К такому мнению пришли в Общественной палате КБР, обсудив результаты общественной экспертизы проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Заместитель председателя ОП КБР Людмила Федченко отметила, что в целом предлагаемые изменения не вносят ясности в законодательство об общественном контроле и не способствуют системному совершенствованию правовых основ его организации и осуществления.
Предлагаемая законопроектом федеральная государственная информационная система, обеспечивающая сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и передачу информации о деятельности субъектов общественного контроля, представляется излишней, а также нечетко урегулированной. В частности, неясно, является ли регистрация субъектов общественного контроля обязательной или нет, вправе ли субъекты контроля привлекать к проведению проверок и экспертиз лиц, не зарегистрированных в качестве общественных инспекторов и экспертов и т.д.
Излишним представляется положение законопроекта о распространении информации об общественном контроле на основе открытой лицензии в порядке, устанавливаемом законодательством РФ. Учитывая изменения, предлагаемые законопроектом в ст. 2 Федерального закона, такой порядок может быть установлен как федеральными нормативными актами, так и региональными, а также муниципальными правовыми актами в части, не противоречащей Федеральному закону. Однако Федеральный закон и действующее законодательство РФ не предусматривает порядка распространении информации об общественном контроле на основе открытой лицензии. Не установлено законодательством также общее понятие открытой лицензии (такое понятие установлено частью 4 Гражданского кодекса РФ только применительно к результатам интеллектуальной деятельности).
Представляется нецелесообразным отнесение к субъектам общественного контроля консультативных и экспертно-консультативных органов при органах власти. По мнению экспертов, это не соответствует их назначению – выполнению консультативных и экспертно-консультативных функций при определенных органах власти.
Нельзя признать обоснованным и введение в Федеральный закон вместо «общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» понятия «объединения граждан», которое носит универсальный характер и подразумевает не только законодательно закрепленные формы общественных объединений, но и любые формы самоорганизации граждан, преследующих общие цели и задачи.
«Федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ» в действующей редакции является очень противоречивым и непоследовательным, однако предлагаемые в него изменения не вносят в него ясность и не являются достаточными для регулирования соответствующих отношений», – подчеркнула Федченко.
Кроме того, как считают в Общественной палате КБР, остались неурегулированными недостатки Федерального закона в действующей редакции, в том числе:
1) отсутствие понятийного аппарата в действующем Федеральном законе, что вызывает различные его толкования, трудности в реализации его положений и не способствует системному совершенствованию правовых основ организации и осуществления общественного контроля;
2) п. 7 ст. 10 Федерального закона устанавливает возможность субъектов общественного контроля обращаться в суд в защиту прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами, однако такие случаи в настоящее время не установлены и законопроектом не предлагаются;
3) часть 5 ст. 13 Федерального закона предусматривает порядок создания советов только при федеральных органах исполнительной власти (на федеральном уровне). Как, в каком порядке должны создаваться общественные советы при территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти Федеральный закон, а также предлагаемый законопроект не регулируют;
4) Федеральный закон предусматривает инициаторов и организаторов общественного контроля, не раскрывая указанных понятий, и непоследовательно их применяет:
- часть 2 ст. 19 Федерального закона, а также законопроект устанавливает организаторов общественного мониторинга, не указывая инициаторов мониторинга. При этом к организаторам не отнесены общественные советы при органах власти. Представляется, что они могут и должны быть инициаторами и организаторами мониторинга применительно к деятельности соответствующих органов власти;
- часть 2 ст. 20 Федерального закона, а также п. 20 ст. 1 законопроекта устанавливают инициаторов общественных проверок. Региональные и муниципальные общественные палаты только в случаях, предусмотренных законодательством РФ об общественном контроле, могут выступать инициаторами проверок. Таким образом, возможность инициировать проведение проверок региональными и муниципальными общественными палатами должна устанавливаться законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, что приведет к их неравноправному статусу в разных субъектах РФ.
Заключение по проекту ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» направлено в Общественную палату РФ и размещено на официальном сайте ОП КБР.
Проекты Общественной палаты КБР