Зазеркалье снов под грушевым деревом

Фото: www.goryankakbr.ru

27 июля в Арт-Центре Madina Saral’p открылась персональная выставка арт-фотографа Марии Муссовой «Сны под грушевым деревом», которая объединила в себе 3 большие серии: «Рефлексия», «Кабардинские сказки» и «Возвращение». Все они взаимосвязаны и тесно переплетены единой темой. В каждой из них автор пытается ответить себе на один из тех вопросов, которые возникают при столкновении ее этнической ментальности с миром глобализации и культурой мегаполиса.
Любой, кто слышит о выставке, в первую очередь обращает внимание на ее название: в нем и отголоски архаических древесных культов, и ностальгия, и лиризм, и еще оно невольно относит нас мыслями к искандеровской «яблоне, шелестящей под ветерком». Говоря о выборе названия, сам автор выставки рассказывает: «Как-то раз, пролистывая ленту Фейсбука, я увидела у одного из своих друзей отрывок из произведения джегуакlуэ Ляши Агнокова, который произвёл на меня неизгладимое впечатление и намертво впечатался в мозг: «Тхьэр зэбгахэм сэ сащымыщмэ, / НэгъуэщI мыхъуми, кхъужьеижьу / Мы дунеижьым зэ сыщыгъэкIыж!» (Если я не из богом проклятых, / Хотя бы грушевым деревом большим / в этом мире ещё хоть раз мне прорасти дай!). Тогда я впервые для себя узнала, что груша у адыгов считалась всегда «жыг угъурлы» - хорошим деревом.
Кроме того, в саду дома, откуда берёт начало семья моего мужа, растут старые груши. На ветвях одной из них висит мой гамак, в котором так хорошо отдыхать и думать о своём, слушая, как вдали шумит горная река. Место это настолько идеально и так меня вдохновляет, что отразить это в названии выставки показалось мне логичным и закономерным. Особенно учитывая то, какое значение имела груша в сакральной культуре адыгов».
Особым мотивом в творчестве Марии Муссовой проходит этническая тема. Ставя ее в основу своего мировидения, она не становится заложницей местечковых сюжетов, ей удается при помощи каких-то элементов особой национальной эстетики ставить вопросы, которые задает себе любой мыслящий человек в эпоху глобализации. Могу ли я сегодня быть носителем этнического идеала? Что мне осталось от характера моих предков? Возможно ли сохранение национальной идентичности в пространстве мегаполиса?
Взгляд Марии – это взгляд представителя своего народа, что становится ее особым преимуществом: неся в себе собственный культурный код, она умеет подобрать ключи ко многим другим – тем, что остаются для этнического планктона планеты непостижимой тайной. Она существует как бы в двух культурных измерениях: национальном, в котором сформировалась ее личность, ее система воспитания; и безнациональном, которое захватывает сегодня мегаполисы и выхолащивает все то, что должна была бы нам дать наша этническая принадлежность – непохожесть, культурную индивидуальность, уникальный взгляд на мир и, конечно, язык. И нам, детям народов земли, в особенности народов малых, еще только предстоит учиться жить в эру глобализации. Собственно об этом же говорит и Мария Муссова – и в своих работах, и в беседе с нами: «Я живу далеко от места, где родилась и выросла. Мало того, я большую часть своей жизни существую в среде, которая радикально отличается от той, что сформировала меня. В тот момент, когда фотография для меня превратилась из простого хобби в инструмент высказывания, я поняла, что просто не могу снимать на темы, которые меня не волнуют по-настоящему. Не буду лукавить, я скучаю по родине, скучаю по звучанию родного языка. Наверное, внутренне я так и не смирилась с тем, что на горизонте у меня вместо гор силуэты высоток. Так что мои работы – это и размышления о том, как вписать себя в повседневную реальность, и ностальгия, и попытка сохранить осколки детских воспоминаний, и моя связь с местом, где я чувствую себя по-настоящему счастливой».
