По факту задержания танцоров лезгинки в Геленджике оценка будет дана действиям обеих сторон конфликта, заявили в следственных органах Кубани. Местный уполномоченный по правам человека Сергей Мышак призвал не привязывать к инциденту вопросы межнациональных или межрелигиозных отношений.
Как писал " Кавказский узел ", 13 августа в YouTube был опубликован видеоролик "Казаки и полиция скрутили танцора лезгинки в Геленджике". Как выяснилось позже, полицейские задержали пятерых жителей Нальчика, при этом был применен газовый баллончик, и пострадала одна из отдыхающих . При задержании танцующих стражи порядка утверждали, что "в Краснодарском крае лезгинка запрещена", рассказали очевидцы. Суд арестовал на пять суток двоих из задержанных, признав их виновными в мелком хулиганстве и неповиновении полицейским. 15 августа один из них был отпущен .
14 августа на SMS-сервис "Кавказского узла" поступило сообщение о выезде в Геленджик делегации черкесских активистов и ДУМ Республики Адыгея и Краснодарского края для встречи с родителями молодых людей, задержанных после исполнения лезгинки, а также с силовиками. Сам инцидент с задержанием танцоров лезгинки вызвал общественный резонанс. Задержавшие их полицейские должны быть привлечены к ответственности , заявили черкесские активисты. Танцоры при задержании не делали ничего незаконного, руководство полиции и краевые власти это понимают, подчеркнули активисты.Следователи сообщили о проверке по факту инцидента
В следственном комитете Краснодарского края сообщили, что ведомство ведёт свою проверку по факту инцидента. По её итогам оценка будет дана действиям обеих сторон конфликта – танцорам лезгинки и задержавшим их полицейским, передала 16 августа телекомпания "Эфкате".
По ее данным, в момент задержания пострадал один из патрульных — один из танцоров якобы ударил его по голове.
Ранее член ОО "Адыге Хасэ" Тахтамукайского района Нурдин Едыдж сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что единственному оставшемуся под арестом молодому человеку пригрозили уголовным преследованием. "Он якобы в отделе полиции с завязанными руками ударил головой сотрудника, и тот травму получил и в больнице лежит", - рассказал Нурдин Едыдж.Полицейские начали задержание танцоров, по данным МВД, после того, как на шум пожаловалась местная жительница. В МВД сообщили, что патрульные попросили танцоров предъявить документы, но те отказались. Также молодые люди отказались и проследовать в отдел для выяснения личности, и начали оказывать сопротивление, когда полицейские попытались их отвести в служебную машину, передала еще 15 августа "МТРК Краснодар".
Эксперты увидели признаки ксенофобии в инциденте с танцорами лезгинки
Замруководителя общественной организации "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края Аскер Сохт и - руководитель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра Валерий Хатажуков увидели в подобной той, что была в Геленджике, реакции на лезгинку признаки ксенофобии.
"Позиция краевых властей состоит в том, что эти молодые люди не должны были вступать в полемику с полицией. Они должны были немедленно отправиться или к начальнику полиции города, или в прокуратуру города, или в мэрию — подать жалобу на этих сотрудников, стремиться урегулировать вопрос в правовых рамках. К сожалению, эта полемика там имела место быть. Мы в любом случае будем разбираться", - заявил Аскер Сохт в обсуждении инцидента на радио "Соль" 15 августа.
"Не может существовать каких-либо запретов. Это абсолютно исключено. Это просто ксенофобия… Разговаривать на каких-то языках, танцевать какие-то танцы, песни петь — кому какое дело? Это частное дело каждого человека. Что он любит, то он и делает. Он же не нарушает ничьи права", - подчеркнул Сохт.
Принимавший участие в той же передаче Валерий Хатажуков отметил, что инцидент вызвал огромный резонанс, причем не только на Северном Кавказе. "Нам беспрерывно звонят и пишут из различных кавказских и черкесских диаспор, из Турции, из Европы, с Ближнего Востока", - рассказал он.
