Новости города БезФормата.Ru
Нальчик
Главные новости
 
Задать вопрос?

Инвестиции – необходимое условие для роста экономики республики

Завтрашний день ставит перед нами новые вызовы. Прежде всего это повышение темпов роста экономики. Для этого требуется интенсивное развитие республики в значительной степени за счёт привлечения новых инвестиций, а на этой основе – решение главной задачи – улучшение жизни людей.
Инвестиции играют ключевую роль в экономике, поскольку обеспечивают обновление и расширение основных фондов для производства товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности. Инвестиционная политика должна решать задачу повышения конкурентоспособности республиканской экономики. Кабардино-Балкарская Республика остро нуждается в развитии и дальнейшем совершенствовании её инвестиционного климата. Совершенно очевидно, что создание в Кабардино-Балкарии благоприятного инвестиционного климата будет способствовать преодолению кризисных явлений в инвестиционной сфере и дальнейшему экономическому развитию республики.
Важность работы в этом направлении определена и Президентом России В. Путиным. Выступая в ноябре 2016 года на заседании Госсовета, он говорил: «Я хочу, чтобы мы все понимали и относились к этому серьёзно, и никто бы не обижался потом за то, что будут приниматься какие-то меры, в том числе административного и кадрового характера, если ничего не будет меняться к лучшему. Условия инвестиционной деятельности и условия ведения бизнеса – одно из ключевых условий развития экономики». Говоря об инвестициях и условиях деятельности бизнеса, Президент страны имел в виду все регионы, в том числе и Кабардино-Балкарию, где проблемы инвестиционной привлекательности и деятельности находятся не на должном уровне.
Прошедший российский инвестиционный форум «Сочи-2017», в работе которого участвовало около 4 тысяч руководителей крупных отечественных и зарубежных компаний, российских губернаторов, представителей деловых и научных кругов,  на котором основной темой была инвестиционная политика в регионах, отметил важную роль региональных и местных властей в создании благоприятного инвестиционного климата. В докладе премьер-министра Д. Медведева отмечена важность увеличения ответственности региональных и местных властей в создании благоприятного инвестиционного климата: «Нужно активнее работать с потенциальными инвесторами, концентрировать государственные и частные деньги на приоритетных экономических направлениях, которые могут дать максимальную выгоду  для городов, области, для всей страны; в инициативном порядке предлагать бизнесу инвестиционные идеи, а не просто тиражировать многочисленные инструкции и предписания или изобретать очередные формы отчётности».
В настоящее время наша республика продолжает относиться к категории неблагоприятных для инвестиционной деятельности ввиду не совсем стабильной политической ситуации. Основными рисками для инвестиционной деятельности остаются финансовый, социальный, криминальный и законодательный. Для снижения и дальнейшего уменьшения этих рисков должна вестись целенаправленная эффективная работа.
В первую очередь необходимо создать эффективную нормативную базу для осуществления инвестиционной деятельности в республике с учётом опыта регионов, занимающих верхние строчки в национальном инвестиционном рейтинге РФ (Республика Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская области, Краснодарский край и др.), а также упростить бюрократические процедуры. Бюрократическая волокита обусловливает большие трудности при осуществлении инвестиционной деятельности.
Во-вторых, необходимо проведение жёсткой политики по борьбе с коррупцией, взяточничеством и т. д., в которой основную роль должны сыграть правоохранительные органы. Цель такой политики – максимально защитить и обезопасить потенциальных инвесторов от бюрократических и административных барьеров. Везде, где возможно, необходимо внедрять электронные формы взаимодействия бизнеса и власти, упростить все разрешительные процедуры.
В-третьих, для увеличения инвестиционной привлекательности необходимо создать наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности в республике через государственную поддержку, льготные условия налогообложения: налоговые каникулы, например, в части налогов, зачисляемых в республиканский бюджет: различные формы субсидирования кредитных и лизинговых ставок и гарантирования кредитов и т. д. В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т.д.
В-четвёртых, обеспечить доступность инженерных сетей, исключение скрытых инвестиционных затрат, например, по созданию недостающей инфраструктуры, как инженерной, так и социальной. Разумеется, это требует государственных инвестиций в инфраструктуру и более жёсткой антимонопольной политики по отношению к поставщикам услуг базовых естественных монополий.