Если говорить о каждой серии отдельно, то начать стоит с «Рефлексии», которая хронологически была снята раньше остальных и задала вектор работы Марии Муссовой в течение определенного периода, итог чего мы увидели на выставке «Сны под грушевым деревом». Данная серия уже выставлялась на коллективных выставках в Москве и Майкопе, мы рассказывали об этом на страницах нашей газеты. «Рефлексия» - это путешествие героини в джунгли мегаполиса в попытке вписаться в окружающую действительность. Это размышление о том, что мы можем предложить миру, кроме набора архаичных элементов, и что постоянно меняющийся мир может сделать с нами. Когда смотришь всю серию целиком, внутри невольно что-то сжимается, эмоции захлестывают, возможно, оттого что каждый из нас, в большей или меньшей степени ассоциирует себя с героиней: узнает свои ощущения, свои страхи. И наверняка каждый, у кого не атрофировалось чувство этнической сопричастности, задавался хотя бы раз теми же вопросами, которые ставит перед собой в этой серии Мария Муссова.
«Кабардинские сказки» - центральная серия нынешней выставки, это 10 картин большого размера, распечатанный на бумаге с фактурой холста. Каждая работа – маленькая личная сказка автора, его ассоциации и впечатления, вынесенные из глубин национального самосознания. Здесь мы находим и хрестоматийные образы (Сатаней в исполнении Светланы Мамрешевой), и культурные феномены (ажэгъафэ), и навеянные фольклором и литературой образы (абрек, всадник), и легкие ассоциации, извлеченные из глубин подсознания (мальчик с колесом, лесная нимфа, моление дереву). Все их отличает отсутствие стереотипов в подаче: внимание к деталям, сдержанность в обработке и строгая проработка композиции и содержания каждого кадра. Сатаней гуащэ словно бы застигнута врасплох, и при всей ее безупречности в ней так много человеческого, понятного, близкого. Юная девушка, пытливо всматривающаяся вдаль, символизирует вечное девическое ожидание – любви или любимого, ветра перемен и исполнения предначертанного. Всадник, в полном обмундировании, изображен в минуту сомнений – он со своим конем, которой только и может быть свидетелем этой слабости. Его шашка небрежно отброшена за спину (хотя «черкес оружием обвешан; он им гордиться, им утешен»), а вся жизненная сила сейчас сосредоточена в ладони, которая гладит морду лошади. В условиях сегодняшнего мира Мария Муссова обращается к истокам в том виде, в котором они сохранились в ее собственном воображении, и именно эта личностная нота позволяет создать ей работы, говорящие с каждым зрителем.
«Возвращение» - документальная серия, это зарисовки сельских пейзажей и типажей, знакомый практически каждому мир, который может скоро уйти в прошлое – как историческое, так и наше личное, оставшись детством. Данная серия – это взгляд на кабардинское село человека, долгое время прожившего вдали от родины, но чувствующего постоянную и неразрывную связь с ней. Знакомые с детства фрагменты, детали и людские типажи складываются в единую, ностальгическую мозаику. Здесь и сервант, за стеклом которого уже много лет стоит праздничный сервиз, и смуглая девочка, продающая на трассе яблоки, и мост через речку, асфальт на котором разрушился, а металлические перила заржавели. В каждом кадре теплота и грусть от того, что невозможно вернуться в те места, которые мы когда-то по доброй воле так беспечно оставили. Но пока еще жизнь там идет, и старушки соседки выходят посидеть на скамейке, а сельский юродивый носит милицейскую фуражку и остается талисманом всего села, можно попытаться хотя бы запомнить этот мир и вслед за поэтом почти шепотом произнести: «Адыгэ къуажэ, ухэмыкIуадэ…».
«На самом деле, - говорит  Мария, - одна серия у меня плавно вытекает из другой, несмотря на их стилистическую непохожесть. После окончания съёмок «Рефлексии» я поймала себя на том, что чувствую какую-то незавершённость. Примерно в это же время я посетила в Москве выставку картин художников-прерафаэлитов. И мне захотелось снять собственную аллюзию на картину «Офелия» Джона Эверетта Милле. Так родился первый кадр из «Кабардинских сказок». И уже в процессе работы над этой серией, которая является миром моих собственных фантазий и ассоциаций, я поняла, что одновременно с ними мне хочется показать и реальную жизнь. Поставить мифы напротив носителей этих самых мифов и среды, из которой они когда-то выросли. Так и возникла идея собрать серию «Возвращение» о кабардинском селе».
Выставка «Сны под грушевым деревом» продлится в арт-центре Madina Saral’p до 20 августа.

