Сегодня у нас в гостях молодая талантливая актриса, за относительно короткий срок сумевшая завоевать любовь и признание публики. Придя в труппу Кабардинского театра, Фатима Хавпачева практически сразу оказалась востребованной. Для человека, решившего посвятить жизнь искусству перевоплощения, это особенно важно.
Артистизм проявился у неё достаточно рано. В детском саду Фатима разыгрывала какие-то сценки, пародировала друзей и воспитателей, копировала поведение животных. Когда девочка подросла, вне сцены она себя уже не представляла.
Её мама работает в театре художником-модельером. В юности она сама мечтала стать артисткой и всячески поощряла увлечение дочери. Своё первое посещение театра наша гостья помнит до сих пор. В начале 90-х актриса Куна Жакамухова набирала театральный кружок. Девятилетняя Фатима пришла записываться вместе с мамой и попала на спектакль. Здание театра имени Али Шогенцукова построено в сороковые годы прошлого века в соответствии со всеми канонами сценического искусства. Атмосфера там особенная, и девочка была потрясена – ей показалось, что она попала в сказку.
– В студенческие годы мы часто оставались в театре допоздна. После репетиции сидели в зале и слушали тишину. Представляли, как на эту сцену выходили Али Тухужев, Куна Дышекова… Мне кажется, дух этих людей живёт в театре до сих пор, – говорит актриса.
Театр – таинственный и загадочный мир. Он напоминает мост, связывающий вымысел и реальность. Сиюминутность и неповторимость того, что происходит на сцене, завораживает и даёт основание говорить о вещах необъяснимых с точки зрения формальной логики. Возможно, именно поэтому актёры – народ суеверный. Театральных примет существует великое множество. У каждого артиста есть своя «счастливая» кулиса – кто-то выходит на сцену слева, кто-то – исключительно справа. В гримёрку следует заходить только с левой ноги. Плохой приметой считается рассыпавшийся на туалетном столике грим. На сцене нельзя грызть семечки, а уронив текст роли, актёр обязательно должен на него присесть.
– Не знаю, можно ли отнести это к разряду мистических совпадений, но, выходя на сцену, я становлюсь совершенно другим человеком, – улыбается Фатима Хавпачева. – Бывают случаи, когда перед выступлением поднимается температура, начинает болеть голова, но после начала спектакля всё необъяснимым образом проходит.
После школы Фатима поступила в Северо-Кавказский государственный институт искусств. Кабардинская студия, в которой она училась, стала последней в нашей республике. Теперь артистов национального театра готовят в «Щуке», как и много лет назад. Хавпачева – ученица декана актёрского факультета СКГИИ Тамары Балкаровой, которая была художественным руководителем её курса. О своём педагоге Фатима говорит с теплотой и любовью.
– Тамара Борисовна была нам, как вторая мама. Это очень щедрый педагог и отзывчивый человек, который всегда принимает проблемы студентов близко к сердцу. Она могла отложить что-то связанное с учёбой и помочь в решении наших личных вопросов, – вспоминает актриса.
Преподаватель и бывшая студентка продолжают общаться до сих пор и даже вместе выходят на сцену. По словам Фатимы, рядом с Балкаровой она чувствует себя уверенно. Никакой скованности или неловкости у девушки не возникает, скорее даже наоборот: присутствие любимого педагога даёт молодой актрисе дополнительный стимул.
Кабардинская студия актерского факультета СКГИИ поставила сразу четыре дипломных спектакля. «Рождество в доме Купьелло», «Моника», «Лекарь поневоле» и отрывки из произведений Антона Чехова. В «Рождестве» Фатиме досталась возрастная роль. Она сыграла мать семейства, и, по словам актрисы, этот образ её многому научил.
– Я очень благодарна нашему режиссёру Басиру Шибзухову за возможность сыграть роль синьоры Купьелло. Эта работа помогла понять психологию женщины средних лет и стала для меня полезным опытом и хорошей школой.
В постановках Кабардинского театра она участвовала, ещё будучи студенткой. Сейчас Фатима Хавпачева в основном исполняет ключевые роли. Её амплуа – романтическая героиня. Фатима играет молодых и красивых девушек, но не скрывает, что хочет попробовать себя в образе старой и злой колдуньи.
– К сожалению, режиссёры не видят меня в таком качестве, – смеётся она.
Её первой серьёзной работой стала Катрин в постановке Руслана Фирова «Восемь любящих женщин». Потом были Сусанна в комедии Заура Зехова, Жозетта в «Автобусе», сказочные героини и главная роль в пьесе «Звёздный час Мэгги».
К 70-летию Великой Победы режиссер Роман Дабагов поставил в Кабардинском театре пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Главная роль в этом спектакле стала для актрисы знаковой. Её Вероника совершенно не похожа на образ Татьяны Самойловой в картине «Летят журавли». Фатима не застала Советский Союз, но материал её увлёк безоговорочно и сразу. Девушка слушала песни военных лет, читала книги о войне и практически не жила современной жизнью. Возвращаясь домой с репетиции, она закрывалась в своей комнате и работала над ролью.
– Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить Романа Дабагова. Он без всякого преувеличения открыл мне новый мир. Эта роль стала одним из самых ярких переживаний. Уходя из театра, я продолжала жить жизнью своей героини. Нервы, конечно, были на пределе, но Веронику я поняла и полюбила, – говорит Хавпачева.
Актриса не скрывает, что сразу после премьеры она была буквально на грани истерики. Каждый выход на сцену – это стресс. Волнение не зависит от опыта и количества сыгранных ролей. Кроме того, примерить на себя жизнь другого человека психологически непросто. Выходить из образа тоже нужно постепенно. В этом смысле профессия актёра напоминает работу водолаза – слишком быстро поднимаясь с большой глубины, он рискует заработать кессонную болезнь.
Фатима в театре уже пять лет. Многие актёры сравнивают любовь к сцене с наркотической зависимостью. Наша гостья с улыбкой признаётся, что давно «подсела на эту иглу». Вне искусства она себя просто не представляет. Видимо, у театральной музы есть какое-то своё необъяснимое очарование.
Роли Фатимы Хавпачевой
Источник: Кабардино-Балкарская правда
15.01.2016 10:50