Новости города БезФормата.Ru
Нальчик
Главные новости
 
Задать вопрос?

Из истории празднования Нового года

Из истории празднования Нового года - Sk-News.Ru
Фото: sk-news.ru


По мнению ученых, новый год человечество стало отмечать еще на заре цивилизации – пять тысяч лет назад. Этот обычай зародился в древней Месопотамии, где каждую весну улицы городов наполнялись шумными шествиями, карнавалами и маскарадами в честь верховного бога Мардука.

 

У вавилонян эту праздничную традицию переняли греки, затем она перешла к римлянам.

 

В 46 году до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь преобразовал календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю. Его, естественно, стали называть юлианским.

 

Календарь (лат. calendarium) – в буквальном смысле долговая книга. В таких книгах указывались первые дни каждого месяца – календы, когда в Древнем Риме должники платили проценты.

 

Год по юлианскому календарю состоит из 365,25 суток. Счет по новому календарю начался с 1 января (в этот день римские консулы вступали в свою должность) 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году). Летоисчисление вели тогда от «основания Рима» — 747 год до Р. Х.

 

В 325 году на I Вселенском (Никейском) соборе юлианский календарь был принят и Христианской Церковью. В VI веке римским монахом Дионисием Малым впервые было предложено так называемое «Христово летоисчисление» (точкой отсчета новой эры стали считать Рождество Христово), которое до сего времени применяется в большинстве стран мира.

 

Так человечество жило свыше тысячи шестисот лет, пока в 1582 году папа Римский Григорий XIII не решил реформировать старый календарь (пытаясь справиться с неизбежными календарными погрешностями) и ввел в обиход новый, «григорианский», по которому сейчас ведет временной отсчет весь западный мир. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Разница между старым и новым стилями тогда составляла 10 суток.

 

Год – это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Ученые определяют этот период по-разному. Самыми точными являются «звездный» и «тропический» годы. Звездный год определяют по видимому годичному обороту Солнца по небесной сфере относительно звезд, его продолжительность составляет 365,2564 суток. Тропический – по времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия, его продолжительность – 365,2422 суток. Изменения в годовой продолжительности за 100 лет в сутках по обоим календарям составляют +0,11x10-6 и –6,16x10-6. Очевидно, что звездный год существенно точнее тропического.


ЮЛИАНСКИЙ ИЛИ ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ?


Если сравнить юлианский и григорианский календари со звездным, окажется, что от последнего они отличаются на 0,00175 и 0,0038 процента соответственно. Таким образом, по строгим математическим расчетам получается, что юлианский календарь более точный. До сего времени для ряда расчетов астрономы применяют старый стиль, а в любом астрономическом ежегоднике мира счет дней приводится по «юлианским» дням – JD. Также юлианским календарем пользуется и историки, когда имеют дело с большими промежутками времени.

 

В России с принятием христианства в X веке был введен в обиход юлианский календарь, однако летоисчисление велось от сотворения мира.

 

До тех пор, пока росчерком пера царя-реформатора Петра Первого 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом по Рождеству Христову.

 

В X–XV веках началом года на Руси считалось 1 марта.

 

С 1492 года, при великом князе Иоанне III, начало нового года – 1 сентября.

 

15 декабря 1699 года Петр I издал указ:

 

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 генваря по примеру всех христианских народов. По большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а людям скудным (бедным) хотя по ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к первому числу генваря сего года, а стоять тому украшению по седьмое число. А в знак того доброго починания поздравлять друг друга с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет. В честь Нового года детей забавлять, на санях катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

 

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре 1-го числа января месяца.

 

Шло время, и в веке XIX все чаще народ русский, а вернее, наиболее «прогрессивная» часть интеллигенции (так называемые «западники») стала примериваться к западному образу жизни. Рано или поздно, дошло дело и до нового стиля, что встретило в 90-х годах XIX века сопротивление большинства членов Русского астрономического общества. «Какая в этом необходимость?» – вопрошало ученое сообщество. «Чтобы от Европы не отставать!» – таков был «железный» аргумент меньшинства, остававшегося таковым до 1918 года.


ЛИШНИЕ ДНИ  


В революционные годы большевики окончательно направили жизнь в западное русло, добавив декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года в календарь уже 13 дней. И эти «лишние» дни привели к серьезной путанице…

 

Если раньше, по старому стилю (Русская Православная Церковь придерживается его и по сей день), все шло своим чередом, логично и завершённо, – Рождественский пост предшествовал великому празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней встречали очередной Новый год, – то теперь главным и первым в нашей стал обычный день календаря, а праздник Рождества – как бы второстепенным. Хотя эти праздники несопоставимы: день, когда родился Спаситель, и день начала очередного календарного года.

 

Рождество Христово христиане отмечают вот уже две с небольшим тысячи лет. По разным календарям: Православная Церковь – 25 декабря по юлианскому (7 января н.ст.), католический мир по григорианскому – 25 декабря. В России до сих пор сохранилась традиция встречать «Новых Год» по юлианскому календарю, то есть с 13 на 14 января по новому стилю - наш добрый «Старый Новый год».

     

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ЁЛКА

Без чего новогодний праздник – не праздник? Конечно же, без разукрашенной ёлки. 


Интересно, что этот обычай придумали вовсе не наши далекие пращуры, как думают многие, хотя ёлок у нас – пруд пруди.

 

Ученые говорят о том, что обычаю украшать вечнозеленое деревце уже более двух тысяч лет. Своими корнями, так сказать, он уходит в языческую мифологию и культуру кельтов, японцев, тибетцев… К примеру, кельты считали, что ель – священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов; она олицетворяла бессмертие и вечную молодость, смелость и верность из-за своей вечнозелености. Аналогичные по смыслу верования были и у восточных народов.

 

Первые наряженные ёлки появились в XVI веке на территории современной Франции. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот приятный обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России.

 

У нас первая ёлка появилась благодаря Петру I, любителю голландских и немецких нововведений. Однако, после его смерти этот указ был позабыт.

 

Далее в канун Нового года украшали крыши лишь… питейных заведений. И скоро в народе кабаки стали называть «ёлками», а пьяниц – «ёлкиными». «Ёлочная тема» нашла отражение и в жаргоне пьянчуг: так, словосочетание «ёлку поднять» означало пьянствовать, «идти под ёлку» – идти в кабак и т.п.

 

Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в России только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной – в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным традициям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, урожденной Шарлотты Прусской, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку.

 

Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей – сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице с "Вифлеемской звездой" на верхушке зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно. Уточнение: украшением на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников.

 

В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года, когда вследствие борьбы с «опиумом для народа» стали уничтожаться любые традиции, сохранявшие хоть какую-то связь с царским режимом.

 

Как символ Рождества, ёлку даже запретили на 17 лет.

 

Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник – но, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года…

 

С 1949 года этот день сделали нерабочим.

 

ДЕД МОРОЗ – СВЯТОЙ НИКОЛАЙ – САНТА КЛАУС

 

Во многих странах мира символом Нового года до недавнего времени был Дед Мороз.

 

Каждый народ называл его по-своему, иногда очень смешно: Йолупукки (финны), Дэда Мраз (хорваты), Ноэль Баба (турки), Пер Ноэль (французы).

 

Кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой существовал всегда, однако символом новогодних праздников он стал лишь около 200 лет назад.

 

Образ Деда Мороза складывался постепенно, и каждый народ вносил в него что-то свое исконное, но обязательными его атрибутами были белые усы и борода, рукавицы и мешок с подарками.

 

Вот, собственно, из-за этого самого мешка с подарками и произошла очередная путаница, приведшая к тому, что в Англии и Америке традиционного Деда Мороза стали называть… Санта Клаус.

 

А потом и во многих других странах так же: Санта Николас (в Бельгии), Святы Микалаус (в Чехии), Сайте-Каас или Синтер Клаас (в Голландии). Все эти имена переводятся на русский язык одинаково – Святой Николай.

 

Кто же был этот самый святой Николай, которого почитают во всем мире, хотя и в абсолютно придуманном образе? Ответ на этот вопрос дает его жизнеописание или, говоря церковным языком, его житие.

 

СВЯТОЙ НИКОЛАЙ 


Будущий святой родился около 270 года в городе Патаре, в Ликии, на южном берегу Малой Азии (сейчас это территория Турции). Его родители были знатны и богаты, но до глубокой старости не имели детей. По их горячим молитвам Господь даровал-таки им сына, которого они назвали Николай, что значит «побеждающий народ».

 

С юных лет почти все свое время мальчик проводил в церкви, в более зрелом возрасте принял сан священника. Когда его родители умерли, оставив Николаю богатое наследство, для него не было никакого сомнения в том, что оно должно быть употреблено для помощи нуждающимся. Такой случай вскоре представился.

 

Неподалеку проживал некогда знатный и богатый человек, впавший теперь в крайнюю нужду. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он решился на крайнюю меру: поступиться честью своих трех красавиц-дочерей. Узнав об этом, святой Николай решил им помочь. Трижды по ночам он подкрадывался к их убогому жилищу и бросал в окно по мешочку с золотом. Вскоре все сестры удачно вышли замуж, торговые дела купца пошли на лад, и он в свою очередь стал тоже помогать людям.

 

Когда Николая возвели в сан епископа города Миры, он остался таким же добрым, отзывчивым и заботливым. Двери его дома не закрывались – он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам; был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

 

Святой Николай скончался в 342 году, но его кончина не прекратила благодеяний: бесчисленные чудеса, одно удивительнее другого, не переставали и не перестают совершаться для всех, кто призывает его святое имя.

 

Особое почитание святого Николауса в Германии началось уже c VI века, в Риме – с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.

 

ТРАДИЦИЯ ПОДАРКОВ


Но вот незадача: когда через две с небольшим недели затем наступало Рождество Христово со своими «подарочными» традициями – волхвы, нашедшие с помощью путеводной звезды Младенца Христа, преподнесли Ему в дар золото, ладан и смирну, – без подарков опять обойтись было невозможно.

 

А потому со временем обе эти «подарочные» традиции соединились воедино, став в конечном итоге непременным атрибутом рождественского праздника. А святой Николай превратился в… доброго волшебника, дарящего детям подарки (эпизод из его жизни с мешочками золота) и исполняющего их заветные желания. И уже с Х века немецких детей поздравлял именно Санта Клаус, в Польше с XIII века уже от его имени в школах раздавали стипендии.

 

Со временем этот Санта Клаус просто «подмял» под себя и Деда Мороза (Новый год ведь второстепенный праздник), хотя и сохранил некоторые детали его внешнего вида. Сегодняшний Санта Клаус – совместное детище голландцев (так сказать, законодателей «моды»), американцев и англичан. Над ним мучились долго: то закутывали в плащ, то придавали ему облик стройного курильщика-трубочиста, подбрасывающего свои подарки через дымоходы, то изображали с пышными бакенбардами, одетым в меха с головы до ног… Бороду нарисовал ему в 1860 году американский художник Томас Найт. Затем его одели в красную шубу, отороченную мехом. Образ добродушного толстяка с непременным мешком с подарками придумал англичанин Тенниел.

 

А потом как-то незаметно этот вездесущий Санта Клаус стал символом Рождества. Первое его появление в этом качестве случилось в 1885 году в Америке: на первой рождественской поздравительной открытке (по примеру англичан) уже был нарисован он – в красных мантии и шапочке, с белыми бакенбардами и густыми бровями, с красным носом и мешком, полным подарков.

 

Еще через 50 лет, в 1931 году, по заказу кампании «Кока-кола» художник Хеддон Сандблом в рамках рекламной акции «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» немного «модернизировал» знакомый всем образ. Он придумал некий гибрид гнома с Дедом Морозом – в красном колпаке с белой опушкой и красных же коротком кафтане и штанах с бутылкой кока-колы.

 

В России, как и во всех братских странах, народ исправно празднует Новый год со старым добрым Дедом Морозом, а перепутать Святого Николая Угодника (дни празднования: 19 декабря и 22 мая) с "пепсикольным" гномом никому и в голову не взбредет.

 

Архиепископ Феофилакт принял участие в торжествах Дня славянской письменности и культуры в Москве - Благочиние Нальчикского округа24 мая 2017 года, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт,
27.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
День славянской письменности в Кабардино-Балкарии - Благочиние Нальчикского округа24 мая 2017 года в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских в Кабардино-Балкарской республике прошли мероприятия, приуроченные ко Дню славянской письменности.
27.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Юрий Коков поздравил мусульман с наступлением священного месяца Рамадан - РИА Кабардино-БалкарияГлава Кабардино-Балкарии Юрий Коков поздравил мусульман с наступлением священного месяца Рамадан, - сообщает пресс-служба главы и правительства КБР.
26.05.2017 РИА Кабардино-Балкария
Верховный суд России сегодня оставил в силе решение о признании местной религиозной организации Свидетели Иеговы в Черкесске экстремистской.
26.05.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
Молодежный антикоррупционный форум - Благочиние Нальчикского округа23 мая 2017 года в Центре культуры Х.С. Темирканова, ГУК КБГУ города Нальчика прошел молодежный антикоррупционный форум «Коррупция в образовании: проблема,
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Священник и прихожане помогли собрать подарки для детей - Благочиние Нальчикского округа22 мая 2017 года отделение психолого- педагогической помощи семье и детям ГКУ «КЦЗСОН» в Прохладненском районе, по благословению настоятеля Михайловского храма станицы Солдатской иерея Евгения Молдованова,
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Архиепископ Феофилакт сослужил Святейшему Патриарху в день памяти святителя Николая - Благочиние Нальчикского округа22 мая 2017 года, в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу,
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Мудрое слово древней Руси - Благочиние Нальчикского округаЕжегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры.
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Делегация Черекского муниципального района посетила Свято-Троицкий монастырь - Благочиние Нальчикского округаВ минувшую субботу в райцентр Зольского муниципального района – Залукокоаже прибыла делегация Черекского муниципального района – глава местной райадминистрации Борис Муртазов, и.о.
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Стартовал XIX конкурс «Казачьему роду - нет переводу» - Благочиние Нальчикского округа17 мая 2017 года в городе Новопавловске стартовал традиционный конкурс «Казачьему роду - нет переводу».
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Архиепископ Феофилакт принял участие в торжествах в Татарстанской митрополии - Благочиние Нальчикского округа21 мая 2017 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, в сонме архипастырей Русской Православной Церкви,
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
В Никольском храме Прохладного почтили перенесение мощей святителя - Благочиние Нальчикского округа22 мая 2017 года, в день перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бар, в Никольском храме города Прохладного состоялось праздничное богослужение, праздничное богослужение возглавил настоятель протоиерей Андрей Маршалкин.
26.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
Зольский и Черекский районы заключили соглашение о сотрудничестве - Кабардино-Балкарская правдаВ начале февраля по инициативе главы местной администрации Зольского района Р. Гятова в Кашхатау было подписано соглашение о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии между Зольским и Черекским районами.
25.05.2017 Кабардино-Балкарская правда
Религия - ровесница человечества. Христианство возникло во второй половине 1-го века нашей эры в Малой Азии.
24.05.2017 Администрация г. Прохладный
Мероприятия в Международный день памяти умерших от СПИДа - Благочиние Нальчикского округа19 мая 2017 года штатный священник собора святой равноапостольной Марии Магдалины города Нальчика иерей Константин Осипов принял участие в ежегодных мероприятиях.
20.05.2017 Благочиние Нальчикского округа
22.05.2017 начальник Управления Жантемир Кужонов принял участие в заседании Правления Нотариальной палаты Кабардино-Балкарской Республики - Министерство юстиции22.05.2017  начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) Жантемир Кужонов и начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,
26.05.2017 Министерство юстиции
Ежегодно 26 мая бизнес-сообщество страны отмечает профессиональный праздник – День российского предпринимательства, учреждённый Указом Президента РФ в 2007 году.
26.05.2017 Кабардино-Балкарская правда
В горах КБР проходит спасательная операция - РИА Кабардино-БалкарияГруппа спасателей вышла на помощь альпинисту, сорвавшемуся со скал при восхождении на Эльбрус, - сообщает в пятницу пресс-служба ГУ МЧС по Кабардино-Балкарии.
26.05.2017 РИА Кабардино-Балкария
Сегодня в Нальчике состоялась двусторонняя встреча Главы Кабардино-Балкарии Ю.А.Кокова и Первого заместителя Министра РФ по делам Северного Кавказа О.Х.Байсултанова - Глава КБРСегодня в Доме правительства состоялась двусторонняя встреча  Главы КБР  Ю.А.Кокова   и  Первого заместителя Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа О.Х.Байсултанова .
27.05.2017 Глава КБР