Не подражание, а диалог

По цеховой принадлежности Галина ПАК – живописец, однако поиски новых способов самовыражения привели ее к скульптуре, к которой изначально она не чувствовала тяги. Для нее уход в другую сферу, работа с новыми для себя материалами стали своего рода отдушиной. 
Началось все с того, что она вслед за дочерью Софьей, тоже художницей, стала создавать плакетки – плоские изображения животных из восточного календаря и гротескные образы своих знакомых, выполненные в примитивистском ключе. Кодируя свои образы в знаки-символы, осуществляющие незримую духовную связь с реальностью, она создала собственный причудливый, окутанный некой тайной мир. 
Если в живописи Галина Пак сумела выработать индивидуальный, легко узнаваемый почерк, то в скульптуре не стала ограничивать себя определенными стилевыми рамками. Ее пластика свидетельствует об отсутствии у нее сложившегося стиля, а лишь указывает на процесс его поиска. Для обновления пластического языка ваятель ведет в этой области перманентные формальные поиски, опираясь на разные художественные стили и направления. 
Современные художники уже давно прекратили поиски новых форм, убедившись, что сделать это сегодня невозможно. Они берут за образец сложившиеся в ту или иную эпоху изобразительную формулу или иконографический тип, чтобы использовать для создания собственных произведений, естественно, подвергая их тем или иным транформациям. 
Не осталась в стороне от нынешних модных трендов и Галина. На занятия творчеством ее нередко вдохновляют артефакты архаического периода, образцы античного искусства и художественные произведения последующих эпох. Сегодня познакомиться с ними не проблематично: их можно увидеть на многочисленных выставках, в интернете, в печатных изданиях. Не составляет особого труда из всего этого многообразия выбрать подходящий образец, но не для простого подражания, как это было в прежние времена, а для того, чтобы умело вести с ним диалог. 
Сейчас нередко древние языческие образцы становятся матрицами эстетического сознания современного художника. В этом смысле не стала исключением и Галина. В поле ее внимания как-то попали каменные антропоморфные половецкие изваяния-балбалы, которые подтолкнули к созданию композиции «Ожидание». Задача соединения в одном произведении современного взгляда с культурным опытом прошлого совсем непростая, но скульптору удалось актуализировать форму древних монументов, интерпретируя ее в нужном ключе. 
В «Ожидании» взгляд автора - современного человека органично сплавляется с памятью об искусстве прошлого. В скульптуре соединены две ипостаси одной женщины: изображенной в момент зарождения внутри нее новой жизни, символом которого становится яблоко в ее руках, и в процессе вынашивания ребенка с заметно выросшим животом. Путем особого формообразования художница нашла своеобразный способ соединения в единую конструкцию разновременных событий, двух этапов жизни своей героини, сращивая два фрагмента, две половинки женского тела. 
Обращая внимание на это и другие произведения Г. Пак, нельзя не отметить характерную для нее черту. Если мы видим в эпоху феминизма нежелание многих женщин-творцов покорно воспроизводить архетипические нормы поведения женщины, то, оказалось, что самодостаточная и вполне сумевшая самореализоваться художница неожиданно поддерживает откровенно мужской взгляд на женщину, доминирующий в нашем обществе. Это заметно, в частности, и в ее «Женском торсе».
Совсем иное мы наблюдаем в мужских образах – небольших станковых камерных скульптурах этюдного характера, в которых в основном отражена экзистенциальная драма человека. Это метафорические изображения тяжелых переживаний, душевных состояний и настроений, таких, как тягостные раздумья, страдание, отчаяние, столь модные сегодня депрессия, одиночество и потерянность, которые скульптору удается передать посредством жестов и поз, поскольку лица ее персонажей скрыты от зрителя. 
Еще одна привлекательная для ваятеля тема – любви нашла воплощение в нескольких лиричных композициях, в которых герои-любовники выражают свои чувства чаще всего через объятия. Две застывшие, словно колонны, фигуры («Инвалиды») заставляют задуматься о драматических перипетиях судьбы человека. Несмотря на отсутствие ног (автор использует этот факт в качестве драматического модуса), герои Г. Пак наделены мощной волей к жизни. 
На решение сложной бытийной проблематики в концептуальной композиции «Тополь» Г. Пак вдохновила удивительная природная пластика дерева, позволяющая в яркой, лаконичной форме посредством визуальных образов изобразить непростой путь человечества. Ее модель мироздания символизирует одновременно взлет к высшей духовности и приверженность к исконному, почвенному. Автору удалось запечатлеть особую образную напряженность времени, полного противоречий и драматизма. Условные, нефигуративные формы обогащают скульптуру зашифрованными смыслами, делают ее более многозначной.
В «Распятии» художница по-своему интерпретирует священный для христиан сюжет, осовременивая его следами автоматной очереди. Да и сам крест она мыслит как меч, со всей жестокостью воткнутый в самое сердце Земли. Может быть, кому-то покажется кощунственным столь вольное обращение с вечным сюжетом, но автор считает, что именно таким образом наиболее убедительно можно рассказать о сложных и неразрешимых противоречиях современной жизни. 
Создавая композицию из дерева «Яйцо», символизирующее зарождение жизни, Галина избрала для себя специфический художественный язык, близкий формотворчеству Генри МУРА и Ханса АРПА, в основе которого - биоморфный стиль. «Яйцо» вписывается в упругую, с сильной энергетикой органическую форму. Свободная игра абстрактных форм искусно сочетается с конкретным, реалистическим изображением яйца. Сквозной характер объекта позволяет включить в скульптуру внешнее пространство, которое несет не меньшую нагрузку, чем внутреннее. 
Дерево – излюбленный материал Галины Пак. И когда ей случайно попадаются на глаза необычные корневища и капы, способные помочь решить некую важную для нее задачу, она никогда не проходит мимо, находя способ доставить их в свою мастерскую. Так получилось и с корневищем, которое позже превратилось в «Большой взрыв». Через своеобразные наросты, напоминающие некие энергетические каналы, высвобождается дремавшая в дереве мощная энергия, оставляя после себя многочисленные разрывы, провалы форм, сквозные отверстия. Формально пластический язык скульптуры вызывает много ассоциаций, а каждая новая точка зрения на «Большой взрыв» открывает перед зрителем бесконечное перетекание одного образа в другой. Автор лишь немного доработала природный объект, чтобы придать ему выразительности.
Галина Пак занялась скульптурой сравнительно недавно, так что ждать от нее шедевров, наверное, пока не стоит. Но и то, что она успела создать, представляет художественную ценность и позволяет надеяться на то, что лучшие работы у нее впереди.

