В Фонде культуры кинорежиссёры Владимир Вороков и Рина Мартиросова представили свой новый фильм «Мария – царица из Кабарды». На презентации присутствовали представители интеллектуально-творческой, научной и общественной сфер деятельности.
Владимир Вороков, выступая с комментариями к киноленте, рассказал, что идея фильма была предложена Главой республики. По сути, творческая группа выполняла социальный заказ к юбилейным датам КБР, хотя интерес к личности и судьбе кабардинской княжны Кученей – Гуашаней – Марии (впрочем, как и к судьбам других выдающихся кабардинок, поднявшихся на исторический пьедестал) никогда не покидал кинорежиссёра. И не случайно он вносил и продолжает вносить параллельно с учёными свою, надо подчеркнуть, весомую лепту в прочтение истории адыгов. Ему эта тема близка и, более того, притягательна, как ни одна другая. Причём каждая созданная им лента вызывала и вызывает живой общественный интерес. С этой точки зрения на ниве художественного и документального воплощения средствами кинематографа истории народа и адыгского мира в целом Владимиру Халидовичу нет равных. Он этим живёт, этому приносит в жертву свой творческий запал.
По словам В. Ворокова, фильм «Мария – царица из Кабарды» субсидировался Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям России. Он выиграл грант департамента по кинематографии Министерства культуры РФ.
Фильм уже был показан в Волгограде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Норильске, Омске, Махачкале, Черкесске, Майкопе, Элисте, Ставрополе, Астрахани. Ленте присуждена высшая награда кинофестиваля «Голос Евразии». Кинофильм продолжает собирать победные трофеи, и верится, что они появятся и в перспективе на семи предстоящих фестивалях, куда он уже отправлен.
Из Парижа, где его просмотрели, получено письмо, в котором отмечается: «С огромным интересом и наслаждением посмотрел ваш новый фильм «Мария – царица из Кабарды». Это поистине шедевр и монумент! В фильме вы документально увековечили важнейшее историческое событие двойного значения – бракосочетание русского царя с кабардинской княжной и добровольное объединение православия с исламом. В захватывающий киноочерк органично включены свидетельства известных людей и ярких личностей, среди них Никита Михалков и Юрий Темирканов – знаменитости мирового масштаба.
Глубоко осмысленно написанный авторский текст в вашей интерпретации звучит необычайно задушевно и проникновенно, как и прекрасные поэтические строки, которые любовно произносит Рина. Фильм создан талантливо и мудро, искусно и вдохновенно. Особенно впечатляют красоты кавказской природы и Московского Кремля, полёты орла и дивные пейзажи. Бескрайнее море алых маков предстаёт как истинное чудо! «Мария – царица из Кабарды» – произведение высокого искусства. Созданный с искренней любовью и патриотизмом, этот кинодокумент будет жить вечно. Горячо поздравляю вас и весь съёмочный коллектив с важным творческим событием! Искренне желаю дальнейших успехов в популяризации славной истории и культуры Кабарды и Балкарии».
Автор этого письма Виктор Игнатов – музыкальный и балетный критик, вице-президент Международной ассоциации музыкальных критиков (Франция), вице-президент Французской ассоциации «Art studio Russie», основатель и директор веб-журнала «Афиша Париж – Европа», музыкальный обозреватель и член попечительского совета российского телеканала «Театр».
Кинофильм, который зрители увидели в Фонде культуры, поднял градус интереса как явление актуальное, резонансное, давно ожидаемое публикой. Достаточно вспомнить, насколько широко растиражировано имя кабардинской княжны, русской царицы Марии, краткие упоминания о которой встречаются у историков и литераторов Н. Карамзина, В. Ключевского, Н. Костомарова, Л. Жданова, Р. Скрынникова, А. Толстого, польского исследователя К. Валишевского и других, которые с разных точек зрения – положительных и не очень – отзывались о юной супруге царя Ивана IV.
В фильме описывается будущая роль Кученей, а затем Марии, которую её отец Темрюк Идаров, благословляя на брак с русским царём, наставлял: «Сумей сделать так, чтобы царь полюбил тебя и народ кабардинский».
Мастерское использование всей палитры кинематографических средств – таких, как синхрон, видовые изыски для достижения более выпуклой подачи образа царицы Марии, а также со вкусом подобранное музыкальное оформление с использованием церковных песнопений, архивные документы, кадры Москвы и Кремлёвских палат эпохи Ивана Грозного создают атмосферу пятисотлетней давности. Всё это можно отнести к достоинствам киноленты.
Безусловно, кинорежиссёр умеет декорировать картину в чисто вороковском духе с лирическими отступлениями, ремарками и поэтическими вставками. За кадром зритель слышит мягкий, окрашенный то всплеском чувств, то пронзительной нежностью голос Рины Мартиросовой, которая читает стихи.
