Жители Нальчика на последней первомайской демонстрации не могли не заметить шедший во главе колонны детский духовой оркестр, вдохновенно игравший жизнерадостные марши. Блеск музыкальных инструментов и глаз мальчиков – воспитанников Музыкального кадетского корпуса придавал весеннему празднику особую красоту.
Главный критерий отбора – творческие способности
- Музыкальный кадетский корпус Северо-Кавказского государственного института искусств открылся в 2016 году в Нальчике по инициативе министра культуры РФ Владимира МЕДИНСКОГО. За год до этого при Московском институте культуры был открыт первый музыкальный кадетский корпус в системе Министерства культуры России, то есть мы стали вторыми, - рассказывает начальник Музыкального кадетского корпуса СКГИИ, заслуженный работник образования КБР, кандидат философских наук Анатолий ШАРДАНОВ. - Первый набор состоял из 12 человек. Ему предшествовал творческий конкурс. Если ребенок ранее занимался музыкой в детской школе искусств или в музыкальной школе, это приветствовалось. Были проведены также экзамены по общеобразовательным дисциплинам.
В кадетском корпусе учатся дети не только из Нальчика, но и из районов республики. Есть даже мальчик из Дагестана. Воспитанники находятся в условиях интерната, а в выходные имеют возможность поехать домой к родителям. Надо отметить, что наше образовательное учреждение не социальное, куда принимают в первую очередь детей из неблагополучных семей или сирот, а элитное, где главный критерий отбора не семейное положение, а желание ребенка и его творческие способности. Хотя у нас учатся и обычные дети, в том числе из неполных семей.
Произведен уже второй набор. Срок обучения - около семи лет. За это время дети должны освоить программу средней школы и получить специальность. Тем не менее это кадетский корпус, то есть строгая дисциплина, форма, режим, клятва, которую они дают при вступлении в кадетское братство, то есть жизнь по уставу.
Финансирует работу кадетского корпуса Минкульт РФ. Москва выделяет солидные суммы на воспитанников.
На сцене открывается второе дыхание
Сейчас мальчикам из первого призыва 12-13 лет. Они по-детски непосредственны, жизнерадостны и по-взрослому ответственны, любят музыку и мечтают, что творчество станет главным в их судьбе.
Саша ВИЛЬЧЕНКО родом из Терека, шесть лет учился в музыкальной школе, там увидел плакат о наборе в кадетский корпус.
- Первое, что мне понравилось, - их военная форма, - рассказывает Саша. - К тому же появилась возможность заниматься музыкой, то есть продолжать то, что начал. Когда я сообщил родителям о своем желании, они сказали: «Если не будешь скучать по дому, иди». На отборочном экзамене волнение было, но все прошло хорошо. В музыкальной школе я учился игре на фортепиано, а здесь играю на теноре и тромбоне. Переучиваться было нелегко, но интересно. У меня тетя - музыкант, была у меня учителем в музыкальной школе. Мечтаю учиться в Московском военном училище, стать военным дирижером.
Алим ШАУЦУКОВ тоже из Терека, учился в той же музыкальной школе, но с Сашей познакомился и по-настоящему подружился только в кадетском корпусе:
- В музыкальной школе я учился три года, играл на аккордеоне, а здесь играю на валторне. Узнал о кадетском корпусе тоже из плаката, который висел в музыкальной школе. Когда сюда поступил, сразу был настроен на то, что нужно быть дисциплинированным. Здесь я повзрослел. У нас действует принцип «один за всех и все за одного». Если одного ругают, отвечают все. Была и смешная история. Как-то зимой мы выходили из нашего корпуса, и мальчик, который нес самый большой инструмент – тубу, поскользнулся, упал, задел остальных своей тубой, и мы все попадали. Все закончилось хорошо, инструмент только немного погнулся. Мы целый день об этом вспоминали.
Владислав ТОХОВ из Нальчика учился в ДШИ №1, в его семье практически все музыканты, поэтому к желанию мальчика поступить в кадетский корпус отнеслись положительно:
- Дома в Нальчике бываю только по выходным. Меня все встречают, интересуются, как дела. Потом занимаюсь музыкой, помогаю маме и иду гулять с друзьями. Они меня ждут, так как большинство идей я им подаю. Младшему брату шесть лет, я ему тоже советую заниматься музыкой. Музыка развивает мышление, моторику рук и дыхания и в жизни всегда пригодится.
К дисциплине привык быстро, недели за три. Дисциплина помогает осваивать и школьную программу. Если сравнить обычную школу и кадетский корпус, это разные вещи. Музыку очень люблю. Нравится выступать на сцене. Там у меня получается даже лучше, чем на уроках или репетициях. Словно второе дыхание открывается, наверное, это то, что называется вдохновением.
Тимерлан ДЕБЕЕВ из Нижнего Чегема был принят в кадетский корпус без музыкального образования.
- Я не ходил в музыкальную школу, но любил петь. Как-то дома по телевизору узнал о наборе в музыкальный кадетский корпус. Сразу возникло желание туда поступить. Понравился военный уклон, но музыку тоже люблю. Очень нравятся военные песни, их патриотический текст.
У меня три старшие сестры: одна - экономист, вторая - юрист, третья собирается стать медиком. Я в три года уже умел читать и писать, пошел в школу в пять лет. Меня учила всему бабушка – русовед и музыкант. Планирую идти дальше по музыкальному направлению. Мечтаю выступать в ансамбле имени Александрова. Я знаю, что недавно много музыкантов из этого знаменитого ансамбля погибли в авиакатастрофе, их очень жалко. Для себя поставил цель хорошо играть на своем музыкальном инструменте, у меня все получится.
Культурное событие для республики
Тимур МОТТАЕВ, доцент CКГИИ, заслуженный артист Республики Ингушетия, преподает музыкальные дисциплины в различных учебных заведениях, но к воспитанникам кадетского корпуса относится с особым трепетом:
- Первый набор в кадетский корпус был пробным, дети были неплохие, с музыкальными данными, но не все с музыкальной подготовкой. Были и такие, кто даже нотной грамоты не знал. Но за полтора года дети не просто стали играть на приличном уровне, но и организовался духовой оркестр, это своеобразный рекорд. В первую очередь это заслуга нашего дирижера Владимира КОРНЕВА.
Почему у них такой прогресс? Потому что дети даже в музыкальных школах просто развиваются как специалисты, а здесь они в коллективе, все заняты один делом, полученные знания сразу внедряют в практику. К тому же, когда нет отвлекающих факторов, таких, например, как интернет и различные гаджеты, дети вынуждены заниматься. Это тоже большой плюс. Думаю, если так и дальше пойдет, кадетский корпус станет культурным событием для нашей республики. Духовое искусство в большом кризисе по всей стране, духовиков катастрофически не хватает даже в ведущих столичных оркестрах. В последнее время предпринимаются попытки его возродить.
Идет оркестр по городу
Фото: www.goryankakbr.ru
Источник: Газета Горянка
21.02.2018 12:14