1 сентября 2016 года вступает в силу закон «Об арбитражном (третейском) разбирательстве в Российской Федерации», вводящий несколько важных изменений касательно третейских судов. Самым важным из них можно назвать обязательное лицензирование третейских судов.
Прежде всего, устанавливается новый порядок создания постоянно действующих третейских судов, согласно которому они могут быть созданы только при некоммерческих организациях на основании соответствующего акта Правительства Российской Федерации, принимаемого на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства ( статья 44 Закона об арбитраже ). Создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях не допускается. Необходимо отметить, что ранее третейский суд мог быть образован на базе общества с ограниченной ответственностью либо любой коммерческой организации.
Новым ФЗ вводится лицензирование третейских судов и жестких лицензионных требований. Обязательным является официальное опубликование сведений об учредителях арбитражного учреждения, усилятся требования к составу списка арбитров: их должно быть не менее 30 человек, из которых хотя бы одна треть это юристы с учеными степенями, и как минимум половина арбитров должны быть государственными судьями в отставке.
При Минюсте создается Совет по совершенствованию третейского разбирательства, который будет выдавать лицензии вновь созданным судам, так же за нарушения будет выносить предписания об устранении, а в случае грубых и неоднократных нарушений сможет вынести предписание о прекращении деятельности такого третейского суда.
Таким образом, с введением нового закона все действующие третейские суды, желающие сохранить статус арбитражного учреждения, должны получить соответствующее разрешение на осуществление функций арбитражного учреждения. В противном случае они будут не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.
Реформы затронули и зону ответственности третейских судов. Так, некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража в виде возмещения убытков, причиненных в результате выполнения своих функций.