Инвестиции – необходимое условие для роста экономики республики

Завтрашний день ставит перед нами новые вызовы. Прежде всего это повышение темпов роста экономики. Для этого требуется интенсивное развитие республики в значительной степени за счёт привлечения новых инвестиций, а на этой основе – решение главной задачи – улучшение жизни людей.
Инвестиции играют ключевую роль в экономике, поскольку обеспечивают обновление и расширение основных фондов для производства товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности. Инвестиционная политика должна решать задачу повышения конкурентоспособности республиканской экономики. Кабардино-Балкарская Республика остро нуждается в развитии и дальнейшем совершенствовании её инвестиционного климата. Совершенно очевидно, что создание в Кабардино-Балкарии благоприятного инвестиционного климата будет способствовать преодолению кризисных явлений в инвестиционной сфере и дальнейшему экономическому развитию республики.
Важность работы в этом направлении определена и Президентом России В. Путиным. Выступая в ноябре 2016 года на заседании Госсовета, он говорил: «Я хочу, чтобы мы все понимали и относились к этому серьёзно, и никто бы не обижался потом за то, что будут приниматься какие-то меры, в том числе административного и кадрового характера, если ничего не будет меняться к лучшему. Условия инвестиционной деятельности и условия ведения бизнеса – одно из ключевых условий развития экономики». Говоря об инвестициях и условиях деятельности бизнеса, Президент страны имел в виду все регионы, в том числе и Кабардино-Балкарию, где проблемы инвестиционной привлекательности и деятельности находятся не на должном уровне.
Прошедший российский инвестиционный форум «Сочи-2017», в работе которого участвовало около 4 тысяч руководителей крупных отечественных и зарубежных компаний, российских губернаторов, представителей деловых и научных кругов,  на котором основной темой была инвестиционная политика в регионах, отметил важную роль региональных и местных властей в создании благоприятного инвестиционного климата. В докладе премьер-министра Д. Медведева отмечена важность увеличения ответственности региональных и местных властей в создании благоприятного инвестиционного климата: «Нужно активнее работать с потенциальными инвесторами, концентрировать государственные и частные деньги на приоритетных экономических направлениях, которые могут дать максимальную выгоду  для городов, области, для всей страны; в инициативном порядке предлагать бизнесу инвестиционные идеи, а не просто тиражировать многочисленные инструкции и предписания или изобретать очередные формы отчётности».
В настоящее время наша республика продолжает относиться к категории неблагоприятных для инвестиционной деятельности ввиду не совсем стабильной политической ситуации. Основными рисками для инвестиционной деятельности остаются финансовый, социальный, криминальный и законодательный. Для снижения и дальнейшего уменьшения этих рисков должна вестись целенаправленная эффективная работа.
В первую очередь необходимо создать эффективную нормативную базу для осуществления инвестиционной деятельности в республике с учётом опыта регионов, занимающих верхние строчки в национальном инвестиционном рейтинге РФ (Республика Татарстан, Белгородская, Калужская, Тульская области, Краснодарский край и др.), а также упростить бюрократические процедуры. Бюрократическая волокита обусловливает большие трудности при осуществлении инвестиционной деятельности.
Во-вторых, необходимо проведение жёсткой политики по борьбе с коррупцией, взяточничеством и т. д., в которой основную роль должны сыграть правоохранительные органы. Цель такой политики – максимально защитить и обезопасить потенциальных инвесторов от бюрократических и административных барьеров. Везде, где возможно, необходимо внедрять электронные формы взаимодействия бизнеса и власти, упростить все разрешительные процедуры.
В-третьих, для увеличения инвестиционной привлекательности необходимо создать наиболее благоприятные условия для инвестиционной деятельности в республике через государственную поддержку, льготные условия налогообложения: налоговые каникулы, например, в части налогов, зачисляемых в республиканский бюджет: различные формы субсидирования кредитных и лизинговых ставок и гарантирования кредитов и т. д. В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т.д.
