Предлагаемые изменения в законодательство не урегулируют в полной мере особенности деятельности ТОС

К такому выводу пришли в Общественной палате КБР по результатам общественной экспертизы соответствующих законопроектов.

 

Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики рассмотрены проекты федеральных законов «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации» (законопроект № 1) и «О внесении изменения в главу 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации» (законопроект № 2) и отмечается следующее.

 

Согласно пояснительным запискам, законопроекты подготовлены в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1-а Перечня поручений Президента РФ от 7 сентября 2017 г. № Пр-1773. Правительству РФ поручено представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) как некоммерческой организации (далее – НКО), предоставление ТОС мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных НКО –исполнителей общественно полезных услуг.

 

По мнению членов Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка, предлагаемые законопроектами меры позволят обеспечить исполнение указанного поручения Президента РФ, но не в полной мере, по следующим причинам.

 

Из законопроекта № 1 неясно, распространяется на ТОС Федеральный закон от 12 января 2006 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» или нет. Пункт 3 ст. 3 указанного Федерального закона не исключает этого. В связи с этим следует отметить, что между указанным Федеральным законом и ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеется противоречие. В соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления. Но для регистрации ТОС в качестве юридического лица п. 5 ст. 13.1Федерального закона«О некоммерческих организациях» не указывает на необходимость представления в уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций государственный орган документа о регистрации устава ТОС в органе местного самоуправления. При этом уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных п. 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (п. 5.1 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Таким образом, неясно, может ли ТОС зарегистрироваться как НКО и юридическое лицо, если не будет регистрации в органе местного самоуправления.

 

Заместитель председателя комиссии Расул Караев подчеркнул, что в соответствии с ч. 2. ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ, ТОС может осуществляться непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОС. Органы ТОС, согласно ч. 4 этой же статьи, избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. «Из указанных положений можно сделать вывод, что уставом ТОС вместо собрания или конференции граждан может быть определен другой высший орган его управления. Таким образом, Федеральный закон № 131-ФЗ собрания и конференции граждан рассматривает как формы ТОС, а не как обязательные высшие органы его управления. Законопроект № 2 следовало бы дополнить изменением в ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающим, что собрания и конференции являются высшими органами управления ТОС», - заключил член Палаты.

 

Помимо этого, эксперты отметили, что законопроекты не устанавливают порядок создания ТОС в качестве юридического лица и требования к учредителям. Поэтому вполне резонно у правоприменителей могут возникнуть вопросы: кто может быть учредителем ТОС как НКО – только лица, зарегистрированные по месту проживания, или могут быть также лица, зарегистрированные по месту пребывания на соответствующей территории, и достигшие 16 лет (как имеющие право на участие в собрании или конференции жителей) или достигшие 18 лет как полностью дееспособные лица, какое требуется количество учредителей и т.д.

 

Действующее законодательство не содержит и рассматриваемые законопроекты не предлагают особенностей реорганизации и ликвидации ТОС. Представляется, что ТОС вследствие специфики своей деятельности не может быть реорганизовано в форме преобразования в другую организационно-правовую форму. Решение о ликвидации ТОС должно быть принято только на собрании или конференции граждан. Оно должно содержать распоряжения относительно использования оставшихся после ликвидации средств и имущества ТОС (за исключением бюджетных средств и используемого государственного и муниципального имущества, а также имущества других лиц), которые должны быть использованы на решение вопросов местного значения на территории деятельности ликвидированного ТОС. Законопроект № 1 должен быть дополнен соответствующими положениями.

 

Предлагаемая законопроектом № 2 новая ст. 65.1 «Поддержка территориального общественного самоуправления органами государственной власти и органами местного самоуправления» Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривает возможность установления субъектами РФ и муниципальными образованиями других форм поддержки наряду с установленными в ней. Это противоречит п. 4 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», который предусматривает такую возможность для социально ориентированных НКО.

 

Предлагаемая новая ст. 65.1 Федерального закона № 131-ФЗ также предусматривает не все меры поддержки, предусмотренные п. 3 ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для социально ориентированных НКО - исполнителей общественно полезных услуг. Это не соответствует поручению Президента РФ, во исполнение которого разработан законопроект. Не указаны следующие меры поддержки: предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах; предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

 

Законопроект № 2 также предусматривает оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления поддержки только ТОС, зарегистрированным в качестве юридического лица. Полагаем, что такие меры поддержки, как имущественная, информационная, консультационная, а также в области подготовки и дополнительного профессионального образования добровольцев могут оказываться всем ТОС, а не только зарегистрированным в качестве юридического лица.

 

Часть 8 предлагаемой законопроектом № 2 новой ст. 65.1 не указывает на возможность оказания информационной поддержки ТОС путем предоставления им необходимой для их деятельности информации.

 

Законопроектом № 2 не устраняется противоречие между ч. 8 ст. 27 и ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ о возможности проведения самообложения на территории осуществления деятельности ТОС. Согласно ч. 8 ст. 27, ТОС могут осуществлять отдельные виды хозяйственной деятельности за счет средств граждан, которые по сути являются средствами самообложения граждан. В то же время, согласно ст. 56Федерального закона, самообложение проводится только на территории муниципального образования в целом.

 

Заключение по результатам общественной экспертизы законопроектов направлено в Общественную палату России.

 

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

 

Проекты Общественной палаты КБР

 

 
По теме
Сведения о результатах проведенной проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Управлением Роспотребнадзора по К абардино-Балкарской Республике За период:
В детстве никто не обходился без синяков и ссадин. В большинстве случаев причиной их приобретения были прогулки во дворе.
Прокуратура района провела проверку исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере защиты и поддержки социально незащищенных категорий граждан.
Прокуратура района провела проверку исполнения органами государственной власти и местного самоуправления законодательства в сфере защиты и поддержки социально незащищенных категорий граждан.
При поддержке прокуратуры республики и министерства по делам молодежи в Молодежном центре «Нарт» открылась выставка военного фотокорреспондента «Российской газеты» Владимира Аносова «Донбасс глазами очевидцев».
Прокуратурой района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении жителя республики, обвиняемого в совершении 7 эпизодов преступлений, предусмотренных ч. 2,3,4 ст.
Прокуратурой района проведена проверка требований законодательства в сфере реализации национальных проектов.
Прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Фатимой Ульбашевой проведен семинар с государственными гражданскими служащими Министерства экономического развития Кабардино-Балкар
Информацию о налоговой задолженности можно получать по СМС и электронной почте - УФНС России Управление ФНС России по КБР напоминает, что у налогоплательщиков появилась возможность оперативно получить информацию о возникшей недоимке и задолженности перед бюджетом по пеням, штрафам,
УФНС России
В детстве никто не обходился без синяков и ссадин. В большинстве случаев причиной их приобретения были прогулки во дворе.
Роспотребнадзор
«День пожарной безопасности» в Псыгансу - Урванский район В прошлом году в сельском поселении Псыгансу произошло 13 пожаров, в результате которых 1 человек получил травмы различной степени тяжести, а жители понесли материальный ущерб.
Урванский район
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Строки над вершинами гор - Газета Горянка Где отмечать Всемирный день поэзии? Члены литературного клуба «Жан» для себя этот вопрос решили еще в 2018 году, когда были проведены первые «Чтения на Чегете».
Газета Горянка
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ - Газета Горянка Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным.
Газета Горянка
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария