В рамках традиционного арт-проекта Руслана Фирова «Время собирать камни» в Кабардинском драматическом театре им. А. Шогенцукова
прошёл вечер памяти, посвящённый 75-летию художника Мухамеда Кипова «Я так живу».
Вечер собрал большое число тех, кто при жизни хорошо знал живописца, и его земляков из селения Куркужин.
Министр культуры Мухадин Кумахов дал развёрнутую характеристику творчества художника, по сути являвшегося свободной личностью не только по манере живописать, но и жизненной позиции. Творивший в годы так называемой оттепели, принадлежа к поколению шестидесятников, Мухамед Кипов оставил огромное наследие, которое современникам следует профессионально осмыслить. Настолько художник был велик в творческих исканиях.
Свободный и, можно сказать, неформальный во всех проявлениях своей мощной натуры, Мухамед Кипов являл собой некое автономное противостояние злу и людским слабостям, порой выходившим за рамки нравственного канона. М. Кипов – это особая ипостась нашего художнического сообщества, свободный, без угодничества, порой своевольный до мальчишеского максимализма. Наблюдая его как закадычного друга незабвенного нашего поэта Руслана Семёнова и книжного издательства «Эльбрус», мы всегда понимали, что Мухамед Кипов живёт в ладу с самим собой, в своих воззрениях всегда идя на волну. Было в нём и Руслане Семёнове безусловное родство душ, таких, которые могли бы уметь, но никогда не позволяли себе приспосабливаться, подлаживаться ради сиюминутной выгоды.
Теперь же наша культурная общественность, Министерство культуры КБР осуществили целый пласт необходимых, приличествующих 75-летию Кипова мероприятий, вполне заслуженных им. Большое видится на расстоянии. И с этим не поспоришь – у жизни и судьбы свои законы. С философской точки зрения, да и по божественным канонам понимаешь, что всё возвращается на круги своя. Для Мухамеда Кипова, который был личностью, склонной как к активной созерцательности, так и непременному размышлению надо всем обозреваемым им пространством, философствование являлось органикой личности. Художник, философ, поэт, борец – он оставил яркую неординарную память. На какой почве возрос со всех этих точек зрения Кипов?
Он родился в 1942 году в селении Нижний Куркужин. После школы поступив в Кабардино-Балкарский госуниверситет, посещал изостудию А.П. Ткаченко во дворце пионеров Нальчика. Отслужив в рядах Советской Армии, окончил Московский полиграфинститут и был принят художником худфонда. В эти же годы начинается его активное сотрудничество с книжным издательством «Эльбрус». В соавторстве с художником Зауром Бгажноковым оформляет и иллюстрирует выпуск поэмы «Камбот и Ляца».
В конце 70-х годов Кипов создаёт две графические серии «Смерть песни» из 8 листов и 6 листов «Плача дерева». Горельеф для танцзала – в соавторстве с Х. Тлуповым. С 1979-го по 1984 год Мухамед – художественный редактор детских журналов «Нур» и «Нюр», в 1980 году его приняли в Союз художников СССР.
Графические иллюстрации к поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в переводах на балкарский и кабардинский языки Салиха Гуртуева и Зубера Тхагазитова стали одним из вершинных достижений художника, принесших ему заслуженную славу, которая перешла границы республики. Иллюстрации к «Витязю…» вошли в классику живописи.
В своё время Кипов работал председателем Союза художников КБР, при этом не прерывая творчества. В эти годы (1988-1992) он завершает новую серию «Сенокос», которая является яркой демонстрацией апологии крестьянского труда.
Кипов – темпераментный рисовальщик, особенно он преуспел в карандашной графике, написав серию автопортретов. Исполненные в разных ракурсах, они дают зримое представление о нём – человеке и личности, ни в коей мере не связанной с какой бы то ни было условностью. В этом весь Кипов, каким знали его современники, тем и ценнее они для сегодняшних ценителей графического творчества.
