В салоне Мадины Саральп прошёл очередной концерт классической музыки. Композиции Микаэла Таривердиева и Валерия Гаврилина представил уже полюбившийся меломанам Нальчика дуэт Елены Гуровой (вокал) и Регины Моттаевой (фортепиано).
Первое отделение было посвящено сатирической моноопере по мотивам Бомарше на слова Роберта Рождественского «Ожидание». Имя советского композитора Микаэла Таривердиева было широко популярным в 70-80-х годах ХХ века как одно из самых ярких. В целом же, если обратиться к его творческой биографии, то одно упоминание популярного фильма «Семнадцать мгновений весны» не может не воскресить в памяти его песни к киноленте. Они продолжают занимать ведущие места в рейтинге самых популярных хитов. Их исполнитель Иосиф Кобзон до сих пор включает песни в свой репертуар.
Опера, которая звучит всего 28 минут, и высокое исполнительское мастерство певицы дали возможность публике сполна ощутить широту таривердиевского таланта, интонационное богатство которого и оригинальность стиля снискали композитору заслуженную славу. А ведь у Таривердиева не одна опера, есть балеты, симфонии, хоралы… Стоит назвать «Мандарины из Марокко» (стихи А. Вознесенского, Е. Винокурова, Е. Евтушенко, Г. Поженяна, Р. Рождественского, С. Кирсанова, М. Львовского), «Граф Калиостро» (по Л. Толстому), балеты «Герника», «Девушка и смерть» (М. Горький). Перечень можно продолжить. И всё на слова целого созвездия поэтов, в ряду которых имена М. Цветаевой, Б. Ахмадулиной и других. И сотрудничество с ведущими театрами страны, режиссёрами Б. Покровским, О. Ефремовым, А. Гинзбургом, Ю. Любимовым, М. Захаровым, Г. Волчек.
Без подобного творческого экскурса нельзя сполна ощутить удивительную харизму композитора. Не случайно Е. Гурова и Р. Моттаева обратились к его богатейшему творчеству, в котором царствуют интонационное совершенство, изысканность чувств и академизм классики. Хотя ряд критиков полагают, что Таривердиев чужд филигранной ипостаси академического письма.
Второе отделение было отдано известному российскому советскому композитору Валерию Гаврилину, автору симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, а также к кинофильмам. Исполнители выбрали вокальный цикл «Вечерок», наиболее показательное сочинение автора, пронизанное духом русской этники, преданным приверженцем которой был В. Гаврилин. Повествование, как бы это не показалось оригинальным, ведётся от имени героини, очень напоминающей пушкинскую Татьяну Ларину, влюблённую во всё, что зовётся родным краем, родным очагом.
Музыка Гаврилина отдаёт патриархальной стариной, настоянной на вековых традициях исконно русского уклада. Милая сердцу глубинная провинция, пробуждающая ассоциации очень своего, очень народного бытия. И «Вечерок», представленный Еленой Гуровой и Региной Моттаевой, сотканный из ажурного плетения мелодических переливов, прозвучал впечатляюще. А дальше – красивое сопрано Елены, представленное лубочными картинками: «Лунным светом пьяной липы», «А нежность по сердцу», «Ни да, ни нет», «Ах, мой милый Августин», «Во дни твоей любви», «До свидания», и в угоду кольцевой композиции – снова «Вечерок».
Елена Гурова передала «Вечерок» то со свойственной ей экспрессией, то с меланхолической напевностью, романтической приподнятостью и пронзительным лиризмом. Словом, всё великолепие русского характера, так точно воспроизведённого Валерием Гаврилиным.
Следует подчеркнуть, что певица в первом отделении была одета по моде 80-х годов, а во втором вышла в концертном платье.
Концерт завершился бурными аплодисментами.
От неповторимых интонаций Таривердиева – к лубочным картинкам Гаврилина
Источник: Кабардино-Балкарская правда
18.03.2016 14:40