому сообществу.
«Моей дорогой Тамарочке Коковой, грациозной девушке Кабардинских гор. Нежной и талантливой актрисе, которая, я уверен, станет гордостью кабардинского народа»,
В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Управления уголовного розыска МВД по Кабардино-Балкарской Республике установили и задержали подозреваемую в хищении чужого имущества 31-летнюю жительницу с. Аушигер.
МВД Кабардино-Балкарской Республики
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудники Управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Кабардино-Балкарской Республике в г. Нальчике на ул.
МВД Кабардино-Балкарской Республики
О профилактике оспы овец и коз - Управление ветеринарии КБР ВАЖНО! Руководителям сельскохозяйственных предприятий и организаций, а также гражданам-владельцам в целях предотвращения заноса возбудителя оспы овец и коз и недопущения возникновения заболевания на территории республики,
Управление ветеринарии КБР
Памятка о профилактике заразного узелкового (нодулярного) дерматита - Управление ветеринарии КБР Заразный узелковый (нодулярный) дерматит – опасная инфекция крупного рогатого скота, наносящая экономический ущерб, так как вызывает снижение удоя молока, воспроизводительной функции,повреждение шкуры, а также гибель животных.
Управление ветеринарии КБР
IMG-20240318-WA0020.jpg - Терский район Высокую активность и вовлеченность продемонстрировали жители Терского района 15-17 марта на выборах Президента Российской Федерации.
Терский район
К 75-летию балкарского поэта Мурадина Ольмезова Мурадин Ольмезов – один из самых видных балкарских поэтов, чьё  творчество озарено не только любовью к родной земле, но и к человеку, человеческому сообществу.
Электронная газета Кабардино-Балкария
Патриот России - Кабардино-Балкарская правда Народный артист Российской Федерации Андрей Соколов приезжал в нашу республику несколько раз.
Кабардино-Балкарская правда