Актер, музыкант, драматург

Актер, музыкант, драматург
Фото: www.kbpravda.ru

Буквально на днях он отметил день рождения. Мы решили воспользоваться случаем и рассказать об этом талантливом и многогранном человеке. Сегодня в гостях у «Кабардино-Балкарской правды» – актёр, композитор, музыкант, танцор и драматург. Мурадин Думанов – народный артист КБР, художественный руководитель муниципального театра эстрады.  Его песни исполняют Черим Нахушев, Хусен Маремуков, Ольга Сокурова, ансамбли «Бжамий» и «Сосруко».
– Театр эстрады открылся в 2012 году. Что успели сделать за эти пять лет?
– Мы подготовили четыре музыкальных спектакля и три концертные программы. Своей труппы у нас, к сожалению, нет. Нам приходится работать с приглашёнными актёрами,  и это ограничивает репертуар. Зато в театре есть профессиональный музыкальный коллектив. «Ридада» – вокальная группа, состоящая из исполнителей и музыкантов.  Мы занимаемся поиском, восстановлением и аранжировкой старинных адыгских песен и работаем с современными авторами. К сожалению, большая часть молодёжи относится к национальной эстраде скептически. Наша задача – сломать этот стереотип. Сейчас мы работаем над музыкальным проектом и, думаю, через два-три месяца сможем показать результат. Насколько удачна наша работа – судить, конечно, зрителю, но я очень надеюсь, что программа заинтересует публику и особенно молодых. Нам давно пора возвращаться к истокам, в противном случае мы рискуем исчезнуть как нация.
– Сегодня мы всё чаще слышим традиционные национальные  мелодии в сочетании с джазом, роком и другими современными музыкальными направлениями. Как вы к этому относитесь? 
– До недавнего времени в этих вопросах я был достаточно консервативен. Потом понял – мир становится другим, и вместе с ним меняемся мы. Музыканты должны идти в ногу со временем, но есть грань, которую переступать всё-таки нельзя.
– Если уж речь зашла о такой категории, как время, предлагаю вернуться в детство. Многие известные музыканты получили свой дар по наследству.  Ваши родители имели отношение к музыке? 
– У нас была очень музыкальная семья. Мама играла на  гармони, отец великолепно исполнял старинные адыгские песни. Видимо, поэтому я люблю национальную музыку, и не важно, кабардинская она, балкарская, грузинская, русская или украинская. В детстве я подыгрывал маме на гармошке, потом научился играть на балалайке, освоил гитару и духовые инструменты.
– «Битлов» в юности слушали?
– А кто их в то время не слушал? И «Битлз», и «Роллинг стоунз»… Конечно, тогда с этим было туговато, особенно в селе. Если у приятеля появлялся транзистор, мы собирались у него дома, слушали зарубежную музыку и, конечно, «вражеские» голоса. Между прочим, у нас в стране тоже были замечательные коллективы: «Цветы», «Самоцветы», «Голубые гитары», «Добры молодцы», позднее появились «Песняры», «Ялла»…
– Какую музыку предпочитаете сейчас?
– Какую бы музыку я ни слушал, всегда ищу пассажи, близкие к адыгским. Например, мне очень нравятся традиционные шотландские мелодии, и я нахожу в них много общего с нашей музыкальной культурой. С удовольствием слушаю хорошую эстраду, классику рока: «Дип Перпл», «Пинк Флойд», «Лед Зепплин»…
– Логично предположить, что в юности вы играли в каком-нибудь школьном ансамбле…
– Нет, в школе всё ограничивалось художественной самодеятельностью. В ансамбль я попал уже в армии. У нас была неплохая группа, состоящая из четырёх музыкантов. Мне повезло, что встретился с этими ребятами. Двое из них  окончили консерваторию и многому меня научили.
– Насколько мне известно, вы работали в национальных театрах. С чего началась ваша карьера драматического актёра?
– Демобилизовавшись, я узнал, что  Щукинское училище набирает студентов для кабардинской театральной студии. С подачей документов опоздал, но судьба свела меня с актёром Мухарбеком Аковым. С лёгкой руки этого человека я стал работать в Черкесском драматическом театре, который сегодня носит его имя. Вернувшись в Нальчик, устроился в театр Кабардинской драмы и  практически сразу подружился с ребятами из «Кабардинки». Узнав, что я неплохо танцую, они уговорили меня заняться профессиональной хореографией. В те годы ансамблем  руководил  замечательный хореограф Мутай Ульбашев, и я очень рад, что  судьба свела меня с этим человеком. По большому счёту, мне всегда везло на талантливых людей. Я лично знал Хашира Дашуева, очень горжусь, что работал с  Григорием Гальпериным. Это был уникальный балетмейстер, который в своё время сотрудничал с Моисеевым – создателем всемирно известного ансамбля. Гальперин руководил  несколькими национальными коллективами, потом пришёл к нам, в «Кабардинку». Программа тех лет появилась благодаря ему и Мутаю Ульбашеву, который прекрасно разбирался в национальной хореографии.
– В каких странах вам довелось выступать? Что больше всего впечатлило за рубежом?
– Мы работали практически во всех социалистических странах, также я побывал в Испании, Греции, на Канарах, в Тунисе, Алжире, Марокко и Индии.
Ощущения были непередаваемые: совершенно другие люди, другой мир. Когда мы надевали вещи, привезённые из-за рубежа, в городе нас разглядывали, как музейные экспонаты.
– Если разговор зашёл об одежде, хочу спросить: вы согласны с тем, что, надев черкеску, человек внутренне меняется?
–  Конечно. Черкеска преображает мужчину. У него меняются осанка, манера поведения и даже взгляд. Думаю, можно провести аналогию с военной формой.
– Вы  часто носите каракулевую папаху. С чем это связано?
– Я ношу её с детства по примеру своего отца. Это самый главный элемент черкесской одежды. В старые времена башлык и папаха считались продолжением головы. Когда умер отец, мы раздали всю его одежду, за исключением двух вещей: я оставил себе башлык, а младший брат взял папаху.
– Вы человек популярный. Повышенное внимание окружающих не раздражает?
– Любому артисту приятно, когда его узнают. Наш менталитет предполагает тёплое отношение к известным людям. С другой стороны, человек публичный вынужден постоянно держать себя в руках, особенно тщательно следить за внешним видом, словами, поступками.
– В «Кабардинке» вы танцевали до 1985 года. Что произошло потом?
– Я вернулся в Кабардинский театр. Моими учителями стали замечательные актёры старой школы: Али Тухужев, Тимофей Жигунов, Куна Дышекова, Султан Каздохов, Мухадин Секреков, Казима и Леонид Эркеновы. Если говорить о балкарских актёрах, очень любил и люблю Магомеда Кучукова. Никогда не забуду, как в день похорон Али Тухужева Магомед Кучуков встал на колени и, плача, ладонями разравнивал могилу друга.
– Али Тухужев, безусловно, великий актёр, а каким он был вне сцены? 
– Он без труда находил общий язык с любым человеком. Мог сесть в песочницу и общаться с детьми, становясь при этом совершенным ребёнком. Мог на равных беседовать с глубоким стариком, умудрённым жизненным опытом. Али старался казаться весёлым, но мне казалось, что он был очень серьёзным человеком.  Артисты, работающие в сатирическом жанре, как правило, люди грустные.
– Как вы думаете, почему?
– Сатира напоминает кривое зеркало, через которое человек смотрит на самого себя. Артист, работающий в этом жанре, ставит перед собой задачу «ущипнуть» зрителя, заставить его задуматься о глубоких и серьёзных вещах. Это накладывает определённый отпечаток.
– Вы считаете, театр в первую очередь несёт воспитательную миссию?
– Я в этом уверен на сто процентов.
– Что, по-вашему, сложнее: заставить публику смеяться или плакать?
– Вызвать бессмысленный смех несложно, гораздо труднее объяснить зрителю, над чем он смеётся. Когда-то я написал новеллу для прекрасной актрисы Мадины Докшукиной о старушке-кабардинке, живущей в доме престарелых и читающей подругам письма от сына, которые пишет сама. В зале я увидел хохочущих людей, но внезапно у них на глазах  появились слёзы. Плакали не только женщины, но и мужчины, и тогда я понял, что цель достигнута.
– В 1992 году вы открыли собственный театр сатиры и юмора. С чем это было связано?
– Сатира – мощное оружие в борьбе с человеческими слабостями. Она помогает достучаться до публики.
– Ваши друзья и знакомые исключительно люди искусства?
– Нет, это представители самых разных слоёв общества. В буквальном смысле от пастухов до министров.
– Успех мужчины во многом зависит от женщины, которая рядом. Ваша супруга как-то связана с театром?
– Нет, она медицинский работник.
– Насколько мне известно, все ваши увлечения тесно переплетаются  с музыкой.
– Это действительно так. Я собираю музыкальные инструменты, по большей части национальные. В моей коллекции есть экземпляры из Аргентины, Сербии, Греции, Шри-Ланки. Кроме того, у меня неплохая фонотека. Она включает в себя записи  выступлений Государственного академического хора СССР, украинскую, латышскую, узбекскую, таджикскую, ирландскую, русскую музыку. В свободное время я с удовольствием слушаю оркестр, созданный греческим композитором Янни Хрисомаллисом. Он собрал музыкантов из разных стран мира, и, можете мне поверить, эта музыка звучит просто великолепно.

