Маяковский продолжается

Маяковский продолжается
Фото: www.kbpravda.ru

Перелистывая страницы истории советской литературы, невольно останавливаешься на имени «агитатора, горлана и главаря», выдающегося поэта Владимира Владимировича Маяковского. Его творчество оказало несомненное влияние на развитие и наших литератур – кабардинской и балкарской.
По месту рождения он наш кавказский земляк, как бы впитавший в себя и наше горское пылкое, темпераментное отношение к жизни. Его эмоциональность, порывистость, бескомпромиссность видны в движении души, каждом флюиде сердца, каждой строке. Она видна и в его отношении к своре «рвачей и выжиг», тех, кто только во благо себя использовал эти самые блага. Тема актуальная в нашем сегодняшнем бытии.
Ранее и сегодня вокруг имени Владимира Маяковского образовался некий обывательский фон, некое брезгливое «фи!» в отношении его поэзии, той, которая могла поднять и поднимала класс, теперь уже потерявший свои берега. Расплывшийся и обесточенный, этот некогда локомотив и форвард эпохи советских, социалистических свершений, сегодня дрейфует мимо некогда дарованного ему революцией берега.
Во времена Маяковского авторитет рабочего, рабочих профессий, всего ареала труда был на той высоте, на которую, повторимся, вознесла его страна и тот социальный уклад, за утверждение которого, не жалея жизни, боролись те, кого в народе от века называли солью земли. И по праву.
Разумеется, возвращаясь к имени поэта, невольно вспоминаешь, сколь высок и понятен он был для некоторых из нас, которые вопреки всё тому же обывательскому неприятию отдавали и отдают дань его величию, благородству его гражданских и нравственных устремлений. Во главу угла которых свободно ложатся некрасовские строки: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». 
Лирика поэта, по социальному заказу в определённое время, пока Маяковского пытались изучать в средней школе и вузах, всегда была как бы закрыта от читателя. Не потому ли читателя у Маяковского было до обидного мало. Лирические посвящения любимой Татьяне Яковлевой, его поэма «Про это» и многие произведения, способные растопить сердца, были известны малому кругу читателей, оставались вне пределов их интересов. Откровенно говоря, личность и творческие искания Маяковского и по сей день воспринимаются сквозь клишированные представления о нём. По словам одного из авторитетных наших коллег А. Кондрашова, поэт «…интересен и загадочен сейчас не меньше, чем пятьдесят-сто лет назад».
Впрочем, мы остаёмся равнодушными не только к Маяковскому, но и к именам многих выдающихся литераторов, на творчестве которых активно развивалось и мужало наше национальное художественное слово. В этом ряду учителей первого поколения кабардино-балкарских творцов новописьменной литературы, конечно же, стоит имя Владимира Маяковского. Однако не в пример им современные национальные литературы где-то обходятся без уроков Маяковского, но те же первопроходцы кабардино-балкарской литературы с неизменным интересом обращались к творчеству Маяковского и активно работали над переводами его произведений на родные языки. Творчество Владимира Маяковского некогда питало своими соками и новаторской поэтикой воображение первого поколения поэтов и писателей не только Кабардино-Балкарии, но и других соседних республик. Это в особенности касается переводов и навеянных творчеством поэта произведений А. Шогенцукова, Б. Гуртуева, М. Афаунова, А. Хавпачева, 
С. Макитова, М. Гулиева, М. Канукоева, Б. Куашева, Х. Кубанова, К. Отарова, М. Пшенокова, З. Тхагазитова и др.
Не в пример поколению их первых представителей младописьменных, кабардино-балкарских, поэтов, активно на волне творческого горения и соперничества стремившихся работать над переводами произведений, особенно 
В. Маяковского, наше поколение оказалось достаточно индифферентным к любому самому выдающемуся поэту (писателю), некогда своими соками питавшему наше воображение, подвигвшему постичь, взять уроки, использовать в своей творческой лаборатории опыт тех, кем мы вчера ещё зачитывались и гордились. Ссылались на них в своих компиляциях, вплетали в канву творческих озарений. Впрочем, великолепная школа, не только русская, но и собственная, ныне оказалась как бы вне поля наших творческих поисков.
Какие же уроки ранее были извлечены, какие поэтические постулаты Маяковского подвигли старшее поколение писателей на создание стихотворений и поэм, проникнутых духом революционной романтики Маяковского. Ни один из вышеназванных литераторов не мог пройти мимо поэмы-завещания Маяковского «Во весь голос», в которой поэт с уверенностью заявляет, что его поэзия станет частью бытия, войдёт в жизнь, «как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима». Нам близка и позиция поэта, не стремящегося к некой нездоровой состязательности, по сути, ущербно влияющей на творческие силы: «мне наплевать на бронзы многопрудье,/ мне наплевать на мраморную слизь./ И пусть нам общим памятником будет построенный в боях социализм». Пафос созидания и борьба за лучшую долю безапелляционно звучит в той же поэме: «Мы диалектику учили не по Гегелю,/ бряцанием боёв она врывалась в стих,/ когда под пулями от нас буржуи бегали,/ как мы когда-то бегали от них».
Маяковский – весь страсть и пламя, при этом чуждый каких-либо земных благ, ибо «кроме чисто выстиранной рубашки…», ему ничего не надо. Зато надо работать на ниве поэзии, ибо изводишь «единого слова ради, тысячи тон словесной руды». Для того, как признаётся он: «Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс». Сегодня атакующий класс – условное понятие, а есть социальное размежевание, проходящее по красной линии богатые – бедные. Но пафос поэзии Маяковского, направленный на апологию народа, на его сбережение 
(А. Солженицын), жив, ощутим и конкретно обозначен. 
В. Маяковский – человек, эпатирующий буржуазию оранжевым свитером, по прошествии десятилетий стал уходить в историю; сама же судьба его точно совпала с философским словосочетанием «судьба поэта в России». Трагическая по сути.
Если Маяковский, по воспоминаниям современников, «страдает от недостатка любви», то этот недостаток компенсируется нашей памятью о нём, памятью истории литературы. Ведь перед нами гениальная фигура, ставшая заглавной в художественном сознании многотысячной и многоплемённой поэзии народов не только России. Маяковский как новатор оказал огромное влияние на всю российскую и мировую поэзию.
«В курганах книг,/ похоронивших стих,/ железки строк случайно обнаруживая,/ Вы с уважением ощупывайте их,/ как старое,/ но грозное оружие». Маяковский продолжается.