В-четвёртых, обеспечить доступность инженерных сетей, исключение скрытых инвестиционных затрат, например, по созданию недостающей инфраструктуры, как инженерной, так и социальной. Разумеется, это требует государственных инвестиций в инфраструктуру и более жёсткой антимонопольной политики по отношению к поставщикам услуг базовых естественных монополий.
К основным факторам торможения инвестиционных процессов в целом по России и в нашей республике можно отнести снижение потребительского спроса, вызванное падением реальных доходов населения и ограничения источников   финансирования   (ограничения   возможности   заимствования российскими компаниями кредитных ресурсов за рубежом и высокие процентные ставки по кредитам отечественных банков).
В целом в Северо-Кавказском федеральном округе объём инвестиций в январе-июне 2016 года составил 113,5 млрд. руб., что на 8,2% меньше, чем в прошлом году. По Российской Федерации объём инвестиций за данный период сократился на 4,3% относительно первого полугодия 2015 года.
При этом субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, показали разную динамику инвестиций в основной капитал. Республики Ингушетия и Северная Осетия – Алания показали рост объёма инвестиций на 42,2% и 10,9% соответственно относительно аналогичного периода 2015 года, в Карачаево-Черкесской Республике объём инвестиций снизился до 6,3% от уровня прошлого года, в Ставропольском крае и Чеченской Республике инвестиции сократились на 19,4% и 7,6% соответственно, в КБР – на 29,6%.
Вместе с тем Кабардино-Балкария имеет далеко не последние возможности для привлечения в свою экономику инвесторов. В настоящее время сферами экономики, наиболее перспективными для привлечения инвестиций в КБР, являются курортно-рекреационный комплекс, туризм, строительный комплекс, производство строительных материалов, промышленность и сельскохозяйственное производство. Анализируя инвестиционный потенциал Кабардино-Балкарии, необходимо отметить, что уровни инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и трудового потенциалов стабильно превышают уровень инвестиционного потенциала региона в целом. Назовём основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность республики:
– выгодное географическое положение;
– развитая транспортная инфраструктура;
– наличие законодательства (хотя и не в полной мере совершенного), поддерживающего инвестиционную деятельность;
– наличие трудовых ресурсов (республика трудоизбыточна);
– наличие минерально-сырьевых и рекреациональных ресурсов и др.
Что же тогда в этих условиях мешает инвестиционным процессам? Углублённый анализ инвестиционной привлекательности республики выявляет в первую очередь следующие факты:
– в Послании Президента России ежегодно определяются основные точки роста инвестиционной политики. Наши министерства в этих направлениях инвестиционной политики РФ участвуют недостаточно активно и без должного эффекта;
– бизнес-планы, которые составляются в республике, не отвечают современным требованиям, фактически носят формальный, описывающий характер и не привлекают серьёзных инвесторов. Это свидетельствует об отсутствии в республике квалифицированных специалистов, способных составлять хорошие, на высоком уровне бизнес-планы. Плохо налажена работа по обмену опытом с передовыми в этой области регионами. Вместе с тем значение инвестиционного бизнес-плана тяжело переоценить. Это документ, который должен убедить потенциальных инвесторов в прибыльности проекта, привлечь к нему внимание представителей органов государственной власти, другие коммерческие структуры, финансовые учреждения, экспертов;
– для реализации любого инвестиционного бизнес-плана необходимо организовать сопровождение инвестиционной программы, что не делается. Вместе с тем задача сопровождения инвестиций – обеспечение соответствующими специалистами надлежащих организационных и иных условий и процесса вложения капитала инвестора. Задача специалистов по сопровождению инвестиций заключается в помощи инвестору преодолеть возникающие трудности и барьеры для инвестирования, а также организации и комплексном сопровождении процедуры капиталовложения. Как правило, специалисты по сопровождению инвестиций знают все требования инвесторов, поэтому могут оказать содействие соискателям инвестиций в их получении: проконсультировать, подготовить бизнес-план для инвестора, проанализировать рынок и др. К, сожалению, таких специалистов в республике практически нет. Необходимо создать группу инициативных, ответственных молодых специалистов, подготовить их для работы по сопровождению инвестиционных бизнес-планов;
– в республике низкая эффективность использования имеющегося финансового потенциала и государственной собственности. Необходимо изучить возможности банков и их филиалов, находящихся на территории республики, на предмет инвестирования их средств в экономику республики. Для этого банкам надо развивать систему проектного финансирования;
– продолжает оставаться высокой доля теневой экономики и недостаточная прозрачность финансовых потоков;
– «завалы» на пути финансовых потоков и проблема неплатежей;
– отсутствие механизма привлечения инвестиций, особенно в период кризиса. В настоящее время в целях стимулирования улучшения бизнес-среды на региональном уровне внедряется региональный инвестиционный стандарт как набор лучших практик по совершенствованию регионального инвестиционного климата. В настоящее время стандарт внедрён в 77 регионах России, это необходимо незамедлительно сделать и в КБР;
– в республике слабо используются возможности развития государственно-частного партнёрства, предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 1 января 2016 года. Закон направлен на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры – социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики в целях повышения качества предоставляемых населению услуг. Законом устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнёрства (МЧП) в Российской Федерации. В развитие Федерального закона о государственно-частном партнёрстве приняты 13 подзаконных актов (9 постановлений Правительства РФ, 4 приказа Минэкономразвития России). Указанные подзаконные акты регламентируют подготовку проектов ГЧП/МЧП, порядок их оценки, конкурсные процедуры, а также порядок контроля и мониторинга реализации соглашений о ГЧП/МЧП. Кроме того, внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части возможности предоставления субсидий по проектам ГЧП на срок бюджетного планирования (более трёх лет);
– не эффективно используются возможности бизнесменов-соотечественников, которые уже состоялись за пределами республики, для привлечения их к инвестициям в экономику республики. Необходимо обратиться к соотечественникам с предложением развивать свой бизнес и инвестировать средства в республику, на первом этапе предусмотреть для них законодательно льготы;
– в республике недостаточно уделяется внимания частным инвестициям, а они более важны, так как частные инвестиции – это доверие к экономической политике. Показатель роста частных инвестиций является фундаментальным для развития любого региона. Необходимо продумать на законодательном уровне гибкую систему льгот для частного капитала. Формировать условия стабильности взаимодействия власти и бизнеса, т.е. создавать атмосферу доверия.
Подводя итог, можно выделить важное: для улучшения инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике необходимо совместное решение двух проблем: экономического развития и социального обустройства. Крупные государственные вливания и госгарантии – конечно, необходимый первый шаг, но нужно решение комплексное и прежде всего социальной ситуации. Без системного разрешения социальных проблем невозможно запустить инвестиционный процесс. Необходимо в первую очередь вкладывать деньги в человеческий капитал, в сферу образования – как высшего, так и среднего специального, причём непосредственно на месте – иначе молодёжь будет продолжать уезжать из республики и не будет возвращаться после окончания столичных и других региональных вузов. Нужна система повышения квалификации и переквалификации кадров для промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг – иначе некому будет работать на новых производствах. Важным вопросом является подготовка в республике среднего рабочего класса. Только полноценное сочетание государственных мер в экономике и социальной сфере может что-то дать. В противном случае инвестиции просто не окупятся, а инвесторы быстро разбегутся.
Природные ресурсы, сложившийся экономический потенциал и транспортно– географическое положение Кабардино-Балкарии предопределяют следующие основные задачи её социально-экономического развития;
– восстановление и дальнейшее развитие рекреационного хозяйства будут во многом определять перспективу и роль региона в территориальном разделении труда, позволят улучшить здоровье и демографические показатели населения всей России, обеспечить сохранение и развитие уникальной рекреационной зоны, рациональное использование ценнейших природных лечебно-оздоровительных факторов и ресурсов, повышение общего уровня санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке, явятся важным фактором обеспечения занятости населения;
– развитие транспортно-логистического комплекса республики;
– дальнейшее развитие сельского хозяйства. Благоприятные природно-климатические условия обусловливают необходимость создания современного сельскохозяйственного производства с глубокой переработкой его продукции, ориентированного на российский и зарубежный рынок;
– более активное развитие промышленности строительных материалов, где в настоящее время существует проблема низкой загруженности мощностей, обусловленная отсутствием заказов на выпускаемую продукцию. В целях наращивания объёма выпуска продукции необходимо увеличить строительство объектов, в том числе жилья, с применением строительных материалов, произведённых в республике.
Успешное выполнение всех перечисленных мероприятий значительно повысит привлекательность Кабардино-Балкарии для инвесторов, подтвердит надёжность её экономического состояния, усилит стабильность социально-экономической обстановки, повысит уровень жизни населения, будет способствовать дальнейшему её процветанию.
Инвестиции в регион ускорят темпы развития республики, что увеличит финансовую стабильность, снизит уровень дотационности, приведёт к созданию новых рабочих мест, послужит главным источником увеличения реального дохода и роста платёжеспособности населения. Это в свою очередь повысит объём спроса, который повлечёт за собой рост объёма предложения, через увеличение производственной мощности республики и соседних регионов и как следствие увеличение финансовой и инвестиционной привлекательности.

Пшикан Таов, председатель экспертно-аналитического совета при Главе КБР, академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ
 
По теме
В Ташлы-Тале продолжается строительство школы - KbrInfo.Ru В сельском поселении Ташлы-Тала продолжается строительство школы. На днях глава администрации района Сафарби Инжижоков побывал на объекте и проинспектировал ход строительных работ.
22.06.2018
Юрий Коков провел совещание по вопросам доступности и качества лекарственного обеспечения жителей республики, ценообразования на рынке медикаментов - KbrInfo.Ru Сегодня в Доме Правительства Глава КБР Ю.А.Коков провел совещание по вопросам доступности и качества лекарственного обеспечения жителей республики, ценообразования на рынке медикаментов,
20.06.2018
 
WhatsApp Image 2018-06-20 at 13.08.21(1) - Госкомтранс Под председательством заместителя Председателя Правительства КБР — министра инфраструктуры и цифрового развития Владимира Болотокова 14 июня 2018 года состоялось совещание по вопросу состояния рыночных цен на рынке нефте
20.06.2018
 
ДР - Министерство экономического развития Поздравление с юбилеем! Коллектив Минэкономразвития КБР сердечно поздравляет министра экономического развития КБР Бориса Магомедовича Рахаева с юбелеем.
19.06.2018
выставка - Министерство экономического развития 19 июня 2018 г. Нальчик. Министр экономического развития КБР Борис Рахаев принял участие в открытии 1-ой многопрофильной строительно-промышленной выставке – UNIBUILD 2018, которая состоялась в ТЦ «Мегадом».
19.06.2018
 
14 июня 2018 года под председательством заместителя Председателя Правительства КБР – министра инфраструктуры цифрового развития Владимира Болотокова состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы,
19.06.2018
Министерство проводит аукцион на предмет продажи права по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с приказом от 14 июня 2018 г.
19.06.2018
Состоится аукцион на предмет продажи права по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства - KbrInfo.Ru Министерство природных ресурсов и экологии КБР проводит аукцион на предмет продажи права по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с приказо
19.06.2018
 
В помощь туристам и экскурсоводам - KbrInfo.Ru Министерство курортов и туризма КБР информирует, что в рамках сотрудничества Федерального агентства по туризму с Mail Group разработан новый сервис local.maps.me,
19.06.2018
С 1 января 2018 года лицам, которые замещают государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе – государственные должности субъектов РФ, на постоянной основе – муниципальные должности,
19.06.2018
Юрий Коков провел совещание по вопросам доступности и качества лекарственного обеспечения жителей республики, ценообразования на рынке медикаментов - Глава КБР Сегодня в Доме Правительства Глава КБР Ю.А.Коков провел совещание по вопросам доступности и качества лекарственного обеспечения жителей республики, ценообразования на рынке медикаментов.
