Не подражание, а диалог

По цеховой принадлежности Галина ПАК – живописец, однако поиски новых способов самовыражения привели ее к скульптуре, к которой изначально она не чувствовала тяги. Для нее уход в другую сферу, работа с новыми для себя материалами стали своего рода отдушиной. 
Началось все с того, что она вслед за дочерью Софьей, тоже художницей, стала создавать плакетки – плоские изображения животных из восточного календаря и гротескные образы своих знакомых, выполненные в примитивистском ключе. Кодируя свои образы в знаки-символы, осуществляющие незримую духовную связь с реальностью, она создала собственный причудливый, окутанный некой тайной мир. 
Если в живописи Галина Пак сумела выработать индивидуальный, легко узнаваемый почерк, то в скульптуре не стала ограничивать себя определенными стилевыми рамками. Ее пластика свидетельствует об отсутствии у нее сложившегося стиля, а лишь указывает на процесс его поиска. Для обновления пластического языка ваятель ведет в этой области перманентные формальные поиски, опираясь на разные художественные стили и направления. 
Современные художники уже давно прекратили поиски новых форм, убедившись, что сделать это сегодня невозможно. Они берут за образец сложившиеся в ту или иную эпоху изобразительную формулу или иконографический тип, чтобы использовать для создания собственных произведений, естественно, подвергая их тем или иным транформациям. 
Не осталась в стороне от нынешних модных трендов и Галина. На занятия творчеством ее нередко вдохновляют артефакты архаического периода, образцы античного искусства и художественные произведения последующих эпох. Сегодня познакомиться с ними не проблематично: их можно увидеть на многочисленных выставках, в интернете, в печатных изданиях. Не составляет особого труда из всего этого многообразия выбрать подходящий образец, но не для простого подражания, как это было в прежние времена, а для того, чтобы умело вести с ним диалог. 
Сейчас нередко древние языческие образцы становятся матрицами эстетического сознания современного художника. В этом смысле не стала исключением и Галина. В поле ее внимания как-то попали каменные антропоморфные половецкие изваяния-балбалы, которые подтолкнули к созданию композиции «Ожидание». Задача соединения в одном произведении современного взгляда с культурным опытом прошлого совсем непростая, но скульптору удалось актуализировать форму древних монументов, интерпретируя ее в нужном ключе. 
В «Ожидании» взгляд автора - современного человека органично сплавляется с памятью об искусстве прошлого. В скульптуре соединены две ипостаси одной женщины: изображенной в момент зарождения внутри нее новой жизни, символом которого становится яблоко в ее руках, и в процессе вынашивания ребенка с заметно выросшим животом. Путем особого формообразования художница нашла своеобразный способ соединения в единую конструкцию разновременных событий, двух этапов жизни своей героини, сращивая два фрагмента, две половинки женского тела. 
Обращая внимание на это и другие произведения Г. Пак, нельзя не отметить характерную для нее черту. Если мы видим в эпоху феминизма нежелание многих женщин-творцов покорно воспроизводить архетипические нормы поведения женщины, то, оказалось, что самодостаточная и вполне сумевшая самореализоваться художница неожиданно поддерживает откровенно мужской взгляд на женщину, доминирующий в нашем обществе. Это заметно, в частности, и в ее «Женском торсе».
Совсем иное мы наблюдаем в мужских образах – небольших станковых камерных скульптурах этюдного характера, в которых в основном отражена экзистенциальная драма человека. Это метафорические изображения тяжелых переживаний, душевных состояний и настроений, таких, как тягостные раздумья, страдание, отчаяние, столь модные сегодня депрессия, одиночество и потерянность, которые скульптору удается передать посредством жестов и поз, поскольку лица ее персонажей скрыты от зрителя. 
Еще одна привлекательная для ваятеля тема – любви нашла воплощение в нескольких лиричных композициях, в которых герои-любовники выражают свои чувства чаще всего через объятия. Две застывшие, словно колонны, фигуры («Инвалиды») заставляют задуматься о драматических перипетиях судьбы человека. Несмотря на отсутствие ног (автор использует этот факт в качестве драматического модуса), герои Г. Пак наделены мощной волей к жизни. 
На решение сложной бытийной проблематики в концептуальной композиции «Тополь» Г. Пак вдохновила удивительная природная пластика дерева, позволяющая в яркой, лаконичной форме посредством визуальных образов изобразить непростой путь человечества. Ее модель мироздания символизирует одновременно взлет к высшей духовности и приверженность к исконному, почвенному. Автору удалось запечатлеть особую образную напряженность времени, полного противоречий и драматизма. Условные, нефигуративные формы обогащают скульптуру зашифрованными смыслами, делают ее более многозначной.
В «Распятии» художница по-своему интерпретирует священный для христиан сюжет, осовременивая его следами автоматной очереди. Да и сам крест она мыслит как меч, со всей жестокостью воткнутый в самое сердце Земли. Может быть, кому-то покажется кощунственным столь вольное обращение с вечным сюжетом, но автор считает, что именно таким образом наиболее убедительно можно рассказать о сложных и неразрешимых противоречиях современной жизни. 
Создавая композицию из дерева «Яйцо», символизирующее зарождение жизни, Галина избрала для себя специфический художественный язык, близкий формотворчеству Генри МУРА и Ханса АРПА, в основе которого - биоморфный стиль. «Яйцо» вписывается в упругую, с сильной энергетикой органическую форму. Свободная игра абстрактных форм искусно сочетается с конкретным, реалистическим изображением яйца. Сквозной характер объекта позволяет включить в скульптуру внешнее пространство, которое несет не меньшую нагрузку, чем внутреннее. 
Дерево – излюбленный материал Галины Пак. И когда ей случайно попадаются на глаза необычные корневища и капы, способные помочь решить некую важную для нее задачу, она никогда не проходит мимо, находя способ доставить их в свою мастерскую. Так получилось и с корневищем, которое позже превратилось в «Большой взрыв». Через своеобразные наросты, напоминающие некие энергетические каналы, высвобождается дремавшая в дереве мощная энергия, оставляя после себя многочисленные разрывы, провалы форм, сквозные отверстия. Формально пластический язык скульптуры вызывает много ассоциаций, а каждая новая точка зрения на «Большой взрыв» открывает перед зрителем бесконечное перетекание одного образа в другой. Автор лишь немного доработала природный объект, чтобы придать ему выразительности.
Галина Пак занялась скульптурой сравнительно недавно, так что ждать от нее шедевров, наверное, пока не стоит. Но и то, что она успела создать, представляет художественную ценность и позволяет надеяться на то, что лучшие работы у нее впереди.

