Не подражание, а диалог

По цеховой принадлежности Галина ПАК – живописец, однако поиски новых способов самовыражения привели ее к скульптуре, к которой изначально она не чувствовала тяги. Для нее уход в другую сферу, работа с новыми для себя материалами стали своего рода отдушиной. 
Началось все с того, что она вслед за дочерью Софьей, тоже художницей, стала создавать плакетки – плоские изображения животных из восточного календаря и гротескные образы своих знакомых, выполненные в примитивистском ключе. Кодируя свои образы в знаки-символы, осуществляющие незримую духовную связь с реальностью, она создала собственный причудливый, окутанный некой тайной мир. 
Если в живописи Галина Пак сумела выработать индивидуальный, легко узнаваемый почерк, то в скульптуре не стала ограничивать себя определенными стилевыми рамками. Ее пластика свидетельствует об отсутствии у нее сложившегося стиля, а лишь указывает на процесс его поиска. Для обновления пластического языка ваятель ведет в этой области перманентные формальные поиски, опираясь на разные художественные стили и направления. 
Современные художники уже давно прекратили поиски новых форм, убедившись, что сделать это сегодня невозможно. Они берут за образец сложившиеся в ту или иную эпоху изобразительную формулу или иконографический тип, чтобы использовать для создания собственных произведений, естественно, подвергая их тем или иным транформациям. 
Не осталась в стороне от нынешних модных трендов и Галина. На занятия творчеством ее нередко вдохновляют артефакты архаического периода, образцы античного искусства и художественные произведения последующих эпох. Сегодня познакомиться с ними не проблематично: их можно увидеть на многочисленных выставках, в интернете, в печатных изданиях. Не составляет особого труда из всего этого многообразия выбрать подходящий образец, но не для простого подражания, как это было в прежние времена, а для того, чтобы умело вести с ним диалог. 
Сейчас нередко древние языческие образцы становятся матрицами эстетического сознания современного художника. В этом смысле не стала исключением и Галина. В поле ее внимания как-то попали каменные антропоморфные половецкие изваяния-балбалы, которые подтолкнули к созданию композиции «Ожидание». Задача соединения в одном произведении современного взгляда с культурным опытом прошлого совсем непростая, но скульптору удалось актуализировать форму древних монументов, интерпретируя ее в нужном ключе. 
В «Ожидании» взгляд автора - современного человека органично сплавляется с памятью об искусстве прошлого. В скульптуре соединены две ипостаси одной женщины: изображенной в момент зарождения внутри нее новой жизни, символом которого становится яблоко в ее руках, и в процессе вынашивания ребенка с заметно выросшим животом. Путем особого формообразования художница нашла своеобразный способ соединения в единую конструкцию разновременных событий, двух этапов жизни своей героини, сращивая два фрагмента, две половинки женского тела. 
Обращая внимание на это и другие произведения Г. Пак, нельзя не отметить характерную для нее черту. Если мы видим в эпоху феминизма нежелание многих женщин-творцов покорно воспроизводить архетипические нормы поведения женщины, то, оказалось, что самодостаточная и вполне сумевшая самореализоваться художница неожиданно поддерживает откровенно мужской взгляд на женщину, доминирующий в нашем обществе. Это заметно, в частности, и в ее «Женском торсе».
Совсем иное мы наблюдаем в мужских образах – небольших станковых камерных скульптурах этюдного характера, в которых в основном отражена экзистенциальная драма человека. Это метафорические изображения тяжелых переживаний, душевных состояний и настроений, таких, как тягостные раздумья, страдание, отчаяние, столь модные сегодня депрессия, одиночество и потерянность, которые скульптору удается передать посредством жестов и поз, поскольку лица ее персонажей скрыты от зрителя. 
Еще одна привлекательная для ваятеля тема – любви нашла воплощение в нескольких лиричных композициях, в которых герои-любовники выражают свои чувства чаще всего через объятия. Две застывшие, словно колонны, фигуры («Инвалиды») заставляют задуматься о драматических перипетиях судьбы человека. Несмотря на отсутствие ног (автор использует этот факт в качестве драматического модуса), герои Г. Пак наделены мощной волей к жизни. 
На решение сложной бытийной проблематики в концептуальной композиции «Тополь» Г. Пак вдохновила удивительная природная пластика дерева, позволяющая в яркой, лаконичной форме посредством визуальных образов изобразить непростой путь человечества. Ее модель мироздания символизирует одновременно взлет к высшей духовности и приверженность к исконному, почвенному. Автору удалось запечатлеть особую образную напряженность времени, полного противоречий и драматизма. Условные, нефигуративные формы обогащают скульптуру зашифрованными смыслами, делают ее более многозначной.
В «Распятии» художница по-своему интерпретирует священный для христиан сюжет, осовременивая его следами автоматной очереди. Да и сам крест она мыслит как меч, со всей жестокостью воткнутый в самое сердце Земли. Может быть, кому-то покажется кощунственным столь вольное обращение с вечным сюжетом, но автор считает, что именно таким образом наиболее убедительно можно рассказать о сложных и неразрешимых противоречиях современной жизни. 
Создавая композицию из дерева «Яйцо», символизирующее зарождение жизни, Галина избрала для себя специфический художественный язык, близкий формотворчеству Генри МУРА и Ханса АРПА, в основе которого - биоморфный стиль. «Яйцо» вписывается в упругую, с сильной энергетикой органическую форму. Свободная игра абстрактных форм искусно сочетается с конкретным, реалистическим изображением яйца. Сквозной характер объекта позволяет включить в скульптуру внешнее пространство, которое несет не меньшую нагрузку, чем внутреннее. 
Дерево – излюбленный материал Галины Пак. И когда ей случайно попадаются на глаза необычные корневища и капы, способные помочь решить некую важную для нее задачу, она никогда не проходит мимо, находя способ доставить их в свою мастерскую. Так получилось и с корневищем, которое позже превратилось в «Большой взрыв». Через своеобразные наросты, напоминающие некие энергетические каналы, высвобождается дремавшая в дереве мощная энергия, оставляя после себя многочисленные разрывы, провалы форм, сквозные отверстия. Формально пластический язык скульптуры вызывает много ассоциаций, а каждая новая точка зрения на «Большой взрыв» открывает перед зрителем бесконечное перетекание одного образа в другой. Автор лишь немного доработала природный объект, чтобы придать ему выразительности.
Галина Пак занялась скульптурой сравнительно недавно, так что ждать от нее шедевров, наверное, пока не стоит. Но и то, что она успела создать, представляет художественную ценность и позволяет надеяться на то, что лучшие работы у нее впереди.

