Зачем, почему люди поют? Специалисты определяют пение как один из способов выражения различных эмоций – от глубокого уныния до безудержного веселья. В основном люди поют в своё удовольствие, но для некоторых избранных вокальное искусство становится профессией, которой необходимо постоянно учиться. Заслуженный работник культуры КБР Геннадий Гридасов – один из самых известных на юге России мастеров хорового искусства.
Геннадий Васильевич – заведующий отделением хорового дирижирования колледжа культуры и искусств Северо-Кавказского государственного института искусств. На его страничке в соцсети ВКонтакте можно найти видеозаписи исполнения классических музыкальных произведений лучшими хоровыми российскими и зарубежными коллективами, а также хором колледжа СКГИИ. Там же – фото с учениками, приветы от выпускников и пожелания нынешним студентам: «Самый лучший на свете преподаватель! Всегда помним ваши советы!», «Учитель в самом полном смысле этого слова! Дорожите им как самым драгоценным камнем!».
Возможностью общаться с замечательным музыкальным педагогом, перенимать у него знания и получать удовольствие от процесса пения дорожат не только студенты, но и школьники, с которыми музыкант занимается как педагог дополнительного образования, и люди старшего поколения, с которыми также занимается Геннадий Васильевич.
Участники хора ветеранов войны и труда «Эстафета» городского округа Нальчик каждую субботу приходят на репетицию и готовы до глубокого вечера заниматься под руководством высокопрофессионального, тактичного, терпеливого руководителя. Этот коллектив носит имя заслуженного работника культуры КБР Р.Х. Харзинова, который более четверти века руководил хором. После ухода из жизни Руслана Хасанбиевича творческую эстафету подхватил Геннадий Гридасов.
В канун Дня защитника Отечества коллектив выступил в детской академии творчества «Солнечный город», где хормейстер организовал совместное выступление ветеранов и юных музыкантов в составе сводного хора. Сейчас ведётся подготовка к выступлению на ежегодном фестивале-конкурсе хоров ветеранов Северо-Кавказского федерального округа «Нам дороги эти позабыть нельзя», который, по традиции, состоится 7 мая в Пятигорске. Участники хора «Эстафета» исполняют произведения на четыре голоса, обновляя репертуар, разучивают новые произведения, в числе которых песня Нихата Османова на стихи Кайсына Кулиева «Пусть никогда не умирают дети», ариозо матери из кантаты «Нам нужен мир» композитора Анатолия Новикова на слова Георгия Рублёва, фрагмент из оперы Бедржиха Сметаны «Проданная невеста» и др.
Дирижёр рассказывает, что почти случайно пришёл в эту многогранную профессию – одну из самых сложных в музыкальной сфере. В детстве мечтал стать художником, но прилежно занимался в музыкальной школе, и когда оказался перед выбором, решил поступать в музыкальное училище.
– О хоровом дирижировании я не помышлял, но педагоги рассмотрели во мне какие-то особые задатки и направили в то профессиональное русло, по которому я с удовольствием плыву уже четвёртое десятилетие, – рассказывает музыкант. – Получив в Астраханской государственной консерватории квалификацию «дирижёр хора, преподаватель хоровых дисциплин», вернулся в Нальчик, с 1981 года работаю со студентами.
С 1982 года Г. Гридасов является руководителем смешанного хора колледжа культуры и искусств СКГИИ, имеющего весьма обширный репертуар: от кантат (например, Д. Перголези «Стабат матер», Г. Свиридов «Курские песни», месса Ф. Шуберта G-dur, М. Мусоргский «Картинки с выставки») до многочисленных аранжировок, которые мастерски выполняет Геннадий Васильевич.
Хоровую школу Гридасова за 35 лет его работы в колледже прошли сотни студентов, среди них немало тех, кто впоследствии продолжил образование в самых престижных музыкальных вузах страны, влился в состав ведущих российских хоров. С хорошими учениками мастеру расставаться сложно. Специфика работы в учреждении образования такова, что состав хора ежегодно обновляется – одни студенты завершают обучение и уходят из колледжа, на смену им приходят первокурсники, с которыми музыкальным педагогам надо много работать для получения достойного результата. Каждый раз заново начинаешь формировать состав. Работать с профессиональным коллективом гораздо сложнее, потому что на руководителе хора лежит колоссальная ответственность.