Жаухар АППАЕВА, искусствовед
 
По теме
К 100-летию со дня рождения Зарамука Кардангушева - KbrInfo.Ru В Доме культуры с. Кенже состоялся городской этап Республиканского фестиваля-конкурса адыгской (черкесской) народной песни, посвященный 100-летию со Дня рождения народного артиста Кабардино-Балкарии, ученого-этнографа,
20.08.2018
До 1 сентября продолжен приём заявок на фестиваль культуры и искусства «Северный Кавказ: синтез мира, синтез искусств» - Sk-News.Ru Проведение фестиваля запланировано в два этапа: региональный – в сети Интернет и финальный – в формате «фестиваля выходного дня» в конце сентября на одной из центральных площадок Москвы.
19.08.2018
 
Маэстро Темирканов не любит хвалебные речи, но не уклонился от встречи со студентами Нальчика в КБГУ - Sk-News.Ru Встреча с народным артистом СССР, художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии,
19.08.2018
 
В сквере имени генерала Ермолова Ставрополя прямо на улице организовали библиотечный променад - Sk-News.Ru Вниманию ребят представили выставку, где они могли познакомиться с книжками-игрушками на самые разные темы: юные горожане не только читали, но и играли в настольные игры, занимались творчеством.
17.08.2018
К 100-летию со дня рождения Зарамука Кардангушева - Городской округ Нальчик В Доме культуры с. Кенже состоялся городской этап Республиканского фестиваля-конкурса адыгской (черкесской) народной песни, посвященный 100-летию со Дня рождения народного артиста Кабардино-Балкарии, ученого-этнографа,
20.08.2018 Городской округ Нальчик
Перелистывая страницы истории советской литературы, невольно останавливаешься на имени «агитатора, горлана и главаря», выдающегося поэта Владимира Владимировича Маяковского.
14.08.2018 Кабардино-Балкарская правда
Музыкально-танцевальные фестивали, проводимые адыгскими диаспорами, стали за много лет не только доброй традицией, но и важным фактором этнического сближения, культурного взаимодействия и общения.
08.08.2018 Газета Горянка
В Наль­чи­ке прошел ежегодный тур­нир по дзюдо, па­мя­ти ма­сте­ра спор­та СССР Ку­ан­ча Ба­ба­е­ва - KbrInfo.Ru В Универсальном спортивном комплексе г.Нальчика прошел XIV Всероссийский открытый традиционный турнир по дзюдо среди юношей и девушек до 18 лет, памяти мастера спорта СССР Бабаева Куанча Хамидовича.
20.08.2018 KbrInfo.Ru
Мария Ласицкене выиграла турнир в Гётеборге - KbrInfo.Ru Спортсменка из Кабардино-Балкарии Мария Ласицкене, выступающая в нейтральном статусе, одержала победу в соревнованиях по прыжкам в высоту на легкоатлетическом турнире в Гётеборге.
19.08.2018 KbrInfo.Ru
Тринадцатого августа в спорткомплексе «Кристалл» Совет женщин г.о. Нальчика и Детско-юношеская спортивная школа №1 в рамках проекта Совета женщин городского округа Нальчик «Повышение статуса женщины,
15.08.2018 Газета Горянка
На юношеском первенстве России по тхэквондо, проходящем в универсальном спортивном комплексе Нальчика, собрались более 700 спортсменов из 63 регионов России.
31.07.2018 Кабардино-Балкарская правда
С праздником Курбан-Байрам! - МФЦ Ежегодно 10-го числа месяца зуль-хиджа мусульмане отмечают праздник жертвоприношения – Курбан-Байрам.
20.08.2018 МФЦ
В Министерстве РФ по делам Северного Кавказа обсуждены дополнительные меры по защите инфраструктуры и населенных пунктов субъектов СКФО от ЧС природного характера - Глава КБР Под председательством Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа Сергея Чеботарёва состоялось совещание по вопросам  формирования дополнительных предложений по включению в федеральный бюджет расходов на сел
20.08.2018 Глава КБР
В Нальчике состоялся рейд по выявлению нетрезвых водителей - Городской округ Нальчик В канун выходных дней силы и средства более двухсот полицейских из столицы и районов республики были направлены на профилактику дорожных аварий по вине и с участием нетрезвых автомобилистов,
20.08.2018 Городской округ Нальчик
Оперативная информация по мониторингу за инфекциями, передаваемыми клещами По данным оперативного мониторинга с начала сезона активности клещей в медицинские организации   республики     обратилось по поводу укусов 99
20.08.2018 Роспотребнадзор
  31 июля 2018 года, примерно в 19 часов 50 минут водитель автомашины Лада-Гранта на перекрестке улиц Ленина-Бесланеева, совершил наезд на пешеходов переходивших проезжую часть на пешеходном переходе слева направо,
20.08.2018 Терский район