Духовное наследие балкарцев и карачаевцев – бесспорно, основа традиционной морали и этики народа. Фундаментальное, всестороннее изучение его представляется весьма актуальным и своевременным в условиях насаждающейся, не всегда адекватной, идеологии. В монографии Т. Биттировой «Карачаево-Балкарская духовная литература: рукописное наследие» предпринята попытка освещения не только литературного аспекта духовной культуры этноса, но и историко-религиозного фона, вне которого невозможно исследование специфики ранних форм и типологии литератур тюркских народов Северного Кавказа, в особенности генетически идентичных – карачаевцев и балкарцев.
От схоластики к новому методу обучения («Низам сохтачылыкъ»), и далее – к арабописьменным рукописям («дефтеры») – таков диалектический путь исследовательской мысли, осложнённый задачей оформления жанровой парадигмы духовной литературы (прозаические жанры, религиозно-дидактическая поэзия, маулюты, зикиры). В контексте заявленной проблемы широкое освещение получает мусульманство, его кораническая основа. «Весь период становления ислама, – пишет исследователь, – характеризуется неустанным стремлением улучшения методики преподавания основ ислама, обучения Корану».
Достоверно (с опорой на архивные документы) описан и процесс паломничества в конце 19 – начале 20 веков. Обширный историко-культурный фон не создаёт ощущения размытости границ исследуемой проблемы, а напротив – создаёт «базу» для глубокого осмысления творчества прогрессивных деятелей религиозного просвещения – С. Чабдарова, И. Акбаева,
Л. Асанова и других. Их творчество анализируется всесторонне: с позиций художественности и документализма, не уходит из поля зрения и жанровая природа текстов.
Во введении широко трактуются предпосылки создания духовной литературы, историко-культурный фон, её истоки – фольклорные или анонимные авторские произведения как образцы религиозной литературы периода её становления, дефтери (в них было зафиксировано жанровое многообразие духовной литературы: зикири, дуа – молитвы, моулюты и др.). В четырёх главах на высоком научном уровне исследуются проблемы мусульманского просвещения, этнокультурные параметры духовной литературы и художественно-стилевые особенности жанров духовной литературы. В качестве главного литературоведческого метода в работе используется сопоставительный анализ.
Одной из самых удачных представляется четвёртая глава монографии, цельная по содержанию, логически и стилистически выдержанная – «Жанровые и внутрижанровые формы духовной литературы». Определение жанрового своеобразия той или иной литературы является одной из сложнейших проблем литературоведения (в силу нечёткости и зыбкости жанровых и внутрижанровых границ). Более или менее полное разрешение она получила в исследованиях, касающихся социалистического периода развития национальных литератур и последних десятилетий 20-го столетия. Заслуга исследователя в том, что, обработав колоссальный текстологический материал, добытый преимущественно в архивах и экспедициях, она сумела выявить и обозначить основные тенденции развития духовной литературы карачаевцев и балкарцев с точки зрения жанровой соотнесённости. «Особенности развития духовной литературы было предопределено сложностью теологической ситуации в Карачае и Балкарии, а также уровнем национальной лироэпики», – отмечает исследователь.
Не менее ценны в работе и выводы, касающиеся характера религиозной литературы как одной из духовных составляющих этнической культуры и показателя грамотности её носителя. И если учесть, что доселе не были, по справедливому утверждению автора, «определены её (духовной литературы – Ф.У.) художественные параметры, идеологические концепты, степень влияния на светскую культуру, на развитие всей парадигмы жанров и видов литературы», то значение данной работы для духовного обогащения народов велико.
В целом, монография Т. Биттировой представляет собой композиционно стройную, цельную по содержанию, логически завершённую работу и представит несомненный интерес для любой читательской аудитории: от широкого круга специалистов – филологов и культурологов, историков до всех, кто интересуется вопросами духовности и духовного наследия карачаево-балкарского и других народов Северного Кавказа.
Карачаево-балкарская духовная литература
Фото: www.kbpravda.ru
Источник: Кабардино-Балкарская правда
18.01.2017 10:33