Соглашение о сотрудничестве, направленное на объединение экспертных, информационных и иных возможностей команд проектов «Россия страна равных возможностей» и «Информационная поддержка, как важный ресурс развития НКО» подписано сегодня между СКОО «Славянский Союз Ставрополья» (Рук. Артур Круталевич) и Информационно-ресурсным центром «Гражданское партнерство» (Рук. Марина Чернышева), сообщает sk-news.ru .
Указанные проекты получили государственную поддержку в Фонде Президентских грантов в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 г. №93-рп. Подписание соглашений состоялось в рамках первой рабочей встречи, организованной СКОО «Славянский Союз Ставрополья» для оценки ситуации, сложившейся в сфере защиты прав осужденных и отбывающих наказание в исправительных учреждениях края.
Как рассказал председатель Совета СКОО «Славянский Союз Ставрополья» Артур Круталевич, с начала старта проекта общественники посетили все 11 мест принудительного содержания УФСИН России по Ставропольскому краю. Это СИЗО, исправительные колонии (ИК), лечебно-исправительное учреждение (ЛИУ), расположенные на территории Ставропольского края.
Кроме того, они побывали в каждом из субъектов СКФО, где анонсировались цели и задачи проекта, обсудили методологию его реализации и возможные формы и методы сотрудничества. В частности, встречались с министром по делам национальностей Республики Дагестан, членами региональных Общественных палат и Уполномоченными по правам человека из субъектов СКФО, представителями ДУМ Ставропольского края, Общественного совета полномочного представительства Президента РФ в СКФО.
С учетом этнокультурных особенностей Северного Кавказа и региональной специфики важно наладить эффективное взаимодействие с коллегами из соседних субъектов СКФО и координировать работу общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые действуют в каждом субъекте, а также Общественных палат и Уполномоченных по правам человека.
Выяснилось, что в субъектах СКФО различное соотношение членов ОНК к количеству учреждений принудительного содержания системы УФСИН. При этом изоляторы временного содержания (ИВС), которые подведомственны ОВД, в данное обобщение не включались.
Субъект Российской Федерации | Количество учреждений системы УФСИН | Количество членов ОНК |
Республика Дагестан | 9 | 9 |
Чеченская Республика | 1 | 15 |
Республика Ингушетия | 2 | 9 |
Республика Северная Осетия - Алания | 3 | 9 |
Республика Кабардино-Балкария | 5 | 12 |
Республика Карачаево-Черкесия | 1 | 10 |
Ставропольский край | 11 | 7 |
Всего СКФО: | 32 | 71 |
Очевидно, что при общих государственных принципах поддержки и развития деятельности ОНК в России целом, в ряде субъектов СКФО сложилась ситуация, при которой наблюдается дисбаланс соотношения количества членов ОНК к количеству учреждений принудительного содержания.
Общественники не только проверили условия содержания (медицинские услуги, питание, быт, досуг, наличие подписки на журналы и газеты, возможность телефонных переговоров, приобретения продуктов и т.д.). Их интересовали также возможности и условия получения образования и рабочих специальностей; условия проведения длительных и краткосрочных свиданий; существующая практика получения посылок, передач и т.д.; условия и возможности для оправления религиозных обрядов; личный прием осужденных, их родственников и близких. А также обсудили меры по устранению выявленных проблем с администрациями учреждений краевого УФСИН.
Представляем обобщенные данные по ключевым проблемам, которые обозначали осужденные в ходе проведения общественной экспертизы мест принудительного содержания.
Ключевые вопросы: | Кол-во обратившихся | % обратившихся |
Наличие паспорта | 21 | 38,89 % |
УДО, ИТР | 5 | 9,26 % |
Гражданство | 9 | 16,67 % |
Жилье (детдомовские) | 2 | 3,70 % |
Дорогие цены в магазинах | 9 | 16,67 % |
Дорога в ИК-6 | 4 | 7,41 % |
Прочие (разное) | 4 | 7,41 % |
ИТОГО: | 54 | 100 % |
Оказывается, огромной проблемой является отсутствие у ряда заключенных основного документа гражданина РФ – паспорта. Нет паспорта – нет ИНН – нет возможности устроиться на работу во время отсидки, получать зарплату, выплачивать долги по гражданским искам и иметь средства на покупки в тюремном ларьке. Цены же в торговых точках на «закрытых территориях» раза в полтора выше, чем на «гражданке», убедились общественники. На это представитель УФСИН возразил, что это не совсем так.
Он также рассказал, что на территориях «зон» нередко имеются производственные цеха, но участие их в госзаказах часто искусственно ограничивается уже на стадии заявки. Делает, скажем, колония тротуарную плитку, а получить на нее заказ не может, т.к. потенциальный покупатель закладывает заведомо неисполнимые заключенными условия. Нет преференций ни у пошивочных мастерских, ни у других производственных подразделений.
Между тем, общественно полезный труд – главное лекарство от той дури в голове, что толкнула человека на преступление, констатировали умудренные опытом участники обсуждения. Они выразили сожаление о развале существовавшей ранее системы трудового воспитания, об отсутствии мотивации к труду у ряда заключенных, которые на воле не могут обеспечить себе тот уровень питания и быта, что имеется ныне «на зоне».
Заключенные-мигранты – особая история. Поэтому наличие гражданства – одна из весомых проблем этой категории осужденных.
Отдельного разговора удостоилась дорога в ИК-6, вернее, ее почти полное отсутствие. А ведь этими ухабами вынуждены пользоваться родные и близкие осужденных, приезжающие на свидания, добирающийся на работу персонал, обслуживающий учреждение транспорт.
Не решаемой проблемой является также жилье для отсидевших свой срок молодых людей из категории дети-сироты. Двоим из них освобождать попросту некуда.
Обсудив выявленные проблемы и возможные пути их решения, участники рабочего совещания будут искать возможности избавить от дополнительных невзгод тех, кто оступился и несет заслуженного наказание.