;

Из истории празднования Нового года

Фото: sk-news.ru


По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать еще на заре цивилизации – пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии, где каждую весну улицы городов наполнялись шумными шествиями, карнавалами и маскарадами в честь верховного бога Мардука.

 

У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам.

 

В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским.

 

Календарь (лат. calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.

 

Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р. Х.

 

В 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. В VI веке римским монахом Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира.

 

Так человечество жило свыше тысячи шестисот лет, пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

 

Год – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный год определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере относительно звезд, его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический – по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность – 365,2422 суток. Изменения в годовой продолжительности за 100 лет в сутках по обоим календарям составляют +0,11x10-6 и –6,16x10-6. Очевидно, что звездный год существенно точнее тропического.


ЮЛИАНСКИЙ ИЛИ ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ?


Если сравнить юлианский и григорианский календари со звездным, окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038 процента соответственно. Таким образом, по строгим математическим расчетам получается, что юлианский календарь более точный. До сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням – JD. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

 

В России с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира.

 

До тех пор, пока росчерком пера царя-реформатора Петра Первого 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по Рождеству Христову.

 

В X–XV веках началом года на Руси считалось 1 марта.

 

С 1492 года, при великом князе Иоанне III, начало нового года – 1 сентября.

 

15 декабря 1699 года Петр I издал указ:

 

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов. По большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным (бедным) хотя по ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к первому числу генваря сего года, а стоять тому украшению по седьмое число. А в знак того доброго починания поздравлять друг друга с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет. В честь Нового года детей забавлять, на санях катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

 

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре 1-го числа января месяца.

 

Шло время, и в веке XIX все чаще народ русский, а вернее, наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые «западники») стала примериваться к западному образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах XIX века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» – вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» – таков был «железный» аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.


ЛИШНИЕ ДНИ  


В революционные годы большевики окончательно направили жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. И эти «лишние» дни привели к серьезной путанице…

 

Если раньше, по старому стилю (Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершённо, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, – то теперь главным и первым в нашей стал обычный день календаря, а праздник Рождества – как бы второстепенным. Хотя эти праздники несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.

 

Рождество Христово христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям: Православная Церковь – 25 декабря по юлианскому (7 января н.ст.), католический мир по григорианскому – 25 декабря. В России до сих пор сохранилась традиция встречать «Новых Год» по юлианскому календарю, то есть с 13 на 14 января по новому стилю - наш добрый «Старый Новый год».

     

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ЁЛКА

Без чего новогодний праздник – не праздник? Конечно же, без разукрашенной ёлки. 


Интересно, что этот обычай придумали вовсе не наши далекие пращуры, как думают многие, хотя ёлок у нас – пруд пруди.

 

Ученые говорят о том, что обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, так сказать, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, японцев, тибетцев… К примеру, кельты считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов; она олицетворяла бессмертие и вечную молодость, смелость и верность из-за своей вечнозелености. Аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов.

 

Первые наряженные ёлки появились в XVI веке на территории современной Франции. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот приятный обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

 

У нас первая ёлка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. Однако, после его смерти этот указ был позабыт.

 

Далее в канун Нового года украшали крыши лишь… питейных заведений. И скоро в народе кабаки стали называть «ёлками», а пьяниц – «ёлкиными». «Ёлочная тема» нашла отражение и в жаргоне пьянчуг: так, словосочетание «ёлку поднять» означало пьянствовать, «идти под ёлку» – идти в кабак и т.п.

 

Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в России только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной – в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку.

 

Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей – сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с "Вифлеемской звездой" на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточнение: украшением на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников.

 

В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с царским режимом.

 

Как символ Рождества, ёлку даже запретили на 17 лет.

 

Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник – но, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года…

 

С 1949 года этот день сделали нерабочим.

 

ДЕД МОРОЗ – СВЯТОЙ НИКОЛАЙ – САНТА КЛАУС

 

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз.

 

Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

 

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад.

 

Образ Деда Мороза складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, рукавицы и мешок с подарками.