К основным факторам торможения инвестиционных процессов в целом по России и в нашей республике можно отнести снижение потребительского спроса, вызванное падением реальных доходов населения и ограничения источников   финансирования   (ограничения   возможности   заимствования российскими компаниями кредитных ресурсов за рубежом и высокие процентные ставки по кредитам отечественных банков).
В целом в Северо-Кавказском федеральном округе объём инвестиций в январе-июне 2016 года составил 113,5 млрд. руб., что на 8,2% меньше, чем в прошлом году. По Российской Федерации объём инвестиций за данный период сократился на 4,3% относительно первого полугодия 2015 года.
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, показали разную динамику инвестиций в основной капитал. Республики Ингушетия и Северная Осетия – Алания показали рост объёма инвестиций на 42,2% и 10,9% соответственно относительно аналогичного периода 2015 года, в Карачаево-Черкесской Республике объём инвестиций снизился до 6,3% от уровня прошлого года, в Ставропольском крае и Чеченской Республике инвестиции сократились на 19,4% и 7,6% соответственно, в КБР – на 29,6%.
Вместе с тем Кабардино-Балкария имеет далеко не последние возможности для привлечения в свою экономику инвесторов. В настоящее время сферами экономики, наиболее перспективными для привлечения инвестиций в КБР, являются курортно-рекреационный комплекс, туризм, строительный комплекс, производство строительных материалов, промышленность и сельскохозяйственное производство. Анализируя инвестиционный потенциал Кабардино-Балкарии, необходимо отметить, что уровни инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и трудового потенциалов стабильно превышают уровень инвестиционного потенциала региона в целом. Назовём основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность республики:
– выгодное географическое положение;
– развитая транспортная инфраструктура;
– наличие законодательства (хотя и не в полной мере совершенного), поддерживающего инвестиционную деятельность;
– наличие трудовых ресурсов (республика трудоизбыточна);
– наличие минерально-сырьевых и рекреациональных ресурсов и др.
Что же тогда в этих условиях мешает инвестиционным процессам? Углублённый анализ инвестиционной привлекательности республики выявляет в первую очередь следующие факты:
– в Послании Президента России ежегодно определяются основные точки роста инвестиционной политики. Наши министерства в этих направлениях инвестиционной политики РФ участвуют недостаточно активно и без должного эффекта;
– бизнес-планы, которые составляются в республике, не отвечают современным требованиям, фактически носят формальный, описывающий характер и не привлекают серьёзных инвесторов. Это свидетельствует об отсутствии в республике квалифицированных специалистов, способных составлять хорошие, на высоком уровне бизнес-планы. Плохо налажена работа по обмену опытом с передовыми в этой области регионами. Вместе с тем значение инвестиционного бизнес-плана тяжело переоценить. Это документ, который должен убедить потенциальных инвесторов в прибыльности проекта, привлечь к нему внимание представителей органов государственной власти, другие коммерческие структуры, финансовые учреждения, экспертов;
– для реализации любого инвестиционного бизнес-плана необходимо организовать сопровождение инвестиционной программы, что не делается. Вместе с тем задача сопровождения инвестиций – обеспечение соответствующими специалистами надлежащих организационных и иных условий и процесса вложения капитала инвестора. Задача специалистов по сопровождению инвестиций заключается в помощи инвестору преодолеть возникающие трудности и барьеры для инвестирования, а также организации и комплексном сопровождении процедуры капиталовложения. Как правило, специалисты по сопровождению инвестиций знают все требования инвесторов, поэтому могут оказать содействие соискателям инвестиций в их получении: проконсультировать, подготовить бизнес-план для инвестора, проанализировать рынок и др. К, сожалению, таких специалистов в республике практически нет. Необходимо создать группу инициативных, ответственных молодых специалистов, подготовить их для работы по сопровождению инвестиционных бизнес-планов;
– в республике низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала и государственной собственности. Необходимо изучить возможности банков и их филиалов, находящихся на территории республики, на предмет инвестирования их средств в экономику республики. Для этого банкам надо развивать систему проектного финансирования;
– продолжает оставаться высокой доля теневой экономики и недостаточная прозрачность финансовых потоков;
– «завалы» на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
