17 сентября 2018 года в Центре культуры им. Х. С. Темирканова в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х. М. Бербекова прошли очередные Публичные обсуждения правоприменительной практики контрольной и надзорной деятельности Управления ФАС России по КБР за 3 квартал текущего года.
В рамках встречи с докладами выступили:
- руководитель УФАС России по КБР – Казбек Пшиншев;
- начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства УФАС России по КБР – Артур Куантов;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок УФАС России по КБР – Рустам Макаев.
Руководитель Кабардино-Балкарского Управления начал свое выступление с основного важного события, состоявшегося в рассматриваемом периоде – встреча Главы Кабардино-Балкарской Республики Юрия Кокова и заместителя руководителя ФАС России Алексея Доценко, в целях подписания «Соглашения о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством КБР»:
« Предметом данного Соглашения является организация взаимодействия Сторон по осуществлению мероприятий, направленных на активное содействие развитию конкуренции в Кабардино-Балкарии во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета РФ по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране, который прошел 5 апреля 2018 года».
Также он пояснил, что реализация подписанного Соглашения осуществляется со стороны Федеральной антимонопольной службы - Управлением Федеральной антимонопольной службы по КБР, а со стороны Правительства КБР – Министерством экономического развития Республики.
Далее, в соответствии с повесткой встречи, Казбек Пшиншев рассказ об итогах деятельности территориального ведомства ФАС России за 3 квартал текущего года:
- осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а именно: выявление и пресечение нарушений со стороны органов власти – статья 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также практика применения статьей 17, 17.1, 18.1 Закона о защите конкуренции.
- осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе;
- осуществление контроля в сфере соблюдения законодательства о рекламе;
- осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Далее о проблеме увеличения розничной стоимости автомобильного бензина и сжиженного газа рассказал начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства Кабардино-Балкарского Управления ФАС России Артур Куантов. В своем выступлении он дал разъяснения о причинах роста цен на нефтепродукты по стране:
«На рост стоимости нефтепродуктов влияет ряд факторов, а именно - это динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Также следует обратить внимание, что большое влияние оказывают налоги, часть которых в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%».
Артур Куантов рассказал об итогах работы Федеральной антимонопольной службы по данному вопросу:
«ФАС России проводит постоянный мониторинг цен на нефтепродукты и держит ситуацию на контроле. По результатам проводимых проверок и в случае выявления наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства ведомство принимает меры антимонопольного регулирования. Так в целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России и ее территориальные органы, в число которых входит и Кабардино-Балкарское Управление, усилен контроль на рынках реализации нефтепродуктов, проводится ежедневный мониторинг ценовой ситуации в рознице и в крупнооптовом ценовом сегменте рынка, а также отслеживаются объемы реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, проводятся плановые и внеплановые проверки нефтяных компаний участников рынков нефтепродуктов и т.д.».
Относительно розничной стоимости автомобильного топлива на территории Кабардино-Балкарской Республики, начальник отдела защиты конкуренции и контроля рекламного законодательства УФАС России по КБР подчеркнул работу межведомственной группы, созданной по поручению Главы Республики Юрия Кокова, в целях мониторинга и определения основных направлений ценообразования на розничных рынках автомобильных бензинов:
«В состав данной рабочей группы вошли представители заинтересованных органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики, Управления ФАС России по КБР, правоохранительных органов, а также представители поставщиков нефтепродуктов».
Также Артур Куантов рассказал о вступивших в силу 3 августа 2018 года изменениях в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе». Внесенные изменения увеличивают общую допустимую продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы, в детских теле- и радиопередачах не допускаются распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 Федерального закона «О рекламе». Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением ряда случаев.
В соответствии с повесткой Публичных обсуждений, о деятельности Кабардино-Балкарского Управления ФАС России в части осуществления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе рассказал ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Рустам Макаев:
«Наиболее частыми нарушениями, которые допускаются заказчиками и уполномоченными органами можно считать установление требований к участникам закупок не в соответствии с действующей редакцией законодательства. На данный момент в Федеральном законе № 44-ФЗ установлено требование к участникам, об отсутствии у участника закупки ограничений для участия, установленных законодательством РФ. Также к числу распространенных нарушений относится установление требований к первым и вторым частям заявки, которые не закреплены действующей редакцией Федерального закона».
Рустам Макаев подробно разъяснил и другие часто допускаемые ошибки заказчиков на примере рассмотренных за отчетный период дел. К подобным нарушениям также относятся:
- отсутствие всех необходимых положений и условий в проекте контракта, согласно статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- установление требования к составу и содержанию заявок с учетом ограничения предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- отклонение заявок с учетом ограничений предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- нарушения, связанные с описанием объекта закупки, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».