 

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус.

 

А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково – Святой Николай.

 

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

 

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ 


Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

 

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

 

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям.

 

Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались – он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

 

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

 

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме – с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

 

ТРАДИЦИЯ ПОДАРКОВ


Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями – волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, – без подарков опять обойтись было невозможно.

 

А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

 

Со временем этот Санта Клаус просто «подмял» под себя и Деда Мороза (Новый год ведь второстепенный праздник), хотя и сохранил некоторые детали его внешнего вида. Сегодняшний Санта Клаус – совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

 

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал символом Рождества. Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

 

Еще через 50 лет, в 1931 году, по заказу кампании «Кока-кола» художник Хеддон Сандблом в рамках рекламной акции «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» немного «модернизировал» знакомый всем образ. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом – в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы.

 

В России, как и во всех братских странах, народ исправно празднует Новый год со старым добрым Дедом Морозом, а перепутать Святого Николая Угодника (дни празднования: 19 декабря и 22 мая) с "пепсикольным" гномом никому и в голову не взбредет.

 

 
По теме
Когда благотворительность – это благо? - КБГУ им. Х.М. Бербекова О толерантности, милосердии и, как следствие, благотворительности говорили 25 апреля со студенческой молодежью КБГУ религиозные деятели двух конфессий нашей республики: ислама и христианства.
26.04.2018
<b>Подсказка:</b> Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.<br /><br />Вы просматриваете изображения из статьи:<br /><span class="sigProPopupCaption">«Возрождение»: с уверенностью в завтрашний день</span><br /><a class="sigProDownloadLink" href="/plugins/content/jw_sigpro/jw_sigpro/includes/download.php?file=media/k2/galleries/3648/IMG_3061.JPG" download>Скачать изображение</a> - Администрация Прохладненского района    В с. п. Благовещенка состоялось событие, значимое  не только для Прохладненского района, республики, но и для всей страны – открытие «Центра реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Возрождение»,
25.04.2018
 
 
Крестный ход состоится 2 мая 2018 года: 9-00 – встреча высокопреосвященнейшего Феофилакта, архиепископа Пятигорского и Черкесского,
23.04.2018
 
Пасха к нам пришла - Благочиние Нальчикского округа 22 апреля 2018 года, в неделю святых жен-мироносиц, в Покровском храме города Прохладный состоялся детский праздник «Пасха к нам пришла».
22.04.2018
Архиепископ Феофилакт поздравил прихожанок в Нальчике - Благочиние Нальчикского округа 22 апреля 2018 года, в Неделю жен-мироносиц, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершил Божественную литургию в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины города Нальчик.
22.04.2018
Матушка Антония и нальчикский издатель Виктор Котляров удостоены медалей Русской Православной Церкви - Sk-News.Ru Настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря (село Совхозное Зольского района Кабардино-Балкарии) матушка Антония и один из руководителей нальчикского издательства М. и В.
22.04.2018
 