– отсутствие механизма привлечения инвестиций, особенно в период кризиса. В настоящее время в целях стимулирования улучшения бизнес-среды на региональном уровне внедряется региональный инвестиционный стандарт как набор лучших практик по совершенствованию регионального инвестиционного климата. В настоящее время стандарт внедрён в 77 регионах России, это необходимо незамедлительно сделать и в КБР;
– в республике слабо используются возможности развития государственно-частного партнёрства, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2016 года. Закон направлен на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры – социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики в целях повышения качества предоставляемых населению услуг. Законом устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнёрства (МЧП) в Российской Федерации. В развитие Федерального закона о государственно-частном партнёрстве приняты 13 подзаконных актов (9 постановлений Правительства РФ, 4 приказа Минэкономразвития России). Указанные подзаконные акты регламентируют подготовку проектов ГЧП/МЧП, порядок их оценки, конкурсные процедуры, а также порядок контроля и мониторинга реализации соглашений о ГЧП/МЧП. Кроме того, внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части возможности предоставления субсидий по проектам ГЧП на срок бюджетного планирования (более трёх лет);
– не эффективно используются возможности бизнесменов-соотечественников, которые уже состоялись за пределами республики, для привлечения их к инвестициям в экономику республики. Необходимо обратиться к соотечественникам с предложением развивать свой бизнес и инвестировать средства в республику, на первом этапе предусмотреть для них законодательно льготы;
– в республике недостаточно уделяется внимания частным инвестициям, а они более важны, так как частные инвестиции – это доверие к экономической политике. Показатель роста частных инвестиций является фундаментальным для развития любого региона. Необходимо продумать на законодательном уровне гибкую систему льгот для частного капитала. Формировать условия стабильности взаимодействия власти и бизнеса, т.е. создавать атмосферу доверия.
Подводя итог, можно выделить важное: для улучшения инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике необходимо совместное решение двух проблем: экономического развития и социального обустройства. Крупные государственные вливания и госгарантии – конечно, необходимый первый шаг, но нужно решение комплексное и прежде всего социальной ситуации. Без системного разрешения социальных проблем невозможно запустить инвестиционный процесс. Необходимо в первую очередь вкладывать деньги в человеческий капитал, в сферу образования – как высшего, так и среднего специального, причём непосредственно на месте – иначе молодёжь будет продолжать уезжать из республики и не будет возвращаться после окончания столичных и других региональных вузов. Нужна система повышения квалификации и переквалификации кадров для промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг – иначе некому будет работать на новых производствах. Важным вопросом является подготовка в республике среднего рабочего класса. Только полноценное сочетание государственных мер в экономике и социальной сфере может что-то дать. В противном случае инвестиции просто не окупятся, а инвесторы быстро разбегутся.
Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно– географическое положение Кабардино-Балкарии предопределяют следующие основные задачи её социально-экономического развития;
– восстановление и дальнейшее развитие рекреационного хозяйства будут во многом определять перспективу и роль региона в территориальном разделении труда, позволят улучшить здоровье и демографические показатели населения всей России, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, рациональное использование ценнейших природных лечебно-оздоровительных факторов и ресурсов, повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке, явятся важным фактором обеспечения занятости населения;
– развитие транспортно-логистического комплекса республики;
– дальнейшее развитие сельского хозяйства. Благоприятные природно-климатические условия обусловливают необходимость создания современного сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой его продукции, ориентированного на российский и зарубежный рынок;
– более активное развитие промышленности строительных материалов, где в настоящее время существует проблема низкой загруженности мощностей, обусловленная отсутствием заказов на выпускаемую продукцию. В целях наращивания объёма выпуска продукции необходимо увеличить строительство объектов, в том числе жилья, с применением строительных материалов, произведённых в республике.
Успешное выполнение всех перечисленных мероприятий значительно повысит привлекательность Кабардино-Балкарии для инвесторов, подтвердит надёжность её экономического состояния, усилит стабильность социально-экономической обстановки, повысит уровень жизни населения, будет способствовать дальнейшему её процветанию.
