Новости города БезФормата.Ru
Нальчик
Главные новости
 
Задать вопрос?

Своим мнением о фильме "Теснота" Кантемира Балагова делится публицист из Нальчика Даут Налоев

Своим мнением о фильме "Теснота"  Кантемира Балагова делится публицист из Нальчика Даут Налоев - Sk-News.Ru
Фото: sk-news.ru

Возможно, данной статьи   и не было бы, не обрати автор внимание на публикацию в "Газете Юга" под названием " Кантемир и Канны", где, наряду с восхвалением фильма, соседствуют имена Балагова и ...Гете! – пишет sk-news.ru   постоянный автор из Нальчика Даут Налоев.


3 августа на экранах страны в прокат вышла картина Кантемира Балагова "Теснота", получившая признание жюри Каннского кинофестиваля (премия ФИПРЕССИ). В основу фильма положена история того, как бандиты кабардинского происхождения выкрали молодую пару - жениха и невесту - татов и требуют за их освобождение выкуп у родителей. Для того, чтобы подчеркнуть вопиющую несправедливость по отношению к горским евреям, автор вводит в сюжетную линию рассказ о небогатой семье татов.  Именно этот, явно надуманный, момент - ведь преступники воровали только состоятельных людей, - ставит фильм особняком. В противном случае у нас была бы тривиальная история о похищении, каковых было в то время множество на территории России. Эта натяжка  становится ключевой, возможно, и при оценке различными жюри достоинств "Тесноты" (по крайней мере, подобный вывод следует из последующих рассуждений режиссера), позволяя кинокритику Шагину на сочинском кинофестивале сделать эмоциональное умозаключение, что "евреи везде чужие". 


Есть в фильме и другая идея - жизнеутверждающая, вытекающая без натяжек естественным образом из повествования: эстафету матери, являющейся стержнем, на котором держится семья, готова, в конце концов, подхватить еще в недавнем непутевая дочь Илона - главная героиня повествования. Она порывает с кабардинцем Залимом и уезжает с родными. Тем самым жизнь диаспоры продолжится.


Показ картины, как и следовало ожидать, приводит нас не к заявленным господином Балаговым благим намерениям ("Я ни в коем случае не хотел разжигать межнациональную рознь, напротив, хочется какого-то сплочения"), а жесткому размежеванию наций: "...мало того, что главные герои евреи, то есть они чужие, так они еще живут и в кавказской среде", - утверждает господин Шагин.  Среда же обозначена возлюбленным главной героини Илоны работником заправки Залимом, который за все время произносит с десяток ничего не значащих фраз и его друзьями, молодыми адыгами (самоназвание кабардинцев, адыгейцев и черкесов - Д.Н.), деградирующими парнями, ушедшими их села и потерявшими связь с культурой предков, но так и не впитавшими городскую.

 

Как мы знаем, "Теснота" была обласкана критиками и различными жюри. И чтобы понять возможные причины этого, обратимся к высказываниям Кантемира Балагова, ставящего неосознанно под сомнение справедливость присуждения ему высокой награды Канн, а также и шести других. "Я понимаю, что меня могут обвинить в том, что молодой режиссер решил в Каннах выехать на еврейской теме. Но это воспоминание моего детства", "Для меня было важно показать еврейскую семью не для того, чтобы выехать на еврейской тематике, мне было интересно ощущение этой маленькой диаспоры", "Если после просмотра люди будут думать, что я эксплуатирую и экзальтирую еврейскую тематику - очень печально.


Ни в одном из приведенных высказываний он не отрицает факта выигрышности использования тематики преследования евреев для получения тех или иных наград на конкурсах или фестивалях. Это как бы аксиома для него. Но тем самым он закидывает зерна сомнения в справедливости решений высоких жюри и в наши головы. Более того, не опровергая тезиса о пользе эксплуатации подобной темы, своими последующими   заверениями, что таты выбраны по другой причине, он достигает обратного эффекта. Ну и как тут не припомнить все того же господина Шагина, обозначившего появление режиссера "с очень хорошими мозгами." 


Возвращаясь к тем же неосознанным утверждениям восходящей звезды кинематографа о предвзятости Каннского да и любого жюри, стоит особо упомянуть в этой связи имя его учителя Сокурова Александра Николаевича. Понятно, что убежденность начинающего режиссера в выигрышности еврейской тематики свалилась не с потолка, а была не раз проговорена между учителем и учеником прежде, чем приступать к работе. А иначе откуда у провинциального паренька могло сложиться мнение по столь щекотливому вопросу. 


