Содействовать формированию благоприятного делового климата
Уполномоченным по защите прав предпринимателей в КБР Ю. Афасижевым Главе КБР представлен ежегодный доклад.
– Юрий Сафарбиевич, как на сегодня выглядит структура института бизнес-омбудсмена в республике?
– 17 апреля исполнилось четыре года как вступил в силу закон об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в КБР, и всё это время ведётся работа по укреплению и развитию института бизнес-омбудсмена.
В структуру входят общественный и экспертный советы, для работы которых привлечены представители органов исполнительной власти, региональных объединений «Деловая Россия», «ОПОРА России», «Союз промышленников и предпринимателей», авторитетные юристы. В каждом муниципальном районе и городском округе от моего имени работают общественные помощники из числа предпринимателей, рекомендованных главами местных администраций. При поддержке Администрации Главы КБР открыта и функционирует общественная приёмная.
На основе заключённых соглашений безвозмездную профессио-нальную юридическую помощь оказывают эксперты pro-bono. Заключено 20 соглашений о взаимодействии с федеральными органами власти на территории республики и региональными. В настоящее время собираемся привлечь экспертов в области налогового, земельного законодательства, в сфере строительства и др. с целью повышения эффективности рассмотрения обращений.
– Сколько обращений поступило на ваше имя?
– За 2016 год – 62, из них письменных – 37 с жалобами на нарушение прав в сфере имущественных, земельных отношений, кадастра, на участие в конкурсах на получение средств господдержки, при заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов, волокиту при рассмотрении уголовных дел, где потерпевшей стороной являются субъекты предпринимательской деятельности. Частично или полностью восстановлены права 20 субъектов предпринимательства.
По сравнению с 2015 годом увеличилось как количество обращений, так и субъектов предпринимательства, чьи нарушенные права восстановлены.
Однако не все заявления нашли обоснования нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства. По другим для завершения потребовались обращения в суд или изменения действующего законодательства.
По устным обращениям, в числе которых надо учитывать поступающие общественным помощникам, в целом дано около 80 консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Росту количественных и качественных показателей способствовали повышение доверия к институту бизнес-омбудсмена, совершенствование форм и методов приёма и рассмотрения обращений.
Проводится совместный личный приём с прокурором КБР. Также личные приёмы осуществляются по утверждённому графику в филиалах многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг КБР. К рассмотрению обращений привлекаются прокуратура КБР, Управление антимонопольной службы по КБР.
С другой стороны, рост обращений – свидетельство того, что не до конца решены задачи по устранению административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, несмотря на очевидные позитивные результаты по формированию в республике благоприятного делового и инвестиционного климата.
В первом квартале на рассмотрение поступило 17 обращений, в которых доминируют жалобы на незаконные действия субъектов естественных монополий, местных администраций на допуск к аукционам на право заключения договора аренды земли, на отсутствие необходимых условий для эффективного использования арендуемого муниципального имущества.
– Какие мероприятия проводятся по предотвращению нарушений прав предпринимателей?
– Это целый комплекс мер – участие в оценке регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, а также региональных законопроектов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности. По итогам 2016 года подготовлено 12 заключений, в том числе на законопроекты, устанавливающие специальные налоговые режимы. При их принятии учтены наши предложения по расширению видов деятельности, в отношении которых применяется льготная система налогообложения.
Чтобы предотвращать нарушение прав предпринимателей, обеспечивается участие в работе общественно-консультативных советов при Главе КБР, Парламента и Правительства, прокуратуры КБР, федеральных органов власти на территории республики, представителей которых мы также активно привлекали к проведению обучающих семинаров для предпринимателей по вопросам реализации законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, мониторинга правоприменения порядка кадастровой оценки недвижимого имущества.
– Как вы оцениваете проводимую реформу контрольно-надзорной деятельности?
– В республике в соответствии с утверждённой Правительством РФ «дорожной картой» принимаются серьёзные меры по реформированию контрольной и надзорной деятельности.
Согласно статистической отчётности прокуратуры КБР в 2016 году более чем на три тысячи сократилось количество плановых проверок, почти в восемь раз – внеплановых. В рамках совершенствования осуществляемой деятельности контрольно-надзорные органы принимают меры, направленные на снятие излишних административных ограничений предпринимательской активности. К этому процессу привлекаются органы власти, институты гражданского общества.
Недавно мы участвовали в публичных обсуждениях результатов обобщения и анализа правоприменительной практики по шести видам контроля (надзора), подготовленным Главным управлением МЧС России по КБР.
На наш взгляд, есть ещё проблемы с внедрением риск-ориентированного подхода в осуществлении проверок. Необходима система оценки результативности и эффективности деятельности контрольно-надзорных органов, не в полной мере внедрён механизм межведомственного взаимодействия.
– Включены ли в ежегодный доклад предложения по снижению административных ограничений в развитии предпринимательства?
– Руководству республики представлены предложения по решению проблем, выявленных по результатам деятельности. Они связаны с необходимостью совершенствования порядка допуска к конкурсам на право получения средств господдержки, размещения нестационарных торговых объектов, повышения информированности субъектов предпринимательства о реализуемых госпрограммах, об имуществе, предназначенном для передачи во владение или пользование субъектам малого и среднего бизнеса, консультационной помощи начинающим предпринимателям, недопущения ухудшения финансового положения арендаторов вследствие кратного увеличения стоимости арендуемого имущества.
Одна из основных задач института бизнес-омбудсмена на предстоящий период – придать импульс в поиске эффективных правовых инструментов и методов решения проблем и вопросов в сфере предпринимательства во взаимодействии с органами власти, институтами гражданского общества с целью формирования благоприятного инвестиционного и делового климата, снижения административных барьеров.
25.04.2018 Министерство промышленности КБР

25.04.2018 МФЦ

24.04.2018 Министерство экономического развития

24.04.2018 Sk-News.Ru

23.04.2018 Sk-News.Ru

23.04.2018 Sk-News.Ru

23.04.2018 Пенсионный фонд

23.04.2018 Sk-News.Ru