По словам правозащитника, очень много комментариев ситуации связано с казаками. "Эта история обострила эту проблему. Вообще на Северном Кавказе очень болезненно воспринимают то, что воссоздается казачье сословие. Потому что с этим сословием связаны в историческом прошлом очень многие трагические страницы в истории народов Северного Кавказа. И то, что они себе позволили плеткой нанести какие-то удары, это всех очень возмущает", - заявил Валерий Хатажуков.
Ситуацию в тот же день, 15 августа, прокомментировал Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Сергей Мышак.
"Я направил запросы в правоохранительные органы. Держу этот вопрос на контроле. К сожалению, как всегда бывает в таких острых ситуациях, возникает много желающих заработать себе очки, используя межнациональные или межрелигиозные поводы. Этого ни в коем случае нельзя допустить. Чтобы ни случилось, все нужно оценивать с точки зрения права, а не эмоций. Думаю, что в ситуации нужно разобраться спокойно и исключительно в правовой плоскости", - написал Сергей Мышак у себя на странице в Facebook.
С ним согласен и председатель Совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Зайцев.
"На мой взгляд, самое главное, не следовало бы правовое, я бы даже сказал, бытовое происшествие, переводить в плоскость межнациональных, межконфессиональных отношений. Мы держим ситуацию на контроле и готовы принять самое активное участие в защите прав сторон, потому что сторон было две: сотрудники правоохранительных органов и представители молодёжи", - приводит слова Зайцева "МТРК Краснодар".
Читатели "Кавказского узла" поддержали дискуссию о лезгинке
Среди танцующих на улицах кавказские танцы много агрессивных молодых людей, считает часть читателей "Кавказского узла", оставивших свои комментарии под постом Наимы Нефляшевой о лезгинке. Запрет исполнять лезгинку на земле своих предков незаконен, уверены другие.
В постсоветский период восприятие лезгинки изменилось, считает старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, автор блога на "Кавказском узле" " Северный Кавказ сквозь столетия " Наима Нефляшева. "Когда-то этот танец своей сдержанностью и искрометностью, бешеной мужской энергетикой, парением над суетой восхищал весь СССР, вдохновлял и русских композиторов, и профессиональных хореографов. <...> Если оставить в стороне те случаи, когда лезгинку шумно и нахально танцевали на трассах или среди ночи, нарушая сон и покой жителей окрестных домов, а говорить только о танцах в парках, на студенческих дискотеках, на курортах, как это и было в Геленджике, будет интересно разобраться, почему за 10 лет лезгинку накачали такими негативными и агрессивными смыслами для социума, которые она никогда не несла", - написала 14 августа Наима Нефляшева в своем посте "О лезгинке в Геленджике"."Лезгинка воспринимается как некоторая стандартная сцена из жизни. Джигиты соперничают из-за девушки, наскакивая друг на друга, как петухи, затем она останавливает соперничество и удаляется с избранником. Конечно, события могут развиваться и по другому сценарию. В любом случае это борьба за существование. Кто-то выживает в этой борьбе и продолжает род, а кто-то попадает, например, в тюрьму ...Такова жизнь. Лезгинка говорит нам - танцуй, … если жить хочешь. Можно сказать, что у каждого своя лезгинка", - рассуждает Res.
"Бедные адыги - на своей родной земле танцевать не пускают. Терпите братья, что я могу сказать)", - написал, в частности читатель под ником Nikodim.
"Да тут дело и не в лезгинке, а в том, что петь, танцевать, радоваться или скорбеть можно скоро будет только по разрешению начальства", - отмечает tiotia.
"Эти танцы … за пределами своих регионов мало имеют общего с народным творчеством. ... важен не сам танец, а его воздействие на окружающих. У себя они не танцуют, потому что это как-то не принято беспричинно танцевать в отсутствии праздников", - пишет Бэн Джойс.
"Сами по себе танцы и другие культурные явления направлены внутрь этноса, но когда есть почва, в данном случае почва кавказофобии, то любое культурное внутреннее явление начинает пугать, рождать ужас, заставляет искать защиту. И тут не важно, открыто ли данное культурное явление или спрятано, или едва заметно. Раздражать будет сам вид, само молчание. Тот, кто ищет ужас перед другим народом, тот его находит и в танце, и в молчаливой улыбке", - считает Игорь Сажин.