Кипов – натура кипучая, ищущая и, заметим, мятежная в поисках идеала и своего места в жизни. Которое, впрочем, он раз и навсегда «освоил», начертав на стеле своего сознания «Хочу, могу, смею». Он ярок, яростен, бросок в художнической манере. О чём говорят также его работы театрального оформителя, сценографа. Его почерк явственно проступает в спектаклях «Тыргатао» Б. Унижева, «Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, «Ночь лунного затмения» М. Карима, «Иванов» А. Чехова.
Активная творческая деятельность Мухамеда Кипова и в его участии в более чем 50 выставках разных уровней – республиканских, российских, всесоюзных. Он великолепный знаток мировой и отечественной литературы, создавший иллюстрации ко многим произведениям. Их видели посетители Международных книжных ярмарок в Москве. А 300 портретов современников – огромный труд!
Русский драмтеатр им. М. Горького и муниципальный театр «Коврик» незабвенного Казбека Дзудтагова, там продолжал оттачивать своё мастерство сценографа Кипов.
Но как много он мог ещё сделать для живописного искусства КБР и России. Однако было не суждено. Недолгая жизнь его по общечеловеческим меркам воплотилась в полотнах, холстах, графике и т.д., сделав нашу культуру богаче на сотни и сотни работ, оставленных им народу, который дал имя Кипова одной из улиц и школе искусств в родном Куркужине.
Память о нём хранят его друзья: композитор Джабраил Хаупа, художники Заурбек Бгажноков и Руслан Цримов, народный поэт, издатель Руслан Ацканов. Выйдя в тот вечер на сцену, они призвали: давайте не превращать разговор о Мухамеде Кипове в траурное мероприятие… Хотя подчеркивали, что «его нет, а мы живы…», что о нём «можно говорить бесконечно – до утра…» как о «великом человеке и великом художнике», что «его иллюстрации к «Витязю в тигровой шкуре» по своему уровню никем пока не превзойдены…», «его одиночество художника, каковым он был, – это духовное состояние человека неординарного, который говорил, что думал…». Он шутил, что больше всего боялся бухгалтеров, «такого духа, такой энергии нет ни у кого в нашем искусстве…»
Известна любовь художника к поэзии, он и сам писал стихи, признавался, что вырос на нартском эпосе.
Выступавшие с сожалением отмечали, что пока увидел свет только один альбом работ Кипова. Нужно продолжение. Кипов был при жизни популярен: известны более 40 поэтических посвящений ему и 20 его же стихотворений. Мощь таланта Кипова и сила его духа останутся в памяти всех, кто знал художника.
Об этом говорил уполномоченный по правам человека РФ по КБР Борис Зумакулов, с художником его связывали годы дружбы:
– Кипов относился к той плеяде художников, которые жили широко и размашисто. Молодые, тем не менее, с уважением относились к старшим по профессии. Встали на путь расширения диапазона продвижения нашего изобразительного искусства на общее советское пространство. Я написал о Мухамеде Кипове в своей книге как о художнике, который останется в памяти народов.
Руслан Фиров удачно использовал в зачине вечера телеверсию интервью Мухамеда Кипова, где художник много и интересно рассуждает о времени и о себе, не избегая прямых и нелицеприятных оценок и выводов. Всё в его духе: свободная поза и даже сигаретный дым, в те годы вполне допускавший в беседе «такую картинку». Впечатлило.
Старинная кабардинская песня в исполнении заслуженного артиста КБР Тимура Гуазова явилась логическим завершением вечера памяти М. Кипова с интересным и содержательным рассказом «Я так вижу».
Вечер вели артисты Кабардинского театра – заслуженная артистка КБР Фатима Чехмахова и Константин Гатажоков.
Мощь таланта и сила духа Мухамеда Кипова
Источник: Кабардино-Балкарская правда
12.02.2018 11:54