Черкешенок, живших в средние века, в наше время считали бы большими модницами, поскольку их вкусы соответствовали модным мировым трендам. И не только потому, что адыгов называли французами Кавказа. Речь идет о черкесской женской обуви пхъэ вакъэ (дословно – деревянная обувь). Такие «ходули» носили и в Венеции, и в Дамаске, и в Стамбуле. Сегодня такую обувь адыги используют только в танцевальных постановках - солистка прежде чем приступить к своей партии, сходит со своих «платформ», словно с пьедестала.
«Ходули» украшались со вкусом и очень сдержанно - обтягивались бархатом или кожей, для декора использовались накладки из металла, серебра с гравировкой, чернью и позолотой. Более дешевые «ходули» имели накладки из жести со штампованным орнаментом.
Однако интересно не только, как делалась такая обувь, но и культурный смысл пхъэ вакъэ. Они способствовали формированию образа девушки и женщины из благородного сословия.
Вот что об этом говорит доктор исторических наук, профессор КБГУ Мадина ТЕКУЕВА: «Думаю, они пришли из Азии. Потому что такая обувь встречалась и в Турции, и в Персии. Ее использование нашими предками никогда не было утилитарным. Не для того, чтобы пройти в ней через грязь, как считают некоторые, не для того, чтобы не замочить в бане ноги, как это делали в Турции. У черкесов она имела характер статусного ношения – подчеркивала положение в обществе. В основном ее носили аристократки. Представительница аристократического рода надевала ее на джэгу (танцы) и торжественные мероприятия, а также невеста в день свадьбы, чтобы в этот день выглядеть выше всех. Весь свадебный наряд ее визуально вытягивал - начиная с обуви и заканчивая высокой шапкой.
Скорее всего, женщина носила «ходули» в момент выхода на джэгу. Вышла в круг, сняла, как показывают сейчас в танцах, и продолжала дальше танцевать. Искусство пройти в них грациозно являлось важным штрихом в образе девушки. Поэтому ее учили ходить на «ходулях». Пхъэ вакъэ никогда не использовалась в быту как обувь. Это декоративный, статусный, привилегированный элемент, который могла и имела право носить не каждая женщина, даже если имела материальную возможность приобрести. О статусности свидетельствует и тот факт, что обувь красиво и дорого украшали. В общем, это был выходной вариант, надеваемый вместе с остальными атрибутами парадного костюма: поясом, нагрудником, нарукавником и шылэ хъар – шелковым платком».
Признак статусности
Фото: www.goryankakbr.ru
Источник: Газета Горянка
19.09.2018 11:12