Примечательны здесь синхронные записи местных учёных-историков, деятелей науки, известных представителей российской культуры и искусства. Их суждения о героине фильма – русской царице Марии Темрюковне – органично включены режиссёром в канву фильма.
После просмотра было высказано много мнений, в итоге которых фильм признан всеми выступившими одним из вершинных достижений кинорежиссёра Ворокова.
Брак царя Ивана Грозного и княжны Марии Темрюковны был назван известным историком и писателем Олегом Опрышко династическим, сослужившим добрую службу как связующее исторически важное звено в налаживании отношений русского государства со средневековой Кабардой. Олег Опрышко напомнил слова одного из историков, что «царь смотрел на неё (Марию. – ред.) и полюбил». Известен факт, что в честь актов крещения и венчания с княжной Иван Грозный преподнёс Марии золотое блюдо весом в три килограмма.
По словам же Никиты Михалкова, иные факты истории могут стираться из памяти, но следует высоко оценить, что при царствовании Ивана Грозного появилась регулярная армия, была основана Запорожская сечь, а также присоединены Казанское и Астраханское царства, значительно расширившие территорию русского государства. Эхо этих событий было отражено в киноленте Владимира Ворокова.
Народный артист РФ Борис Темирканов назвал Марию первым послом Кабарды в России, заметив, что во время просмотра фильма на его глаза наворачивались слёзы.
Роль Марии в истории налаживания русско-кабардинских отношений, безусловно, была высокой, подчеркнул уполномоченный по правам человека в КБР Борис Зумакулов, заметив при этом, что в горах Балкарии высоко оценили неординарное событие брака кабардинской княжны с русским царём.
Мария Темрюковна, по словам историка-архивиста и писателя Сафарби Бейтуганова, оказала определённое влияние на политику царя. Однако роль её в образовании опричнины до сих пор трактуется с разных точек зрения. Все «за» и «против» ещё предстоит уточнять, ведь события пятисотлетней давности требуют тщательного изучения и осмысления.
Говоря о своём произведении, Владимир Вороков заметил, что фильм «Мария – царица из Кабарды» – это лишь первая версия, и работа над ним продолжается, ибо тема и личность жены Ивана Грозного гораздо масштабнее, чем нам сегодня кажется. Интересно знать, какими были отношения супругов – царя и царицы, как он её любил, какие чувства их связывали, как она одевалась, какие тона в одежде предпочитала, став русской царицей, как преодолевала языковой барьер. Это и многое другое ещё предстоит ввести в контент темы. Владимир Вороков готов отдать свои силы раскрытию до конца образа царицы Марии в кинематографе. Он с сожалением говорит, что в истории нигде не запечатлён её образ – нет ни фотографии, ни рисованного портрета. Неудивительно – ведь прошло пять веков, но есть мировой и отечественный опыт восстановления образа по имеющимся фрагментам.
Кинофильм «Мария – царица из Кабарды» по достоинству оценён известными учёными и творческими деятелями: генеральным директором Эрмитажа М. Пиотровским, ректором СКГИИ А. Рахаевым, докторами наук Ж. Калмыковым, Ф. Хараевым, К. Дзамиховым, П. Ивановым, известными общественными деятелями П. Таовым, М. Хафицэ, Х. Сохроковым и другими. В их понимании фильм утверждает, что в давние времена «черкесы сделали правильный выбор» в пользу единения с Россией и что фильм будет способствовать углублённому изучению истории. Фильм берёт за душу, и к чему бы ни прикасался Владимир Вороков, всё оживает. Лента великолепна, и её следует показать во всех учебных заведениях республики.
В унисон с вышесказанным в финале фильма символично прозвучали слова девушки, которая сказала, что молодёжь должна знать историю своих предков. В. Вороков выразил убеждение, что имена Ивана Грозного и царицы Марии, век которой был недолгим, как бы ни пытались облить их грязью, остаются чистыми, а царь – одним из лучших монархов мира.
Следует отметить звуковое сопровождение ленты, в которой звучат хоральные церковные песнопения. Они стали отражением подлинного голоса эпохи в годы царствования Ивана Грозного и Марии Темрюковны. Отсюда и сильное эмоциональное воздействие фильма на зрителя. Киноленту «Мария – царица из Кабарды» сегодня можно смело назвать апофеозом творчества Владимира Ворокова и его съёмочной группы. Двое её участников награждены почётными знаками Международной академии творчества, которые вручил её президент Георгий Гладышев.
Итак, фильм имеет тенденцию к продолжению. Ибо первая попытка в 30-минутной киноленте рассказать обо всех перипетиях драматичной судьбы такой исторической личности, как русская царица из Кабарды Мария Темрюковна Идарова, ставшая на короткие девять лет украшением престола, – задача непростая. Но работа продолжается.
«Мария – царица из Кабарды»
Фото: www.kbpravda.ru
Источник: Кабардино-Балкарская правда
15.09.2017 10:44