Общественная палата КБР провела общественный мониторингдеятельности уполномоченных органов по повышению безопасности дорожного движения в республике.
Общественники изучили, как исполнительные органы государственной власти КБР, органы местного самоуправления реализуют полномочия, возложенные на нихФедеральным законом « О безопасности дорожного движения ».
Результаты общественного мониторинга представила членам Совета ОП председатель Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка Ануся Целоусова . Она сообщила, что на особом контроле всех заинтересованных находится вопрос обеспечения БДД в период летних каникул детей. Вблизи образовательных учреждений обустроено по новым национальным стандартам 148 пешеходных переходов, расположенных на автодорогах общего пользования регионального значения.Во всех общеобразовательных организациях разработаны и реализуются планы мероприятий, направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, откорректированы паспорта дорожного движения, определены ответственные из числа педагогических работников, отвечающие за профилактическую работу по БДД. В школьных библиотеках работают постоянно действующие книжные и плакатные выставки, собрана видеотека и подборка литературы и дидактических пособий по ПДД. Верхняя одежда и школьные сумки большинства обучающихся республики оснащены световозвращающими элементами. Перед началом летних школьных каникул проведена профилактическая работа с родителями в рамках классных, общешкольных собраний, где до их сведения доведены, в том числе, и маршруты безопасного движения детей в школу и домой.
УГИБДД МВД по КБР совместно с Министерством образования науки и по делам молодежи КБР реализуется комплексный межведомственный план мероприятий по профилактике травматизма и гибели несовершеннолетних в КБР на 2018 год.
Вместе с тем в ходе мониторинга выяснилось, что при большом объеме мероприятий в области безопасности дорожного движения остается еще немало проблем. Только за 1 квартал 2018 г. участковыми уполномоченными полиции выявлено 1051 правонарушение в области БДД. Органы местного самоуправления не анализируют условия и причины ДТП на подведомственных территориях, неправильно толкуют Федеральный закон « О безопасности дорожного движения » (далее – Федеральный закон).
Так, с 4 июля 2016 г. в указанный закон введено новое понятие «аварийно-опасный участок дороги». К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления городского поселения, городского округа, муниципального районав области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. При этом к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится также утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП на территориях сельских поселений, а также на межселенной территории.
Как показал анализ, местной администрацией Зольского муниципального района перечень аварийно-опасных участков дорог разработан в с.п. Каменномостское и г.п. Залукокоаже. В Чегемском муниципальном районе на местных автодорогах аварийно-опасные участки не имеются. В Терском муниципальном районе перечни утверждены местными администрациями поселений, что не соответствует Федеральному закону.От остальных местных администраций городских поселений, городских округов, муниципальных районов информации об утверждении аварийно-опасных участков дорог не поступило.
Ответственные за своевременное составление иутверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП, в муниципальных образованиях республики не определены или определены не в соответствии с Федеральным законом.
«Органы местного самоуправления неправильно понимают трактовку аварийно-опасного участка дороги и, следовательно, не могут определить ответственного за своевременное составление иутверждение их перечней и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения ДТП. Аварийно-опасный участок дороги определяется по критериям, установленным ст. 2 Федерального закона, а не в зависимости от состояния дороги и ее обустройства», - пояснила Целоусова.
Согласно сообщениям Прохладненского и Терского муниципальных районов, должностными лицами, ответственными за указанный вопрос, являются главы администраций сельских поселений. Это противоречит ст. 6 Федерального закона, которая утверждение указанных перечней на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории возлагает на органы местного самоуправления муниципального района.
До настоящего времени в КБР не определен уполномоченный орган по ведению учета аварийно-опасных участков на автомобильных дорогах – нормативный правовой акт на эту тему все еще находится в стадии разработки.
Председатель комиссии также привела «неприглядную» статистику Управления Федеральной службы судебных приставов по КБР: по взысканию штрафов, наложенных за нарушение ПДД, в УФССП по КБР в период с 1 января по 6 апреля 2018 г. всего находилось на исполнении 1 713 дел на сумму 49 333 тыс. руб., из них не исполненных на сегодняшний день - 1 486 ед. на сумму 42 659 тыс. руб., или 86,4%.
По итогам мониторинга Общественной палатой сформированы соответствующие рекомендации в части совершенствования работы уполномоченных органов по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики
Проекты Общественной палаты КБР