Сама же картина на зрителя, не увидевшего в ней подтасовок и натяжек, о которых будет еще сказано, производит впечатление добротной, продуманной ленты со множеством подтекстов и символов, обращающейся к главным вопросам бытия. Понятно, подобные фильмы не собирают большой аудитории: на них не ходят и они теряются в общей массе. И поэтому, по мере просмотра "Тесноты", становится очевидным, что не будь господин Балагов учеником Сокурова, она прошла бы незамеченной не только на Западе, но и в России. И вот тут следует отдать должное не только таланту, но и пробивным способностям учителя, кем-то прозванного "совестью России". Эту, пусть интересную, но явно не выдающуюся ленту, господин Сокуров сумел-таки преподнести высокой каннской и другим судейским коллегиям в качестве мерила подлинного искусства. 


В фильме, как нам заявляет Кантемир, показаны горские евреи, но даже главная героиня - это полный антипод девушке-татке. Работая с горскими евреями более полутора десятков лет, будучи рядом с ними в буднях, в радости и в горе, могу ответственно заявить, что не видел ни одной татки, ведущей с близкими сальные беседы, курящей при родителях или, выставляющей напоказ свое грязное нижнее белье, впрочем, как и чистое. В картине, в отличие от адыгов, таты ни слова не вымолвили на родном языке, хотя в быту они общаются чаще на нем.. Более того, у всех татов, обозначивших свои фамилии   - фамилии евреев-ашкенази. И хотя говорит, что " мне интересно было ощущение этой маленькой диаспоры", кем-кем, а татами в фильме и не пахнет.


И всему этому есть объяснение. Автор хочет показать именно межнациональное противостояние. Ведь не будь обозначена национальность бандитов, в данном случае через кабардинскую речь, то преступниками вполне могли быть и евреи, вымогающие деньги у евреев. Далее, видимо от того, что драмы маленькой общины недостаточно для глобального сочувствия, таты путем манипуляции с фамилиями становятся евреями-ашкенази. 
 

Небольшими вкраплениями   в повествование Балагов разжигает неприязнь между двумя народами: вот один из кабардинцев говорит, что правильно делали, что из евреев варили мыло. И подстрекательство режиссера еще более явственно проявляется в подтасовке деталей: в моменте передачи Илоне ее похищенного брата. Бандит на кабардинском говорит: " Вытащите (плененный находится в багажнике - Д.Н.) еврея". В титрах же дается: "Вытащите жида". Но у адыгов нет уничижительного названия евреев: "журт" означает еврей и только. А потому можно утверждать, что для достижения успеха Балагов разыгрывает именно эти карты - ненависть и неприятие. 


И теперь становится понятным отчего в картине появляются, вроде как абсолютно лишние, страшные кадры казни российских солдат чеченцами. К тому же не игровые, а документальные!!! 

Для российского, а тем более мирового зрителя все кавказцы мусульмане и потому едины. Учитывая неприязнь и европейцев к понаехавшим к ним с непонятной   культурой мусульманам, становится очевидным, что этим моментом Кантемир хочет усилить враждебность зрителя к кабардинцам, добавляя в конфликт и конфессиональную составляющую.


Дабы отвлечь внимание публики от грубых искажений и убедить его в достоверности происходящего, Балагов применяет эффектный и эффективный прием: он удивительно точно передает внешние атрибуты и детальки того времени. Показывая полуразбитые "Жигули", джинсы-"варенки", баулы "челночников", оплетку руля раздолбанной "шестерки" и прочее, Кантемир заставляет нас умилиться своими воспоминаниями и поверить ему.


Возвращаясь в лихие девяностые можно констатировать, что, действительно, были случаи кражи людей с целью получения выкупа, в том числе и членами кабардинского преступного сообщества, которое, абсолютно не чувствующий слова, Балагов называет "семьей". Но то были явления единичные: "Нельзя сказать, что это были частые похищения" (Балагов). Но на основании их и благодаря умелой манипуляции материалом, даже многоопытный Шагин делает далеко идущие выводы. В   памяти же простого зрителя, как и задумал и искусно осуществил идею режиссер, несомненно, отложится информация, что кабардинцы - это такие люди, которые, пользуясь незащищенностью евреев, тем, что они "чужие", грабили их в период лихолетья. 


А историческая правда прямо противоположна киношной и, если бы молодой режиссер не отбрыкивался от культуры адыгов, как черт от ладана (" Я и до всего этого не чувствовал себя кабардинцем, у меня нет никакой привязанности к этим традициям, к этой культуре. Я даже кабардинского языка не знаю"), то, наверняка, знал бы ее. 

