Фильм 2011 года «Таинственный Альберт Ноббс» (режиссер - Родриго ГАРСИА) с первых же кадров несколько раз подряд ставит в тупик, вернее ему удается нас провести. Сначала кажется, что мы плавно и гармонично погружаемся в атмосферу «Госфорд парка» (2001) Роберта ОЛТМЕНА или сериала «Аббатства Даунтон», на момент премьеры «Альберта Ноббса» уже начавшегося с закулисьем выверенной до мелочей жизни отеля XIX века. Затем начинаем думать, что это ярко выраженная история трансгендерных явлений наподобие «Девушки из Дании» (2015) Тома ХУПЕРА. Но на самом деле мы имеем дело даже не с драмой феминистского толка, а с самой настоящей человеческой драмой – без примесей и измов.
Кратко описывая фабулу «Таинственного Альберта Ноббса», надо сказать, что действие разворачивается в 1898 году в Дублине. В центре повествования – официант Альберт Ноббс, ему чуть более сорока, и он уже успел поработать в лучших заведениях Англии и Ирландии. Личной жизни у него нет, все свободные вечера проводит в своей комнате наверху, пересчитывает сбережения, сложенное жалованье и чаевые. Такая невзрачная жизнь, незаметность, в том числе среди коллег, - это то, чего добивается герой. Потому что на самом деле он - женщина, которая уже почти 30 лет выдает себя за мужчину.
Безусловно, это не просто история о переодевании и маскарадной маске, сросшейся с лицом. На самом деле, на мой взгляд, это история о том, что под маской, осталось ли вообще под ней что-нибудь. Даже не всегда можем понять, видим ли мы женщину, вынужденную притворяться мужчиной, или женщину, уже привыкшую вести себя и думать как мужчина, с трудом вспоминающую о том, кем она когда-то была. Страх разоблачения подавляет все остальное. И то, насколько изуродовано бытие, психика главной героини (героя?), мы видим в той единственной сцене, где она надевает платье.
Поразительность перевоплощений поражает зрителя не только в самой героине, но и в сыгравшей ее Гленн КЛОУЗ. Она гениальна в образе Альберта Ноббса, женщины, которая забыла свое настоящее имя. Многофазовая оптика главной героини в конце фильма оставляет нас все в том же замешательстве, которое в начале картины возникало в связи с ее жанровой принадлежностью.
Можно было бы сказать, что «Таинственный Альберт Ноббс» - это социальная драма, если бы в объективе режиссера так пристально не рассматривалась история одного человека, его души, его трагедия. Этот фильм выдержан в лучших традициях литературы и такой родной для нас темы маленького человека: страдание, вызванное определенными (на тот момент непреодолимыми) устоями общества, настолько ощутимо и ярко в судьбе незаметного для окружающих персонажа, что кажется, наполняет его безрадостную жизнь определенным смыслом.
Мужское/женское
Фото: www.goryankakbr.ru
Источник: Газета Горянка
19.07.2017 10:48