В Фонде культуры КБР открылась выставка работ, авторами которых являются художники-профессионалы, друзья с детских лет – заслуженный деятель искусств Ингушетии и Кабардино-Балкарии, член Союза художников РФ, главный художник Кабардинского драматического театра им. А. Шогенцукова Хасанби Пшихачев и член Союза художников РФ, художник-график Пётр Мамбетов. Выставка посвящена юбилею мастеров.
– Сегодняшняя выставка довольно необычна, – подчеркнул на её открытии председатель Союза художников КБР Геннадий Темирканов. – Здесь вместе представлены художник-график, занимающийся книжными иллюстрациями, и театральный художник, чьи экспозиции с работами-афишами – явление довольно редкое. Оба мастера – члены профессионального Союза художников, окончившие столичные вузы и всю свою жизнь посвятившие выбранному делу. Всем, кто придёт познакомиться с их работами, это пойдёт на пользу и станет настоящей школой, потому что оба мастера – художники с большой буквы и очень интересные люди. Мы поздравляем их с юбилеем, желаем всего самого доброго и красивого в жизни.
Судьба многократно сводила на жизненном пути будущих художников. Ещё в глубоком детстве мальчики бегали по пыльной куркужинской дороге, сопровождая родителей, занятых каждодневными делами. В двенадцатилетнем возрасте оба мальчика поступили в студию выдающегося педагога Андрея Лукича Ткаченко, преподававшего в те годы в Доме пионеров. Это место было настоящим культурным центром молодёжи республики и стало отправной точкой для многих талантливых людей. Хасанби привёл в студию рисования отец – известный гармонист Мухажир Пшихачев. Затем последовали годы обучения в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, по окончании которого, несмотря на приглашения остаться, он возвращается на малую родину, посвящая жизнь театру – сценографии, декорациям, костюму. За сорок лет деятельности в качестве художника-постановщика Хасанби выпустил более семидесяти спектаклей в театрах Кабардино-Балкарии, являясь сегодня главным художником Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова. В свободное время художник пишет портреты и пейзажи. Но профессиональной задачей считает помощь режиссёру в оформлении спектаклей, находя максимальное понимание и взаимодействие с ним.
– Каждая выставка для художника – это не просто волнующий, трепетный момент, а, скорее, откровение вне зависимости от масштаба экспозиции, – поделился впечатлениями художник Анатолий Жилов. – Несмотря на десятилетия дружбы, связывающей меня с этими художниками, сегодня, как и всегда, я открываю для себя их заново, с неожиданной, новой стороны. Хасанби – первый профессиональный театральный художник, вернувшийся в своё время в нашу республику после столичного вуза. Именно он впервые привнёс культуру сценографии на наши театральные подмостки. Сегодня в фонде представлена сотая часть афиш, которые он мог бы выставить, почти сорок лет занимаясь театром. Что касается Петра, то так цельно, как сегодня, я никогда не видел и так полно не воспринимал этого художника. Я наблюдаю его большую графическую культуру, огромный труд и высокий профессионализм.
Иллюстрация – вещь коварная, а точнее, непредсказуемая в связи с особыми технологическими моментами. Выполненный на бумаге лист с прорисованным до молекул сюжетом на выходе может приобрести нежелательные типографские эффекты, издержки технологии. Поэтому всегда самым волнительным моментом для художника, работающего с книгой, становится ожидание готового продукта. По словам графиков, в работе неоднократно случаются немыслимые вещи с цветовой заменой, например, розового на салатовый. Друзья и коллеги Петра отмечают национальный дух в его графических работах, непременно присутствующий во всех проиллюстрированных кабардинских и балкарских сказках, несмотря на долгие годы проживания художника в Санкт-Петербурге, где он окончил графический факультет института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. С 1983 года Пётр сотрудничал с книжными издательствами «Эльбрус», «Борей», «Северо-Запад». Им проиллюстрированы произведения Алима Кешокова, Аскерби Шортанова, Николая Некрасова, Эмиля Золя, множество детских книг, изданных на русском, кабардинском, балкарском языках. Художник сотрудничал с журналами «Нур» и «Нюр». Но это не все направления его работы: Пётр работал художником-постановщиком в театре русской драмы им. М. Горького, где оформил спектакли «Синьор из общества», «Рядовые», «Вдовий пароход», «Точка зрения», а также детские спектакли «Звездоход Федя», «Зимняя сказка». За что бы ни брался художник, везде его работы попадали «в десятку», раскрывая смысл как серьёзных литературных произведений, так и детских сказок. Чувствовать нерв произведения, создавая иллюстрации к нему, наверное, и есть высшее мастерство художника. Сегодня, помимо работы с книгой, Пётр преподаёт рисунок и живопись в детской художественной школе Нальчика под руководством В. Захохова и надеется, что его труд, привлечёт внимание подрастающего поколения к книге, вернёт тягу к чтению.
Помимо друзей, коллег и ценителей искусства выставку посетили ученики художественной школы.
Родом из детства
Фото: www.kbpravda.ru
Источник: Кабардино-Балкарская правда
22.09.2017 10:42