Вот что пишет  в "Холокосте на Юге России в период Великой Отечественной войны(1941-1945гг.)" исследователь Е.А.Войтенко:

  "С приходом фашистов на Юг России на территории трех республик, двух краев и двух областей летом-осенью 1942 года погибли не менее 67 500 евреев...Подавляющее большинство этих жертв (91,2%) было уничтожено на территории Ставропольского и Краснодарского краев, а также в Ростовской области. Избежали уничтожения только горские евреи, проживающие на территории Кабардино-Балкарии и в г. Нальчике". 


Из сведений ученого следует, что в период, когда на карте стояла жизнь всей еврейской общины КБР среди многосоттысячного адыгского населения республики не оказалось НИ ОДНОГО предателя, кто бы открыл немцам глаза на татов. Более того, есть свидетельства, что даже руководители кабардинского коллаборационистского правительства заступились за них, написав письмо фельдмаршалу фон Клейсту, где характеризовали татов как одну из разновидностей кавказских народов. И это был подвиг всего этноса, не посчитавшего татов "чужими" и рисковавшего подвергнуться репрессиям за укрывательство евреев.  


Вот о чем можно было поставить фильм молодому режиссеру, будь он действительно озабочен проблемами сплочения народов, а не возвеличиванием собственного эго. Но Балагов точно подметил или ему подсказали, что добро в искусстве почему-то сложно пробивает путь к успеху. А потому гораздо проще достичь его, обращаясь к чернухе, обрамив ее спекулятивными деталями.


Безусловно, нельзя не согласиться с утверждениями критиков, что "Теснота" поставлена профессионально.  И потому сложно поверить, что человек, косвенно утверждающий, что его картину выделили из-за того, что она о гонениях на евреев, который, "включив голову", сообщает, что до поступления на курс Сокурова, то есть до двадцати одного года, "вообще не читал - может пару книг прочел за все время", проявляющий невежественность даже в элементарных вопросах, касающихся описываемого им народа (утверждает, что таты начали строить свою общину в КБР после ВОВ), выдающий множество интервью, являющихся кладезью некомпетентности, противоречивости и саморазоблачения,   что такой человек мог поставить эту непростую картину. 


А потому, думается, не зря интервьюер господин Дымарский высказал мысль, что: "Я там увидел Сокурова". То есть, он увидел идеи, задумки и приемы учителя. И теперь все становится на свои места. Но все же остается загадкой: почему роль проводника этих идей досталась именно господину Балагову?


P.S.  

28.07. 2017 года на "Эхо Москвы" состоялось интервью молодого режиссера, я бы сказал, с элементами покаяния. Если до сих пор на фоне грандиозного успеха Кантемира "несло", и он наговорил кучу необдуманных вещей, то теперь в попытке догнать уходящий поезд - заговорил диаметрально противоположно. " Я бы не сказал, что традиции и культура кабардинцев... это плохо", вспомнил, что кабардинцы "прятали" ( именно "прятали", хотя на деле была организованная кампания) евреев во время ВОВ, что во время чеченской войны зверствовали и русские солдаты, что чуть было не стал ходить в мечеть, что верит во Всевышнего (правда, без конкретизации) и на чистом кабардинском выдал сложное "уыпсоу" (благодарность, пожелание жизни). 


Скажу откровенно, лично у меня от его новой позиции сложилось впечатление, что в соцсетях или еще где-то Балагову напомнили о том, что за неверные слова, особенно на Кавказе, полагается нести ответственность. Вот он и выкручивается возможными для него способами.


Да, вместе с ведущим Дымарским не обошли они и положение о выигрышности эксплуатации еврейской темы. И наконец-то Кантемир выдал требуемый   ответ. Но для этого Дымарскому пришлось возвратиться к своему вопросу, так как первая попытка не увенчалась успехом. В конце концов, Балагов сказал, что, скорее, проблема в исполнении, а не в тематике и привел в пример фильм, получивший американский "Оскар," - "Сын Саула"...о холокосте. Опровергая тезис выигрышности еврейской тематики, он приводит нам в пример фильм о гонениях евреев. Логику мышления парня, вернее ее отсутствие, придется восполнить нам: ясно, что Кантемир столь неудачным образом пытается опровергнуть мнение по этому вопросу, навязанное нам своими предыдущими интервью. 