Светлана МОТТАЕВА
 
По теме
«Моей дорогой Тамарочке Коковой, грациозной девушке Кабардинских гор. Нежной и талантливой актрисе, которая, я уверен, станет гордостью кабардинского народа»,
Материальный ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия подростком, достигшим возраста 14 лет, подлежит возмещению его родителями, если у него отсутствуют доход или имущество, достаточные для его возмещения,
Кабардино-Балкарская правда
Следственным отделом ОМВД России по Урванскому району предварительным расследованием окончено и направлено в суд уголовное дело по обвинению 34-летнего ранее судимого жителя Ставропольского края   в совершении преступления,
МВД Кабардино-Балкарской Республики
Следственным управлением завершено расследование уголовного дела в отношении застройщика, обвиняемого в мошенничестве - Следственный комитет Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении руководителя ООО «Недвижимость-Нальчик»,
Следственный комитет
Выборы-2024 - Кабардино-Балкарский ГАУ Коллектив Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им.
Кабардино-Балкарский ГАУ
На базе Республиканской клинической больницы, Городской клинической больницы №1 и ЦРБ Прохладненского района прошли обучающие конференции по современным возможностям КТ ангиографии и КТ коронарных артерий в клинической практике.
Министерство здравоохранения
Как сообщает пресс-служба Минздрава КБР, врождённое изменение первого шейного позвонка имеет название – аномалия Киммерле, которая может привести к различным неврологическим и сосудистым осложнениям.
Электронная газета Кабардино-Балкария
«Моей дорогой Тамарочке Коковой, грациозной девушке Кабардинских гор. Нежной и талантливой актрисе, которая, я уверен, станет гордостью кабардинского народа»,
Электронная газета Кабардино-Балкария