Инвестиции в регион ускорят темпы развития республики, что увеличит финансовую стабильность, снизит уровень дотационности, приведёт к созданию новых рабочих мест, послужит главным источником увеличения реального дохода и роста платёжеспособности населения. Это в свою очередь повысит объём спроса, который повлечёт за собой рост объёма предложения, через увеличение производственной мощности республики и соседних регионов и как следствие увеличение финансовой и инвестиционной привлекательности.

Пшикан Таов, председатель экспертно-аналитического совета при Главе КБР, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ
"О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" http://pravitelstvo.kbr.
26.05.2017 Министерство финансов КБР
Распоряжением Правительства КБР от 28.10.
26.05.2017 Министерство финансов КБР
6 марта состоялась рабочая встреча Министра финансов Российской Федерации А.Г.
26.05.2017 Министерство финансов КБР
Участниками конкурса могут быть любые физические и юридические лица. Номинации для физических лиц: •    Бюджет: сколько я плачу и что получаю?
26.05.2017 Министерство финансов КБР
17 мая 2017 года по инициативе Минпромторга КБР на площадке АО "Прохладненский завод полупроводниковых приборов» состоялось совещание, на котором рассматривалось текущее финансово-экономическое состояние на предприятии,
26.05.2017 Министерство промышленности КБР
6 - Министерство экономического развитияПроцветающее предпринимательство является важнейшим фактором роста экономики республики В связи с празднованием 26 мая 2017 года общероссийского праздника «День российского предпринимательства»,
26.05.2017 Министерство экономического развития
24 мая на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен и одобрен отчет об исполнении бюджета ПФР за 2016 год.
26.05.2017 Администрация г. Прохладный
Аналитический центр при правительстве РФ опубликовал рейтинг эффективности субъектов РФ. Кабардино-Балкария на 34 месте и первом в СКФО - РИА Кабардино-БалкарияАналитический центр при Правительстве Российской Федерации опубликовал рейтинг эффективности субъектов РФ.
25.05.2017 РИА Кабардино-Балкария
Поздравление министра экономического развития Кабардино-Балкарской Республики Бориса Магомедовича Рахаева с Днем российского предпринимательства! - Министерство экономического развитияУважаемые предприниматели, работники малого и среднего бизнеса! Искренне поздравляем Вас с Днём российского предпринимательства!
25.05.2017 Министерство экономического развития
Правительство РФ одобрило отчет об исполнении бюджета ПФР за 2016 год - Пенсионный фонд24 мая на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен и одобрен отчет об исполнении бюджета ПФР за 2016 год.
25.05.2017 Пенсионный фонд
В КБР планируют построить железную дорогу от Солдатской до Тырныауза - РИА Кабардино-Балкария23 мая премьер-министр Кабардино-Балкарии Алий Мусуков подписал постановление о внесении изменений в Схему территориального планирования республики, - говорится в сообщении,
25.05.2017 РИА Кабардино-Балкария
22.05.2017 начальник Управления Жантемир Кужонов принял участие в заседании Правления Нотариальной палаты Кабардино-Балкарской Республики - Министерство юстиции22.05.2017  начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление) Жантемир Кужонов и начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата,
26.05.2017 Министерство юстиции
Ежегодно 26 мая бизнес-сообщество страны отмечает профессиональный праздник – День российского предпринимательства, учреждённый Указом Президента РФ в 2007 году.
26.05.2017 Кабардино-Балкарская правда
В горах КБР проходит спасательная операция - РИА Кабардино-БалкарияГруппа спасателей вышла на помощь альпинисту, сорвавшемуся со скал при восхождении на Эльбрус, - сообщает в пятницу пресс-служба ГУ МЧС по Кабардино-Балкарии.
26.05.2017 РИА Кабардино-Балкария
Сегодня в Нальчике состоялась двусторонняя встреча Главы Кабардино-Балкарии Ю.А.Кокова и Первого заместителя Министра РФ по делам Северного Кавказа О.Х.Байсултанова - Глава КБРСегодня в Доме правительства состоялась двусторонняя встреча  Главы КБР  Ю.А.Кокова   и  Первого заместителя Министра Российской Федерации по делам Северного Кавказа О.Х.Байсултанова .
27.05.2017 Глава КБР