Даут Налоев

 

Кинолента «Теснота» (ВИДЕО) молодого режиссера из Нальчика Кантемира Балагова вызвала противоречивые отклики - Sk-News.RuПочему дебют молодого режиссера из Нальчика Кантемира Балагова вызвал столько споров среди его земляков?
12.08.2017 Sk-News.Ru
Во всероссийский прокат вышел получивший приз Каннского фестиваля фильм Кантемира Балагова.
03.08.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
Фильм Кантемира Балагова «Теснота» вышел во всероссийский прокат - KbrInfo.RuДебютный фильм молодого режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова «Теснота» вышел во всероссийский прокат.
03.08.2017 KbrInfo.Ru
Слова режиссера Кантемира Балагова о том, что он не считает себя кабардинцем, вряд ли когда-либо забудут в республике, считает черкесский активист Андзор Кабард.
27.07.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
Адыги раскритиковали заявление режиссера Кантемира Балагова о том, что он не считает себя кабардинцем, хотя и является представителем этой национальности.
24.07.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
Кантемир Балагов о прокате фильма "Теснота" в Нальчике - Kavkaz-Uzel.RuФильм "Теснота" куплен для проката в столице Кабардино-Балкарии, несмотря на запрет режиссера Кантемира Балагова.
12.07.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
104106756_large_375127_spektr_raduga_krugovorot_polosy_1920x1080__wwwGdeFonru_ - Министерство культурыВ музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко в Нальчике открывается выставка «Радуга палитры»  нальчикской детской художественной школы.
17.10.2017 Министерство культуры
В Нальчике откроется выставка Детской художественной школы - РИА Кабардино-БалкарияВ музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко в Нальчике открывается выставка «Радуга палитры»  нальчикской детской художественной школы, сообщили в администрации музея.
16.10.2017 РИА Кабардино-Балкария
В Нальчике проходит выставка Владимира Баккуева - Городской округ НальчикВ Нальчике в музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко открылась выставка живописных работ, посвященная 75-летию художника Владимира Баккуева.
16.10.2017 Городской округ Нальчик
Иордания и Турция пригласили привести к ним выставки Национального музея Кабардино-Балкарии - Sk-News.RuЭто будут интерактивные экспозиции за рубежом. Их помимо восточных государств также планируется провести в ряде европейских стран.
15.10.2017 Sk-News.Ru
Холодное оружие, золотное шитье и другие экспонаты из Национального музея Кабардино-Балкарии представлены на открывшейся сегодня в московском музее Востока выставке "Кабарда.
14.10.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
Открытие VI Международного фестиваля симфонической музыки имени Юрия Темирканова - KbrInfo.RuМинистерство культуры Российской Федерации,  Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики приглашают на VI Международный фестиваль симфонической музыки имени Юрия Темирканова.
14.10.2017 KbrInfo.Ru
13 октября в 8 часов 50 минут 45-летний водитель автомашины «Лада Приора» в с. Кашхатау выехал на встречную полосу, где столкнулся с ГАЗ-3102.
17.10.2017 Кабардино-Балкарская правда
Подземный толчок магнитудой 3,3 зафиксирован сегодня ночью в Баксанском районе Кабардино-Балкарии.
17.10.2017 Kavkaz-Uzel.Ru
Автобус 32 «А» с 20 пассажирами попал в аварию в центре Ставрополя - Sk-News.RuРанним утром ещё до семи часов 17 октября на регулируемом перекрестке улиц Льва Толстого и 8 Марта краевого центра общественный транспорт столкнулся с «Тойотой».
17.10.2017 Sk-News.Ru
Проходят годы, но мы о них не забываем - Кабардино-Балкарская правда
Проходят годы, но мы о них не забываем
Вчера, в двенадцатую годовщину нападения боевиков на Нальчик, в Кабардино-Балкарии прошёл  День памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.
Кабардино-Балкарская правда
В Нальчике прошли траурные мероприятия, посвящённые памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших во время нападения боевиков на Нальчик в октябре 2005 года - Кабардино-Балкарская правда
В Нальчике прошли траурные мероприятия, посвящённые памяти сотрудников правоохранительных органов, погибших во время нападения боевиков на Нальчик в октябре 2005 года
В результате нападения боевиков на Нальчик 13-14 октября 2005 года погибли 14 мирных граждан и 35 сотрудников правоохранительных органов, ликвидированы 95 нападавших.
Кабардино-Балкарская правда
Не успел завершить обгон