Марина БИТОКОВА
 
По теме
Путь к широкому мировоззрению - Кабардино-Балкарская правда Персональная выставка фотографа Марии Муссовой представлена в арт-центре Мадины Саральп.
01.08.2017
 
В Нальчике с рабочей поездкой находится Полпред Президента РФ в СКФО, Герой России А.А.Матовников. Программа пребывания началась с двусторонней встречи с Главой КБР Ю.А.Коковым - KbrInfo.Ru Сегодня в Кабардино-Балкарии с рабочей поездкой находится полномочный представитель Президента РФ в СКФО, Герой России А.А.Матовников.
16.07.2018
 
Сегодня Юрий Коков в прямом эфире канала Россия-24 рассказал о принимаемых мерах по ликвидации ЧС в ряде районов Кабардино-Балкарии: Ведущая:
16.07.2018
Ураган перевернул грузовик в КБР - E-Kbr.Ru Под многотонной фурой оказались две легковушки Нальчик, 16 июля Ураган, обрушившийся на Урванский район Кабардино-Балкарии на прошлой неделе, принес немало бед.
16.07.2018 E-Kbr.Ru
Змея заползла на садовый участок к жителям КБР - E-Kbr.Ru Инцидент произошел в Урванском районе республики Нальчик, 16 июля Жители селения Урвань Урванского района КБР рассказали о напугавшем их случае: на своем садовом участке они нашли змею.
16.07.2018 E-Kbr.Ru
В Кабардино-Балкарии прошёл республиканский этап конкурса профессионального мастерства среди следователей органов предварительного следствия в системе МВД России.
02.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Частица Индии в КБГУ - КБГУ им. Х.М. Бербекова Шумно и весело прошло открытие Центра индийской культуры в Кабардино-Балкарском государственном университете им.
16.07.2018 КБГУ им. Х.М. Бербекова
За семью, любовь и верность - Кабардино-Балкарская правда В рамках всероссийского праздника «День семьи, любви и верности» совет женщин города провёл мероприятие, на которое были приглашены активистки женского движения городского округа, многодетные семьи.
16.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
При поддержке ОНФ в Нальчике состоялся благотворительный марафон в поддержку Мадины Кардановой - KbrInfo.Ru В Атажукинском саду Нальчика при поддержке Общероссийского народного фронта и команды «Молодежки ОНФ» в Кабардино-Балкарской Республике прошел благотворительный марафон в поддержку радиоведущей Мадины Кардановой.
16.07.2018 KbrInfo.Ru
На торжественное мероприятие, подготовленное Союзом женщин Кабардино-Балкарской Республики совместно с министерством культуры КБР, посвящённое Дню семьи, любви и верности,
10.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
На вопросы рубрики отвечает Фарида АШХОТОВА – ассистент центра адыгской культуры КБГУ, сейчас находящаяся в декретном отпуске и воспитывающая двоих сыновей.
11.07.2018 Газета Горянка
В спорткомплексе «Озон» посёлка Эльбрус  проходят учебно-тренировочные сборы команд России и Кабардино-Балкарии по боксу.
12.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
Стремительно мчится праздник к своему финалу, который в любом случае будет необычным и исторически уникальным.
11.07.2018 Газета Горянка
В Анапе прошёл «Кубок Черноморья-2018». В соревнованиях участвовали воспитанники СШОР по футболу управления по физической культуре, спорту и делам молодёжи администрации г.о.
03.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Нальчике с рабочей поездкой находится Полпред Президента РФ в СКФО, Герой России А.А.Матовников. Программа пребывания началась с двусторонней встречи с Главой КБР Ю.А.Коковым - KbrInfo.Ru Сегодня в Кабардино-Балкарии с рабочей поездкой находится полномочный представитель Президента РФ в СКФО, Герой России А.А.Матовников.
16.07.2018 KbrInfo.Ru