Чехов с Кони-Айлендa

Чехов с Кони-Айлендa
Фото: www.goryankakbr.ru

Вуди АЛЛЕН – своеобразный пароль,по которому безошибочно определяешь близких по духу. В провинциальных кинотеатрах, программа которых
в лучшем случае навевает скуку на среднестатистического киномана,
очередной алленовский фильм – глоток воздуха, потому что дает возможность насладиться настоящим кино на настоящем экране.
«Колесо чудес» (2017) не стало исключением, даже несмотря на скандал, разгоревшийся вокруг имени режиссера непосредственно перед началом проката. Все же мы консервативны в своих пристрастиях, это касается не только новых имен, но и старых. Мы не можем легко и быстро отпустить в вакуум нелюбви то, к чему были долго привязаны. В этом консерватизме есть рациональное зерно: Вуди Аллен для нас  в большей степени режиссер и в меньшей человек, мы оцениваем его по тому, что он снимает и как. Поэтому и любим скорее не его самого, а его произведения и фильмы. А они все заслуживают внимания, и, за редким исключением, это блестящие работы. Словом, «Колесо чудес» показано к просмотру в обязательном порядке.
Кинокритики уже сравнили его с «Энни Холл», но мне фильм напомнил скорее недавний «Жасмин» не только в сюжетном повороте и некоторых нюансах настроения, но прежде всего в решении образа главной героини. Дело не в том, что Джини (Кейт УИНСЛЕТ) и Жасмин (Кейт БЛАНШЕТ) похожи характерами или судьбами, они очень разные, их истории вряд ли можно считать схожими, но что-то в них есть, что их роднит. Возможно, это слабость, невозможность противостоять ударам судьбы и собственным страстям, их некая эмоциональная «загнанность». В «Колесе чудес» Вуди Аллен практически беспристрастно препарирует образ Джини и откровенно любуется Кэролайн (Джуно ТЕМПЛ), не прекращая при этом восхищаться ни одной из них. Мужские образы в его фильмах не лишены харизмы и сложности, но как-то поверхностнее – их сложность находится в одной плоскости, поэтому даже их недостатки и грех не имеют той глубины, что у героинь-женщин. И Хампти, тонко и изящно, несмотря на внешнюю неэлегантность, сыгранный Джеймсом БЕЛУШИ, и Мики (Джастин ТИМБЕРЛЕЙК), несмотря на почетную роль нарратора, не могут соперничать с Джини и Кэролайн: для первых у Вуди Аллена нет даже конкретного цвета, а для вторых – четкого колористического решения.
Огненное медно-красное горение Джини и мягкое сиреневато-синее сияние Кэролайн – это борьба двух женщин, двух начал, и самым загадочным в нем становится то, как режиссер, оператор (Витторио СТОРАРО) и художники и мастера по свету (Санто ЛОКОСТО, Мигель ЛОПЕС-КАСТИЛЬО, Сьюзи БЕНЗИНГЕР и Реджина ГРЕЙВЗ) создают их переходы друг в друга. Так молодость сменяется зрелостью, любовь – ревностью, а перспектива – беспросветностью. Хотя, казалось, еще мгновение назад все было совсем иначе. Игра со светом и цветом в этом фильме превращается в визуальный аттракцион, который в определенные моменты захватывает зрителя сильнее, чем то самое чертово колесо, в непосредственной близости от которого разыгрываются все страсти. То, что сначала можно счесть за красивость, воспринимается как художественный прием – он словно расширяет возможности восприятия и в то же время становится самостоятельным мотивом, линией повествования.
В школе мы иногда писали сочинения, тема которых формулировалась примерно так: «Мастерство ТОЛСТОГО (ШЕКСПИРА, ДОСТОЕВСКОГО, ЧЕХОВА и т.д.) в раскрытии образа». Надо было суметь рассказать о приемах, с помощью которых писатель рисует целостный внешний и психологический портрет персонажа. Что-то подобное можно было бы написать и о мастерстве Вуди Аллена, потому что он не только умеет создавать образы, но и находит для каждого собственную систему координат, с позиций которой и подходит к своим героям. В этом он предельно близко сходится с вышеприведенными авторами, которых, кажется, готов цитировать бесконечно. В его фильмах нет очевидно хороших или плохих героев – каждый со своим набором добродетелей и недостатков, и при очевидном стремлении к схематизации характеров у Аллена нет никакой их однозначности и готовых ответов о добре и зле.
В «Колесе чудес» явно слышны чеховские мотивы, несмотря на то, что отсылки на «Гамлета» вербализуются гораздо активнее. С русским драматургом Вуди Аллена объединяет не только построение системы образов, но и основная интонация, эмоциональный рисунок сюжета. Герои могут кричать, «истерить» или рыдать, но настоящие катастрофы происходят в их душах тогда, когда они молчат или переходят на шепот. И здесь, в парке аттракционов на Кони-Айленде, так же, как и в запущенных дворянских усадьбах России, сердца разбиваются не во время скандалов, а за чашкой чая (или за пиццей).

Марина БИТОКОВА
 
По теме
Последние события, включая упорно не желающую набирать нужные темпы вакцинацию, показали, насколько важной является популяризация науки и даже, не побоюсь этого слова, «крестовый поход» против обскурантизма, или, по-русски,
Идеальное сочетание науки и практики - Газета Нальчик В этом году IV научно-практическая конференция аллергологов-иммунологов Северо-Кавказского федерального округа «Инновационные технологии иммунозависимых заболеваний» была приурочена к 30-летию ГБУЗ «Центр аллергологии и
Газета Нальчик
В Республиканской клинической больнице станет доступным лазерное лечение глаукомы - Министерство здравоохранения Для улучшения качества оказания медпомощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями в отделение микрохирургии глаза РКБ закуплено современное диагностическое и лазерное оборудование для хирургических вмешательств экс
Министерство здравоохранения
Строки над вершинами гор - Газета Горянка Где отмечать Всемирный день поэзии? Члены литературного клуба «Жан» для себя этот вопрос решили еще в 2018 году, когда были проведены первые «Чтения на Чегете».
Газета Горянка
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ - Газета Горянка Ирина КАПКОВА работает специалистом отдела продаж торговой марки, имеет разряд по плаванию и любит кулинарить по выходным.
Газета Горянка
1F8B1F6F-7E42-4D59-A00E-DBACBA402AAB.jpeg - РИА Кабардино-Балкария Глава КБР Казбек Коков вместе с Губернатором Ставропольского Края Владимиром Владимировым и Главой КЧР Рашидом Темрезовым приняли участие в туристко-патриотическом слете "Мосты дружбы", сообщает корреспондент РИА «Кабардино-Балкария».
РИА Кабардино-Балкария