Четвёртого октября в 7 часов 30 минут 28-летний водитель (отказался от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения) ВАЗ-21093 в Прохладненском районе сбил 49-летнего мужчину, находившегося на обочине.
Кабардино-Балкарская правда
В Нальчике откроется выставка Детской художественной школы - РИА Кабардино-БалкарияВ музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко в Нальчике открывается выставка «Радуга палитры»  нальчикской детской художественной школы, сообщили в администрации музея.
16.10.2017 РИА Кабардино-Балкария
В Нальчике проходит выставка Владимира Баккуева - Городской округ НальчикВ Нальчике в музее изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко открылась выставка живописных работ, посвященная 75-летию художника Владимира Баккуева.
16.10.2017 Городской округ Нальчик
Иордания и Турция пригласили привести к ним выставки Национального музея Кабардино-Балкарии - Sk-News.RuЭто будут интерактивные экспозиции за рубежом. Их помимо восточных государств также планируется провести в ряде европейских стран.
15.10.2017 Sk-News.Ru
Счастья тебе, Башкортостан!
С 7 по 14 сентября в столице Башкортостана Уфе проходил VI Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык» («Родство»),
Кабардино-Балкарская правда
«Хьэгъэудж  гуп» - не только этнографический проект, но и творческий - Газета Горянка
«Хьэгъэудж гуп» - не только этнографический проект, но и творческий
О первом живом выступлении ансамбля исполнителей фольклорных песен и наигрышей адыгов «Хьэгъэудж гуп» мы писали в мае.
Газета Горянка
«…От балета никуда не денусь!»
Говорят, что писать о балете – всё равно, что танцевать об архитектуре. Пожалуй, так и есть, ведь классический танец – не просто умелая комбинация специфических телодвижений под музыку, это полёт души.
Кабардино-Балкарская правда
Сержант Бозиева – призер чемпионата России - РИА Кабардино-БалкарияВ Нальчике в спорткомплексе «Универсальный» завершился чемпионат России Ассоциации Силового Многоборья «Витязь - 2017», посвященный памяти подполковника ФСБ России Магомеда Дзахмишева,
17.10.2017 РИА Кабардино-Балкария
13 oktyabrya 17 - Черекский муниципальный районВ память о погибших сотрудниках правоохранительных органов 13 октября 2005 года в Черекском районе п.Кашхатау прошел районный турнир по легкой атлетике.
16.10.2017 Черекский муниципальный район
Бронза Идара Багова - Кабардино-Балкарская правда
Бронза Идара Багова
В первый день первенства Европы по тхэквондо среди кадетов в Будапеште бронзовую медаль в копилку сборной России принёс наш земляк Идар Багов, уступив лишь балл победителю первенства в полуфинале.
Кабардино-Балкарская правда
Пример мужества и стойкости - Кабардино-Балкарская правда
Пример мужества и стойкости
В Черекском районе состоялось торжественное мероприятие, посвящённое столетию со дня рождения Героя Советского Союза Кубати Карданова.
Кабардино-Балкарская правда
Сближая народы - Кабардино-Балкарская правда
Сближая народы
Во Владикавказе на республиканском стадионе «Спартак» при поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа,
Кабардино-Балкарская правда
Дорога в Приэльбрусье будет полностью восстановлена после схода селя к началу горнолыжного сезона - KbrInfo.RuПроезд по федеральной трассе А-158 «Прохладный-Баксан-Эльбрус» в Эльбрусском районе, пострадавшей от стихии, обеспечен,
17.10.2017 KbrInfo.Ru
Кабардино-Балкарии выделены деньги на ликвидацию последствий стихии 2016 года - РИА Кабардино-БалкарияРаспоряжением председателя правительства РФ Кабардино-Балкарии на ликвидацию последствий неблагоприятных погодных условий (май–июль 2016 года) выделено более 49 миллионов рублей,
17.10.2017 РИА Кабардино-Балкария
Кабардино-Балкария наращивает экспорт кукурузы - РИА Кабардино-БалкарияБолее 20 тысяч тонн высококачественных семян кукурузы аграрии Кабардино-Балкарии в 2017 году поставят в субъекты федерации, а также в Республику Беларусь и Казахстан, - сообщает Министерство сельского хозяйства КБР.
17.10.2017 РИА Кабардино-Балкария
AMB - РоссельхознадзорВ сентябре  2017 года  отделом надзора в области  карантина растений, семеноводства и качества зерна (Кабардино-Балкарская Республика) Управления Россельхознадзора по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная
17.10.2017 Россельхознадзор
Автоинспекторы Кабардино-Балкарии помогли минимизировать последствия возгорания автомобиля на буксире - ГИБДД КБР14 октября текущего года в 21 час 30 минут по 418 километру Федеральной автодороги «Кавказ» двигалась большегрузная автомашина, к которой на буксире был прицеплен и горел другой грузовик, в кузове которой находится внедорожник.
17.10.2017 ГИБДД КБР