20.06.2018 Глава КБР
Цены на бензин на контроле - Комитет по тарифам Под председательством заместителя Председателя Правительства КБР - министра инфраструктуры и цифрового развития Владимира Болотокова 14 июня 2018 года состоялось совещание по вопросу состояния рыночных цен на рынке нефте
18.06.2018 Комитет по тарифам
На очередном расширенном совещании у первого заместителя Председателя Правительства – министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарии Сергея Говорова было рассмотрено пять вопросов,
18.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
С 1 января 2018 года лицам, которые замещают государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе – государственные должности субъектов РФ, на постоянной основе – муниципальные должности,
19.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в КБР Юрий Афасижев провёл очередное заседание Общественного совета, в состав которого входят представители Парламента КБР,  государственной исполнительной власти, бизнес-объединений.
18.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
У Совета ветеранов Нальчика – новоселье - Городской округ Нальчик У Нальчикской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов сегодня новоселье.
22.06.2018 Городской округ Нальчик
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики Представители Общественного совета при Управлении МВД России по г.о. Нальчик - Председатель Хасан Тхазеплов и его заместитель Хазратали Хамирзов приняли участие в акции «Один день с участковыми».
22.06.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики 21 июня 2018 года в 22 часа  сотрудники Отдела МВД России по Чегемскому району  совместно с членами Общественного Совета при Отделе  и членами Совета ветеранов ОВД и ВВ Чегемского района провели акцию «Завтра была война».
22.06.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики
Звукозаписывающая студия  "ЯНГ МАШУК"  приглашает музыкантов Ставрополя - Sk-News.Ru Проект- грантополучатель форума "МАШУК 2017" "ЯНГ МАШУК" популяризирует  музыкальную деятельность среди студенчества края Цель проекта - популяризация музыкальной деятельности среди молодёжи, а именно студентов,
22.06.2018 Sk-News.Ru
17 июня в Приэльбрусье прошел второй поэтический вечер из цикла «Чтения на Чегете», организованный литературным клубом «Жан».
20.06.2018 Газета Горянка
В ряду праздничных мероприятий, посвящённых Дню России, большое впечатление произвёл конкурс чтецов, участниками которого стала молодёжь – от детей дошкольного возраста и школьников  до студентов медколледжа,
19.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
Чтение стихов вслух становится все более популярным, но такого не наблюдалось еще десять лет назад, когда мы начинали свой проект «Вечера поэзии «Времена года».
14.06.2018 Газета Горянка
Воспитанники СШОР по футболу управления по физической культуре, спорту и делам молодёжи местной администрации г.о.
19.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
В тренажёрном зале «Легион» в Нальчике прошёл настоящий праздник силы. На чемпионат республики по становой тяге собрались самые сильные атлеты Кабардино-Балкарии в десяти весовых категориях.
19.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
В Чегеме прошёл республиканский мужской турнир по волейболу среди ветеранов, посвящённый Дню России, организованный Министерством спорта и Федерацией волейбола КБР.
19.06.2018 Кабардино-Балкарская правда
JPG Файл - МВД Кабардино-Балкарской Республики 21 июня 2018 года в 22 часа  сотрудники Отдела МВД России по Чегемскому району  совместно с членами Общественного Совета при Отделе  и членами Совета ветеранов ОВД и ВВ Чегемского района провели акцию «Завтра была война».
22.06.2018 МВД Кабардино-Балкарской Республики
Для будущих первоклассников Кабардино-Балкарии стартовала обучающая подготовка безопасного поведения на дорогах - ГИБДД КБР Автоинспекторы и сотрудники по делам несовершеннолетних Терского района дали старт серии подготовительных акций для будущих первоклассников.
22.06.2018 ГИБДД КБР