Жаухар АППАЕВА, искусствовед
 
По теме
«Летние чтения» звучали на Чегете - KbrInfo.Ru Стихотворения Кайсына Кулиева, Адама Шогенцукова, Ибрагима Бабаева, Расула Гамзатова, Нальбия Куёк и Булата Окуджавы читали поэты, артисты, художники, журналисты и любители поэзии в живописном месте Приэльбрусья - Чегете,
18.06.2018
 
Русское географическое общество принимает заявки на получение премии за работу о России - Sk-News.Ru Премия Русского географического общества – награда  в области географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России, заявки на 2018 год принимаются до 29 сентября.
18.06.2018
 
Автоинспекторы Кабардино-Балкарии помогают школьникам сохранить навыки безопасного ориентирования в дорожной среде - KbrInfo.Ru В летний период сотрудники Госавтоинспекции республики реализуют комплекс мероприятий со школьниками в лагерях и на закрытых ведомственных жилых комплексах, сообщает пресс-служба УГИБДД МВД по КБР.
18.06.2018 KbrInfo.Ru
«Летние чтения» звучали на Чегете - KbrInfo.Ru Стихотворения Кайсына Кулиева, Адама Шогенцукова, Ибрагима Бабаева, Расула Гамзатова, Нальбия Куёк и Булата Окуджавы читали поэты, артисты, художники, журналисты и любители поэзии в живописном месте Приэльбрусья - Чегете,
18.06.2018 KbrInfo.Ru
Русское географическое общество принимает заявки на получение премии за работу о России - Sk-News.Ru Премия Русского географического общества – награда  в области географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России, заявки на 2018 год принимаются до 29 сентября.
18.06.2018 Sk-News.Ru
Чтение стихов вслух становится все более популярным, но такого не наблюдалось еще десять лет назад, когда мы начинали свой проект «Вечера поэзии «Времена года».
14.06.2018 Газета Горянка
По цеховой принадлежности Галина ПАК – живописец, однако поиски новых способов самовыражения привели ее к скульптуре, к которой изначально она не чувствовала тяги.
14.06.2018 Газета Горянка
День России  в  столице Кабардино-Балкарии был ознаменован парадом дружбы, в  котором приняли участие представители законодательных и исполнительных органов власти, общественных организаций, национально-культурных центров,
14.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
Команда Главного управления заняла 2-е место в футбольном турнире памяти сотрудников правоохранительных органов погибших при исполнении служебных обязанностей - МЧС КБР В сельском поселении Хамидие прошел ежегодный турнир по мини-футболу, посвященный памяти сотрудников правоохранительных органов погибших при исполнении служебных обязанностей.
18.06.2018 МЧС КБР
«Спартак-Нальчик» вышел из отпуска - ФК Спартак-Нальчик Завершился краткосрочный отпуск футболистов, который начался после окончании сезона ПФЛ 2017/2018 и продлился всего около трех недель.
18.06.2018 ФК Спартак-Нальчик
В ИК-1 УФСИН России по КБР состоялся товарищеский матч по мини-футболу между осуждёнными и сборной олимпийских чемпионов и ветеранов спорта.
14.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
Комитеты Парламента КБР по спорту и туризму и по образованию, науке и молодёжной политике при участии молодёжной палаты при Парламенте КБР в рамках «круглого стола» обсудили проблемы  и перспективы развития футбола в Кабардино-Балкарии.
14.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
Приказом Минздрава КБР и.о. главного врача ГБУЗ "Центральная районная больница" Майского муниципального района назначена Атаманова Ирина Григорьевна - KbrInfo.Ru Приказом Минздрава КБР и.о. главного врача ГБУЗ «Центральная районная больница» Майского муниципального района назначена Атаманова Ирина Григорьевна, сообщает пресс-служба Минздрава КБР.
18.06.2018 KbrInfo.Ru
«Летние чтения» звучали на Чегете - KbrInfo.Ru Стихотворения Кайсына Кулиева, Адама Шогенцукова, Ибрагима Бабаева, Расула Гамзатова, Нальбия Куёк и Булата Окуджавы читали поэты, артисты, художники, журналисты и любители поэзии в живописном месте Приэльбрусья - Чегете,
18.06.2018 KbrInfo.Ru
Сотрудники отдела государственного ветеринарного надзора (Республика Северная Осетия-Алания) Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания провели совещания,
18.06.2018 Россельхознадзор
Государственными инспекторами отдела государственного земельного надзора (Кабардино-Балкарская Республика) Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Алания 14.06.
18.06.2018 Россельхознадзор
В период с 5 по 9 июня 2018 года сотрудниками отдела государственного земельного надзора (Республика Северная Осетия-Алания) Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия-Ал
18.06.2018 Россельхознадзор