В Национальной библиотеке состоится «Библионочь-2018» - KbrInfo.Ru 21 апреля в 18:00 в Государственной национальной библиотеке им. Т. Мальбахова начнется общероссийская акция в поддержку чтения «Библионочь 2018», сообщили в Публичном центре правовой информации библиотеки.
20.04.2018
Глава некоммерческой организации «Амаль» на встрече с известными женщинами Нефтекумья раскрыла роль мусульманок в обществе - Sk-News.Ru В выходные в Нефтекумске состоялась встреча представителей Духовного управления мусульман Ставропольского края с жительницами городского округа по теме роли женщины в семье, обществе и религии.
18.04.2018
Следственным управлением возбуждено уголовное дело по факту гибели трех человек в поселке Кашхатау - Следственный комитет Следственным управлением Следственного комитета РФ по Кабардино-Балкарской Республике возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.
26.04.2018 Следственный комитет
6 апреля 2018 г. 316-м военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по факту нанесения 27-летнему жителю пос.
23.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
16 апреля  около 6 часов загорелись торговые павильоны рынка «Центральный».
17.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
Когда благотворительность – это благо? - КБГУ им. Х.М. Бербекова О толерантности, милосердии и, как следствие, благотворительности говорили 25 апреля со студенческой молодежью КБГУ религиозные деятели двух конфессий нашей республики: ислама и христианства.
26.04.2018 КБГУ им. Х.М. Бербекова
<b>Подсказка:</b> Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.<br /><br />Вы просматриваете изображения из статьи:<br /><span class="sigProPopupCaption">«Возрождение»: с уверенностью в завтрашний день</span><br /><a class="sigProDownloadLink" href="/plugins/content/jw_sigpro/jw_sigpro/includes/download.php?file=media/k2/galleries/3648/IMG_3061.JPG" download>Скачать изображение</a> - Администрация Прохладненского района    В с. п. Благовещенка состоялось событие, значимое  не только для Прохладненского района, республики, но и для всей страны – открытие «Центра реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Возрождение»,
25.04.2018 Администрация Прохладненского района
Культурная общественность, ценители поэзии в Государственной национальной библиотеке провели вечер памяти классика балкарской литературы, заслуженного работника культуры,
26.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
Гость нашей редакции – инспектор-делопроизводитель административно-финансового отдела Управления федерального казначейства по КБР Лиана АДЖИЕВА.
25.04.2018 Газета Горянка
Всемирный день книг и авторского права библиотеки Баксанского муниципального района отметили социально-культурной акцией «Библиосумерки-2018».
25.04.2018 Газета Горянка
29 апреля отмечается Международный день танца. Кто-то посвящает ему всю жизнь, а кто-то танцует для удовольствия, улучшения здоровья и просто  самовыражения.
25.04.2018 Газета Горянка
Инвапутешествие по-английски с Тони Джайлс - Sk-News.Ru Незрячий путешественник из Лондона Тони Джайлс, объехавший более 120 стран, 24 апреля побывал в Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского, сообщили sk-news.ru активисты библиотеки.
27.04.2018 Sk-News.Ru
<b>Подсказка:</b> Наведите курсор на верхнюю часть правой или левой стороны картинки, для просмотра следующего или предыдущего изображения.<br /><br />Вы просматриваете изображения из статьи:<br /><span class="sigProPopupCaption">Форум муниципального спорта</span><br /><a class="sigProDownloadLink" href="/plugins/content/jw_sigpro/jw_sigpro/includes/download.php?file=media/k2/galleries/3654/DSCF2323.jpg" download>Скачать изображение</a> - Администрация Прохладненского района В минувшую субботу до позднего вечера главная спортивная арена города Прохладного, словно переполненная чаша бурлила спортивными страстями.
26.04.2018 Администрация Прохладненского района
В Москве прошёл одиннадцатый межрегиональный турнир первой группы Национальной студенческой футбольной лиги (НСФЛ) сезона 2017-2018.
26.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
95-летию физкультурно-спортивного общества «Динамо» посвятили открытое первенство Кабардино-Балкарии по современному пятиборью, инициированное республиканской спортивной организацией и Федерацией современного пятиборья КБР.
26.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
Нальчикская  СШОР по футболу (директор  Мурат Хамгоков) совместно с управлением по физической культуре, спорту и делам молодёжи администрации г.о.
16.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Махачкале на стадионе «Труд» прошёл первый Кубок СКФО по регби-7. В соревнованиях приняли участие восемь мужских команд из Чечни, Дагестана, Северной Осетии-Алании и Кабардино-Балкарии.
16.04.2018 Кабардино-Балкарская правда
23 апреля 2018 года в 15 часов 50 минут 50-летний водитель на автомашине Мерседес, двигаясь по улице Калюжного в Нальчике, напротив дома №23, допустил наезд на 10-летнего школьника,
26.04.2018 Городской округ Нальчик
   В данном корпусе располагаются четвертое и пятое мужские отделения РПНД, предназначенные для психически больных с сопутствующим туберкулезом.
25.04.2018 Министерство здравоохранения