Участие хорового коллектива в конкурсах и фестивалях, как правило, заканчивается победой. Студенты отделения участвовали в многочисленных смотрах-конкурсах в разных городах России, в том числе организованных Саратовской консерваторией им. Л.В. Собинова и консерваторией им. С.В. Рахманинова в Ростове-на-Дону.
На хоровых конкурсах регионального, окружного, российского и международного уровня Геннадию Гридасову приходится работать на сцене в качестве артиста, но иногда он остаётся в зрительном зале – в качестве члена жюри.
– Особую ответственность я ощущаю при работе в тех конкурсных комиссиях, в состав которых входят представители Московской консерватории, Большого театра, других крупных учреждений культуры, – делится Геннадий Васильевич. – Наша общая цель – услышать каждого и найти лучшее.
Геннадий Васильевич неоднократно получал предложения о смене основного места работы. Он с успехом мог бы руководить, к примеру, хором Музыкального театра КБР, где работает немало его бывших учеников. Но опытный педагог, убеждённый в том, что именно он должен передавать своим последователям эстафету этого прекрасного искусства, обучать молодых хормейстеров, остаётся верным профессии. В этом он считает себя наследником своих замечательных учителей – заведующего отделением хорового дирижирования Нальчикского музыкального училища Николая Ивановича Пахомова, который рассмотрел в абитуриенте талант будущего хормейстера, а также заслуженного работника культуры КБР Леонарда Дмитриевича Кошелева, из рук которого в 1982 году Гридасов принял хор музучилища и с которым сотрудничал в течение нескольких десятилетий.
С большим уважением Геннадий Васильевич относится к коллегам, с которыми сотрудничает на протяжении многих лет. В их числе декан театрального факультета СКГИИ, доцент кафедры хорового дирижирования, художественный руководитель и главный дирижёр студенческого хора СКГИИ, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Мадина Мидова, а также руководители хоровых коллективов регионов Северо-Кавказского федерального округа, с которыми Геннадий Васильевич имеет профессиональное общение в ходе конкурсов и фестивалей, мастер-классов и учебных мероприятий в рамках педагогической деятельности.
Гридасов радуется успехам молодых коллег, в профессиональной подготовке которых он принимал участие наряду с другими музыкальными педагогами, – главного хормейстера Музыкального театра Зареты Куашевой; художественного руководителя и дирижёра Нальчикского городского хора ветеранов педагогического труда Азамата Лакунова.
Геннадий Васильевич не единственный хормейстер в своей семье. Его жена Ирина Леонидовна – заслуженный работник культуры КБР – ведёт педагогическую деятельность и руководит хором в нальчикской музыкальной школе №1 им. Ю.Х. Темирканова. Её талантливые ученики вошли в состав сводного детского хора России. Музыкантами стали и оба сына Гридасовых – Константин и Александр.
С музыкой связана жизнь каждого члена семьи Гридасовых. Музыка универсальна, как и профессия хорового дирижёра, в которую пришло немало выдающихся исполнителей – вокалистов и инструменталистов.
– Случается, что хормейстеры со временем выбирают другую область деятельности. Мне пришлось много лет вырабатывать в себе должное терпение, необходимое для достижения результата в этом коллективном творчестве. Я понял, что необходимый опыт накапливается только к пенсионному возрасту. Кстати, по статистике хормейстеры – долгожители, поскольку они постоянно получают положительные эмоции от общения с музыкой, творческими людьми, а главное – они высоко востребованы.
Для меня эта профессия так и остаётся загадкой. Можно всю жизнь посвятить её освоению, совершенствовать мастерство, повышать исполнительский уровень хорового коллектива, но так и остаться учеником, потому что музыка, в равной степени действующая на эмоциональное состояние людей разных национальностей, – это и есть язык бога.
Пение соединяет смех и плач в единую гамму чувств. Человек поёт в младенчестве и старости, в горе и радости… Пение – это часть нашей жизни. Прекрасная её часть.
Хормейстер
Фото: www.kbpravda.ru
Источник: Кабардино-Балкарская правда
19.03.2018 11:14