Жаухар АППАЕВА, искусствовед
 
По теме
К 75-летию балкарского поэта Мурадина Ольмезова Мурадин Ольмезов – один из самых видных балкарских поэтов, чьё  творчество озарено не только любовью к родной земле, но и к человеку, человеческому сообществу.
«Моей дорогой Тамарочке Коковой, грациозной девушке Кабардинских гор. Нежной и талантливой актрисе, которая, я уверен, станет гордостью кабардинского народа»,
Материальный ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия подростком, достигшим возраста 14 лет, подлежит возмещению его родителями, если у него отсутствуют доход или имущество, достаточные для его возмещения,
Кабардино-Балкарская правда
Следственным отделом ОМВД России по Урванскому району предварительным расследованием окончено и направлено в суд уголовное дело по обвинению 34-летнего ранее судимого жителя Ставропольского края   в совершении преступления,
МВД Кабардино-Балкарской Республики
Следственным управлением завершено расследование уголовного дела в отношении застройщика, обвиняемого в мошенничестве - Следственный комитет Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении руководителя ООО «Недвижимость-Нальчик»,
Следственный комитет
IMG-20240318-WA0020.jpg - Терский район Высокую активность и вовлеченность продемонстрировали жители Терского района 15-17 марта на выборах Президента Российской Федерации.
Терский район
На базе Республиканской клинической больницы, Городской клинической больницы №1 и ЦРБ Прохладненского района прошли обучающие конференции по современным возможностям КТ ангиографии и КТ коронарных артерий в клинической практике.
Министерство здравоохранения
Как сообщает пресс-служба Минздрава КБР, врождённое изменение первого шейного позвонка имеет название – аномалия Киммерле, которая может привести к различным неврологическим и сосудистым осложнениям.
Электронная газета Кабардино-Балкария
К 75-летию балкарского поэта Мурадина Ольмезова Мурадин Ольмезов – один из самых видных балкарских поэтов, чьё  творчество озарено не только любовью к родной земле, но и к человеку, человеческому сообществу.
Электронная газета Кабардино-Балкария
В осквернении символов воинской славы России подозреваются трое молодых людей в Невинномысске - Sk-News.Ru 1 марта текущего года в городе Невинномысске подозреваемые, находясь у Обелиска «Вечная Слава», воздвигнутого в память о воинах, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войны, осквернили «Вечный огонь»,
Sk-News.Ru