Беседовал Эдуард БИТИРОВ
 
По теме
«Моей дорогой Тамарочке Коковой, грациозной девушке Кабардинских гор. Нежной и талантливой актрисе, которая, я уверен, станет гордостью кабардинского народа»,
Материальный ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия подростком, достигшим возраста 14 лет, подлежит возмещению его родителями, если у него отсутствуют доход или имущество, достаточные для его возмещения,
Кабардино-Балкарская правда
Следственным отделом ОМВД России по Урванскому району предварительным расследованием окончено и направлено в суд уголовное дело по обвинению 34-летнего ранее судимого жителя Ставропольского края   в совершении преступления,
МВД Кабардино-Балкарской Республики
Следственным управлением завершено расследование уголовного дела в отношении застройщика, обвиняемого в мошенничестве - Следственный комитет Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике завершено расследование уголовного дела в отношении руководителя ООО «Недвижимость-Нальчик»,
Следственный комитет
Выборы-2024 - Кабардино-Балкарский ГАУ Коллектив Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им.
Кабардино-Балкарский ГАУ
На базе Республиканской клинической больницы, Городской клинической больницы №1 и ЦРБ Прохладненского района прошли обучающие конференции по современным возможностям КТ ангиографии и КТ коронарных артерий в клинической практике.
Министерство здравоохранения
Как сообщает пресс-служба Минздрава КБР, врождённое изменение первого шейного позвонка имеет название – аномалия Киммерле, которая может привести к различным неврологическим и сосудистым осложнениям.
Электронная газета Кабардино-Балкария
«Моей дорогой Тамарочке Коковой, грациозной девушке Кабардинских гор. Нежной и талантливой актрисе, которая, я уверен, станет гордостью кабардинского народа»,
Электронная газета Кабардино-Балкария